Роль сферы услуг в общественном разделении труда
Фактор расширения сферы услуг является рост общественной производительности труда в результате научно-технического прогресса и на этой основе повышение материального благосостояния людей и улучшение качества их жизнедеятельности
С ростом общественного разделения труда изменяется соотношение рабочего и свободного времени, соотношение трудовой и досуговой деятельности. Закономерностью развития современной цивилизации является увеличение объема свободного времени работающих и расширение спроса на различного рода услуги. В связи с увеличением свободно располагаемого дохода у работающего населения расширяется свобода выбора досуговой деятельности и разнообразными становятся формы использования свободного времени — занятие спортом, участие в культурных, оздоровительных мероприятиях, путешествия, туризм, занятие любительским делом (хобби) и т. д.
Направления развития сервисной деятельности
З истории развития сервисной деятельности выделяются три этапа : доиндустриальное общество, индустриальное и постиндустриальное. В каждом этапе услуга стремилась на новый уровень своего развития и значимости.
В первом этапе промышленность либо еще не возникла, либо давала работу намного меньшему числу людей, чем сельское хозяйство. Именно домашняя прислуга занимала основное место в сфере услуг.Низкая производительность и перенаселенность обуславливают большую долю недозанятого населения, которое распределяется в сельском хозяйстве и сфере домашних услуг.
На втором этапе услуга приобретает более яркое значение. Появляется массовое производство, независимые частные предприниматели или мелкие фирмы берут на себя услугу домашнего хозяйства и др.Услуга на пути к информационному обществу.
На третьем этапе: Главным видом деятельности в нем становится уже не производство товаров, а обработка информации и оказание услуг. Поэтому постиндустриальный этап развития цивилизации определяют как «информационное общество» и «экономику услуг».
В постиндустриальном обществе получают широкое распространение новые виды услуг. Это гуманитарные (образование, здравоохранение, социальные службы) и профессиональные услуги (анализ и планирование, дизайн, программирование)
5..Сущность и характеристика услуги
Услуга это прежде всего:1)действия ,дела или исполнение работы; 2)любая деятельность или благо,которые одна сторона может предложить другой; 3) результат взаимодействия поставщика ,заказчика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребности заказчика. результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Услуга может содержать одну или несколько операций. Пример 1 услуги – пение, пример нескольких операций - услуга врача , которая содержит такие операции, как выслушивание пациента, осмотр, назначение на анализы, знакомство с результатами анализа, установление диагноза и определение курса лечения.
В отличие от товаров, услуги сначала продают и лишь, затем производят и потребляют, причем это происходит одновременно.
Одновременность производства и потребления означает, что услуга производится в условиях реального времени и, следовательно, покупатель присутствует физически во время выполнения услуги.
Недолговечность услуги означает, что услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования
Неосязаемость услуги означает неуловимость или нематериальный характер услуги
Функции и виды услуг
1) обслуживание процесса производства материальных благ. Предполагается предоставление различных услуг сфере материального производства, которая нуждается в услугах транспорта и связи, правовых консультациях или услугах технического обслуживания оборудования. 2)–воспроизводство рабочей силы, осуществляется посредством услуг, предоставляемых населению, например, услуги образовательных и просветительных заведений. 3)создание дополнительных материальных благ путем производства на заказ предметов длительного пользования или путем восстановления ранее утраченных ими потребительских свойств. Эту функцию выполняют предприятия службы быта.
Социальные функции включают:удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания;обеспечивает снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах благодаря деятельности организаций жилищно- коммунального и бытового обслуживания;обеспечении безопасности и нормального функционирования государства, охране общественного порядка.
Можно выделить пять общих типов услуг:
Производственные - инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования Инжиниринг (от англ. engineering – технический, прикладной) – сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры, инженерно-консультационные услуги. Лизинг (от англ. lease - аренда, имущественный наем) – специфический способ финансирования технических инвестиций, основанный на долгосрочной аренде при сохранении права собственности на них за арендодателем.
Распределительные - торговля, транспорт, связь
Профессиональные - банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные
Потребительские - так называемые массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением
Общественные - телевидение, радио, образование, культура
7.Экономические функции сферы услуг:
Сфере услуг как сектору экономики присущи следующие экономические функции:
• Первой экономической функцией является обслуживание процесса производства материальных благ. Предполагается предоставление различных услуг сфере материального производства, которая нуждается в услугах транспорта и связи, правовых консультациях или услугах технического обслуживания оборудования.
• Вторая функция, относящаяся к экономическим – воспроизводство рабочей силы, осуществляется посредством услуг, предоставляемых населению, например, услуги образовательных и просветительных заведений.
• К третьей функции этой группы относят создание дополнительных материальных благ путем производства на заказ предметов длительного пользования или путем восстановления ранее утраченных ими потребительских свойств. Эту функцию выполняют предприятия службы быта.