Этапы создания нового товара.
· Выявление идей новых товаров;
· Оценка и отбор перспективных идей;
· Использование результатов исследования целевого рынка для выявления специфических требований рынка к предполагаемому товару;
· Конструкторская, дизайнерская и технологическая разработка;
· Заводские и рыночные испытания нового товара. Сертификация;
· Выход нового товара на целевой рынок;
· Мониторинг рынка.
Источники идей нового товара.
1. Собственная служба маркетинга предприятия;
2. Предложения сотрудников предприятия (система поощрения);
3. Предложения службы сбыта по заявкам и замечаниям покупателей, клиентов;
4. Анализ конкуренции;
5. Научные разработки и изобретения (фундаментальная наука);
6. Учебные и исследовательские учреждения (прикладная наука);
7. Правительственные учреждения.
В ходе проработки новых идей используется метод мозговой атаки (брейнсторминг). Для генерации идей на предприятиях могут создаваться целевые исследовательские (венчурные) группы или производства. Их задача – разработка и испытания нового товара с привлечением производственного потенциала основного производства. Цель – сведение коммерческого риска для основной фирмы к минимуму.
Отбор идей нового товара.
Производится всесторонний анализ поступивших предложений и отбор наиболее перспективных. Для этого часто используются специальные методики, которые разрабатываются предприятиями-разработчиками и поставщиками товаров применительно к особенностям своего производства и маркетинга. При отборе нового товара рекомендуется руководствоваться следующими общими принципами:
· соответствие сущности товара генеральной политике фирмы;
· достаточность финансовых и материальных ресурсов;
· необходимость организационных и технологических реформ в компании для организации производства нового товара;
· ожидаемый уровень прибыли от нового товара;
· другие факторы, которые могут выявиться в процессе рассмотрения.
Успешному проведению товарной политики при маркетинге весьма способствует активное обновление товарного ассортимента с помощью так называемых параметрических рядов.Под параметрическим рядомпонимается гамма однородных товаров, отличающихся друг от друга по одному или нескольким показателям (параметрам). Например, грузовые автомобили грузоподъемностью 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0 тонн и т.д. составляют параметрический ряд, то же самое – электромоторы, отличающиеся друг от друга по потребляемой мощности, крутящему моменту или по числу оборотов.
В группе потребительских товаров параметрами могут быть размеры, цвет, материал, дизайн как самого товара, так и его упаковки. Потребительские параметры товара отражаются на его цене. Поэтому параметрические ряды создают одновременно и ценовые ряды на одинаковые, на первый взгляд, товары.
Понятие параметрических рядов позволяет производителю выступать на рынке с широким разнообразием товаров, удовлетворяющих отличающимся, часто конфликтующим запросам потребителей, при минимальных технологических и организационных изменениях существующих процессов производства и распределения. Число вариантов товара равно произведению количеств модификаций параметров в каждом из измерений товара. Так, если в производстве каждый из параметров имеет по пять градаций, а всего этих параметров три, то комбинации параметров в параметрических рядах дадут изготовителю 125 вариантов товара, что равноценно появлению на рынке 125 новых видов товаров; при четырёх параметрах (например, размер, материал, цвет, форма), их число возрастёт до 625. Поэтому поставщики из стран с рыночной экономикой широко практикуют производство и сбыт товаров в параметрических рядах.
Наряду со своим прямым назначением – более полное удовлетворение требований потребителей, параметрические ряды позволяют в условиях рынка обеспечить своего рода «социальную защиту» потребителей с низким уровнем доходов.
Различные способы маркетинга товаров с использованием особенностей жизненных циклов, состава товара и параметрических рядов хорошо иллюстрируются на примере коммерческой работы известных во всём мире японских фирм. Их примеру следуют предприятия новых индустриальных стран, а также, с заметным отставанием, Европы и Америки.
Качество товара.
Как уже отмечалось выше, всё возрастающее значение для маркетинга товаров и услуг приобретает их качество. Качество товара понимается при этом в широком смысле и включает в себя такие понятия, как уровень, стабильность и проверяемость качества. В наши дни даже те страны, где традиционно на качество товаров не обращалось большого внимания, отходят от этой практики. Предприятия многих стран производят качественные товары, и на первый план выдвигается проблема стабильности качества.
Качество товаров прямым образом сказывается и на их конкурентоспособности на рынке, прежде всего на международных рынках. До недавнего времени низкое качество многих товаров можно было уравновесить пониженной ценой. Но сейчас времена изменились. Конкурентоспособность по качеству стала более критичной, чем ценовая конкурентоспособность. Результаты маркетинговых исследований показывают, что в конце двадцатого века – начале двадцать первого потребительские предпочтения распределяются следующим образом:
1. Качество товара или услуги;
2. Своевременность и надежность поставки;
3. Цена.
Иначе говоря, покупатели готовы платить более высокую цену, если они уверены в том, что это обеспечит им приобретение качественного товара или услуги. Это тесно связано с появлением и широким внедрением в практику понятия «Цена потребления».
Приемлемое качество производственной и коммерческой деятельности обеспечивается обязательным применением на всех этапах жизненного цикла товара предписаний международной системы стандартов управления качеством ИСО-9000.