Даже самого мерзкого, положения. Герман Гессе
Постоянное изменение окружающего мира, вызываемое как его собственной природой, так и тем, что в нем делает человек, требует гибкости и изменчивости форм и способов взаимодействия с окружающим миром, в том числе и с людьми. Непрерывные изменения поведения необходимы для выживания человека.
Можете ли вы с уверенностью сказать, что человек, с которым вы общались вчера по какому-то вопросу, сегодня ни на йоту не изменит своего представления о теме вашего разговора? Трудно предполагать какую-либо неизменность даже в таких вопросах, даже с исключительно устойчивыми в своих взглядах людьми, исходя их того, что процесс мышления у большинства людей непрерывен, и новые идеи и мысли могут возникать в большом количестве. И то, что казалось совершенно ясным вчера, сегодня обрастает новыми сомнениями. Потому что непрерывно меняемся и мы, и мир вокруг нас.
Психологические проблемы возникают тогда, когда человек оказывается неспособным изменять свой образ действия и отношения с окружающим миром и людьми. Если человек привязан к устаревшему образу действия, к жестким формам восприятия себя, других и мира в целом, он теряет способность удовлетворять свои потребности, в том числе социальные и психологические.
Каждый человек находится на определенном социальном или психологическом уровне, устанавливая баланс между своими личными потребностями и требованиями общества. Его трудности в установлении этого баланса возникают не из желания отвергнуть такого рода равновесие, а из неправильности движений, призванных его устанавливать и поддерживать.
Человека, который в поисках равновесия переступает через границу контакта, посягая на интересы общества и оказываясь с ним в остром конфликте, называют преступником. Если же в поисках равновесия он уступает посягательствам общества, которое перегружает его своими требованиями и в то же время отчуждает от общественной жизни, если человек дает обществу побуждать и формировать себя – он становится невротиком. Он не умеет ясно видеть свои потребности и удовлетворять их, достаточно определенно отличать себя от остального мира, ставит общество выше самой жизни, а себя – ниже. Преступник так же не может отличать себя от остального мира, из-за чего он не видит потребности других и пренебрегает ими, но он, в противоположность невротику, ставит себя выше других.
Когда человек и группа (семья, государство, социальный круг, коллеги) испытывают в одно и то же время различные потребности, и человек не способен решить, какая из них важнее для него в этот момент, возникает внутренний конфликт. В ситуации конфликта потребностей человек должен быть способен к принятию ясного и определенного решения. Приняв такое решение, он либо остается в контакте с группой, либо уходит из группы, поскольку его личная потребность проясняется для него как более важная и актуальная. Он временно должен пожертвовать менее важной потребностью ради более важной. Ни для него, ни для окружающих это не связано со сколько-нибудь значительными последствиями и потерями. Если же он не способен к различению и не может принять решение или если его не удовлетворяет то решение, которое он принимает, он не может ни полноценно находиться в контакте, ни полноценно уйти. И это отрицательно действует и на него, и на окружающих.
Как правило, такое поведение провоцируется зависимостью от стереотипов, например, привычкой избегать конфликта любыми способами, пытаться удовлетворить и потребность группы, и свою, тогда как они противоречат друг другу.
Рутина и привычки – это установившиеся в детстве функции, призванные когда-то найти наиболее безопасный способ существования, но не актуальные во взрослой жизни. Необходимость изменить эти привычки требует того, чтобы они заново стали предметом осознавания, как действия, направленного на достижение чего-то. Сама мысль об изменении таких привычек предполагает возможность альтернативных способов мышления и действия. Без осознавания не может быть представления о выборе.
Попробуйте отследить, как вы обычно действуете: как общаетесь с начальниками, подчиненными, родственниками, случайными встречными на улице, которые спрашивают у вас «Как пройти…» или «Сколько времени»? Как вы обычно ведете себя с мужчинами? С женщинами? Вспомните, что вы обычно говорите при этом, каким голосом? Каковы ваши жесты, осанка? Чем это вызвано? Какого результата вы, таким образом, хотите добиться? Что это значит для вас? Насколько актуально достижение такого ответа (действия, реакции) для вас сейчас в каждой конкретной ситуации?
Есть множество вещей, которые воин может делать в определенное время, из тех, которые несколько лет назад показались бы ему безумием. Сами по себе эти вещи не изменились, изменилось его представление о себе. Невозможное тогда стало вполне возможным сейчас. Карлос Кастанеда
Чужие роли, чужие смыслы
Сценарии поджидают нас не только в театре и кино – каждый шаг человека определяется особым сценарием – родительской программой. Нередко мы проигрываем эти сценарии, не осознавая этого.
Каким образом это происходит и откуда берется этот самый сценарий?
Сценарий создают, во-первых, привычные, доведенные до автоматизма действия в самых различных ситуациях, сформированные в детстве, когда мы в них нуждались для защиты от действий взрослых.
Во-вторых, это те модели поведения, которые мы копировали с окружающих нас взрослых.
В-третьих, это модели взаимоотношений между членами семьи, мужские и женские социальные роли, которые мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся.
И, конечно, это социальные взаимоотношения, которые так же закладываются и формируются в семье, беря начало в семейных традициях, социальном статусе, национальных и религиозных установках.
Все это создает структуру нашего жизненного сценария. Сюда добавляется личный опыт, который тоже преломляется через призму тех взглядов и убеждений, которые мы внесли в свою жизнь из семьи. Структура определена и характером нашего взаимодействия с окружающим, чувствами и опасениями, которыми продиктованы наши поступки. Эту структуру часто называют кармой, или судьбой.
Когда встречаются два человека с разными жизненными сценариями, каждый из них стремится втиснуть другого в свой сценарий или старается угодить другому, вписавшись в его сценарий. Так возникают конфликты.
Смысл психологической работы состоит в том, чтобы реорганизовать свой жизненный сценарий. Все то, что вы принесли с собой в сегодняшний день, весь ваш опыт, ваш установки и убеждения, правила, в соответствии с которыми вы живете – это ваша личная история. Личная история составляет фон вашего существования. Это не просто набор фактов, а запись того, как вы стали тем, кем стали.
Как ваша личная история и работа вашего внутреннего компьютера создают ваш жизненный сценарий?
Скажем, у вас, как у всякого землянина, на полную катушку работают все те программы-вирусы, о которых говорилось выше. Однако вы этого не знаете или не замечаете - не осознаете. У вас есть установки, что вы бедный (богатый), мужчина (женщина), который ведет себя так-то с противоположным полом, потому что он настоящий мужчина (настоящая женщина), при это ваша профессия предполагает, что вы такой-то и такой-то. И вы каждым действием и словом поддерживаете все эти установки.
И тогда работает ваш неосознаваемый сценарий: вы ведете себя как представитель определенного пола, возраста и профессии со своими жизненными представлениями о самых разнообразных – социальных, половых, национальных, религиозных и прочих – явлениях. Если вы сталкиваетесь с ситуациями и людьми, которые не соответствуют вашим представлениям, то и ваш «автопилот» реагирует в соответствии с внутренними инструкциями, а не в соответствии с реальными событиями, которые вам предъявляет реальный объект. А инструкции менять нельзя, поэтому и ваши реакции стереотипны, несмотря на то, что люди и ситуации при внешнем сходстве совершенно индивидуальны и неповторимы.
Это все равно, что всю жизнь сосать молочко из бутылочки, когда уже есть зубы и вы нуждаетесь в более грубой и разнообразной пище.
Это все равно, что опираться на костыли тогда, когда уже можешь ходить сам.
Вы наверняка знаете пожилых людей, которым кажется, что они еще молоды, и они говорят своим детям или внукам: «Не ходи в магазин, сейчас я сбегаю», встречали стариков, которые думают, что они еще сексуально привлекательны, и поэтому они пристают к молоденьким девушкам. Во многих ситуациях мы ведем себя пусть не так нелепо, но в принципе так же. Вот свежие примеры неосознаваемых сценариев из моей практики:
«Меня зовут Любовь, а это значит, что я непременно должна всех любить, поэтому я и пошла в психологи» J
«Я знаю, что стоит мне только зарыдать, и все, что я хочу, мне принесут на блюдечке с голубой каемочкой» L
«Наверно, я должна заплатить ему, и тогда он сделает для меня то, что мне нужно» L
«Я хочу научиться с помощью психологии (осознавания) не чувствовать негативных чувств» J
«Я хочу научиться ни в ком не нуждаться, и тогда никто не будет от меня ничего ждать или требовать» L
«Меня все унижают и мной все манипулируют, я хочу научиться не подпускать к себе никого» L
«Я идеальная, мне нечего менять в себе, а вот люди, которые меня окружают – сплошные маньяки, идиоты и подлецы» L
«О, я такая плохая мать, и жена, и на работе не все идеально, и к маме я должна относиться иначе, и … и… и…» L
Да… вот так, грустных рожиц получилось у меня больше, чем веселых L
Для меня ясно, что каждое из этих убеждений, если они говорятся искренне, являются частью сценариев этих людей.
Если девушка искренне считает, что у нее «на роду написано» всех любить, то наверняка ей трудно отвергать то, что ей не подходит, и благодаря своему сценарию она будет вынуждена мириться с различными травмирующими ситуациями в своей жизни.
Если женщина искренне считает, что деньги решают все, то, скорее всего, ей приходится много работать для того, чтобы платить за все свои желания. Вероятно, для нее крайне важно выйти на другой уровень взаимоотношений, основанный на доверии и искренности, близости и тепле. Таков ее сценарий.
Если человек хочет избавиться от «плохих» чувств – он блокирует переживание чувств вообще, поскольку есть только один способ отказаться от негативных переживаний: снизить чувствительность и восприимчивость вообще. Скорее всего, такой человек не способен переживать и светлые чувства. И жизнь его – сплошная череда серых дней.
Если человек стремится избавиться от контактов – так оно и будет: не давая ничего другим, он сам ничего не получит. Он останется один, лишив себя пищи для чувств и ощущений – основы для полноты жизни. Жизнь пуста тогда, когда нет пищи для жизнедеятельности организма – эмоциональной, социальной, психологической, чувственной. А она, как известно, находится не в самом организме, а приходит к нам из окружающего мира.
Если девушка считает себя идеальной (а мы не знаем, что здесь действительное, а что - желаемое) – ей трудно найти подходящего партнера, поскольку во всех она будет искать недостатки. А, как известно, кто ищет – тот всегда найдет. И драматизм ее сценария в том, что некому оценить ее уникальность и великолепие – она одинока.
Женщина, которая недовольна собой во всем, потому что хочет быть идеальной, обрекает себя на крайне хлопотную жизнь, ведь быть безупречной сразу в нескольких ролях очень сложно. Ее сценарий – «много хлопот, никто ее не ценит, никто не благодарит». Результат - усталость. Апатия. Горечь.
Ваша личная история, та цепь событий, которая привела вас в сегодняшний день, и, в том числе, к этой книге – это то, что формирует каждый ваш день. Чем эта личная история может быть полезной вам в создании своей новой судьбы?