Специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках
Для современного этапа реформирования политики и экономики России характерны тенденции ее возрастающей интеграции с мировым сообществом, интенсификации развития новых форм международного обмена.
Расширение международных связей и интеграции, установление коммерческих и деловых отношений, уверенный выход на мировой рынок при одновременной активизации внутреннего - обязательные условия занятия Россией достойного места в мировом сообществе. А это недостижимо без овладения стратегией и методами международного маркетинга.
К занятию международным маркетингом российские предприятия и организации побуждает ряд факторов. Во-первых, падение конъюнктуры на внутреннем рынке. Во-вторых, предприятия наукоемких отраслей могут во внешнеэкономической деятельности найти новые возможности для своих товаров. Кроме того, внешнеэкономическая деятельность может быть одним из важнейших направлений решения финансово-экономических и социальных, проблем. Как известно, в таких странах, как Великобритания, Бельгия, Нидерланды и Новая Зеландия, поддержание высокого уровня занятости и возможность оплаты импортируемых товаров обеспечивается за счет реализации за рубежом более половины всей выпускаемой продукции. При выходе российского предприятия на зарубежный рынок перед его руководством и коллективом в целом встает целый ряд серьезных и трудных для разрешения проблем, первоочередной из которых является учет различий между странами во всех сферах жизни. Поэтому, только тщательно изучив эти различия, а также рынок той или иной страны, можно определить товарный ассортимент или структуру услуг, которые предприятие (фирма) может предположить ее населению. Решения, принимаемые в области экспортного маркетинга, сводятся к ответам на следующие вопросы:
1. Следует ли вообще предприятию выходить на внешний рынок и если да, то на какой именно?
2. Каковы наиболее действенные пути выхода на внешние рынки (экспорт, лицензии, организация производства за рубежом и т.п.)?
3. Как спланировать комплекс маркетинговых мероприятий, который бы наилучшим образом соответствовал конкретным условиям?
Чтобы найти оптимальные ответы на эти вопросы, необходимо, прежде всего, провести маркетинговые исследования конкретного зарубежного рынка.
Радикальное отличие внешнего рынка от внутреннего российского состоит в том, что внешний рынок является рынком покупателя, где предложение товаров и услуг (в большинстве капиталистических стран) опережает спрос. И здесь основной вопрос не столько в достижении конкурентоспособности товаров, сколько в выяснении новых запросов потенциальных покупателей и своевременном их удовлетворении. Отсюда важнейшее требование для национального российского предпринимателя состоит в быстрой, оперативной добыче рыночной информации, ее обработке и выработке адекватной рыночной ситуации стратегии в производстве и реализации товаров.
Применительно к внешнеэкономической деятельности предприятия (фирмы, компании) следует понимать проводимую деятельность, направленную на разработку и активное осуществление эффективной сбытовой политики на внешнем рынке.
Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр.
Список литературы
1. Авсянников Н. М. Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики: материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Москва, РУДН, 30-31 октября 2008 года / Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования "Российский ун-т дружбы народов". – М.: РУДН, 2008. – 649 с.
2. Аренков И. А. Маркетинг предприятия: учебник / И. А. Аренков, М. М. Глазов, И. П. Фирова: Санкт-Петербург: РГГМУ, 2011. – 447 с.
3. Бабец Ю. Н. Маркетинг: [учебное пособие] / Ю. Н. Бабец, Е. П. Киселица: Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009. – 178 с.
4. Багиев Г. Л. Маркетинг: учебник / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич; под общ. ред. Г. Л. Багиева: Москва [и др.]: Питер, 2010. – 573 с.
5. Басовский Л. Е. Маркетинг: учебное пособие/ Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская: Москва: ИНФРА-М, 2009. – 420 с.
6. Белоусова С. Н. Маркетинг: учебное пособие/ С. Н. Белоусова : Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с.
7. Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник для студентов вузов / В. И. Беляев Маркетинг: основы теории и практики: Москва: КноРус, 2010. – 676 с.
8. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: / Дж. Бернет, С. Мориарти. – М.: РГБ, 2009. – 256 с.
9. Бородин В. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности (рынки предприятий): учебное пособие / В. А. Бородин, О. П. Бородина, Е. Н. Болховитина. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. – 138 с.
10.Васильев Ю. Н. Маркетинг. Структура комплекса маркетинга: учебное пособие / Ю. Н. Васильев. – СПб: Санкт-Петербургский горный ин-т им. Г. В. Плеханова, 2008. – 80 с.
11.Вуд М.Б. Маркетинговый план : практическое руководство по разработке / М.Б.Вуд; пер. с англ. О.Л. Пелявского; под ред. А.А.Старостиной, В.А.Кравченко.— М.; СПб.; Киев : Вильямс, 2007 .— 352с.
12.Герасименко В. В. Маркетинг: учебник; под ред. В. В. Герасименко: Москва: ИНФРА-М, 2009. – 414 с.
13.Герасимов Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. – М: Форум, 2009. – 333 с.
14.Голова А. Г. Управление продажами и маркетинговыми коммуникациями: курс лекций / А. Г. Голова. – М: изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2008. – 252 с.
15.Горностаева А. Н. Международный маркетинг и брендинг: учебное пособие / Г. В. Бутковская, Ин-т международного бизнеса. – Москва: ГУУ, 2008. – 185 с.
16.Гришина В. Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / под ред. Ю. В. Морозова, В. Т. Гришиной Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Москва: Дашков и Кº, 2010. – 445 с.
17.Данько Т. П. Управление маркетингом: учебник / Т. П. Данько Управление маркетингом: Москва: ИНФРА-М, 2009. – 362 с.
18.Джабраилов Т. Д. Маркетинг и сбыт в условиях рынка: [учебное пособие] / Т. Д. Джабраилов; под общ. ред. А. Н. Ковшова. – М.: изд-во МГОУ, 2008. – 138 с.
19.Евстифеева О. Г. Маркетинг. Задачи, кейсы, тесты: учебное пособие / О. Г. Евстифеева: Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2008. – 131 с.
20.Журавлева Т. А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие / Т. А. Журавлева, В. Н. Литвинов. –Москва: РГУТиС, 2008. – 91 с.
21.Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие / П. С. Завьялов: Москва: ИНФРА-М, 2010. – 495 с.
22.Захаров С. В. Маркетинг: учебник / С. В. Захаров, Б. Ю. Сербиновский, В. И. Павленко: Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 361 с.
23.Золотарев В. Н. Маркетинг: учебное пособие / В. Н. Золотарев, С. А. Баркалов, Н. Ю. Калинина: Воронежский гос. архитектурно-строительный ун-т, 2008. – 185 с.
24.Иванова Е. А. Управление маркетингом: конспект лекций / Е. А. Иванова: Москва: МИИТ, 2008. – 80 с.
25.Ипатова М. Н. Пособие по изучению, закреплению и контролю знаний по курсу маркетинга/ М. Н. Ипатова, В. В. Силаева, С. Н. Гагарина. –Калуга: Изд-во КЦДО, 2008. – 51 с.
26.Комлев Е. Б. Маркетинговый анализ: учебное пособие / Е. Б. Комлев. – М: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2008. – 110 с.
27.Китова О. В. Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование: учебное пособие/ О. В. Китова. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 326 с.
28.Ковалевский В. П. Стратегический маркетинг: учебное пособие / В. П. Ковалевский. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2007. – 149 с.
29.Комаров С. В. Маркетинговые исследования: учебное пособие / С. В. Комаров: Пермь: Изд-во Пермского гос. технического ун-та, 2009. – 145 с.
30.Конев И. П. Маркетинг: [учебное пособие] / И. П. Конев, А. А. Лаптев, Л. П. Силантьева. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2008. – 322 с.
31.Котлер Ф. Основы маркетинга: профессиональное издание / Филип Котлер, Гари Армстронг; [пер. с англ. О. Л. Пелявского и А. В. Назаренко] Основы маркетинга: Москва [и др.]: Вильямс, 2009. – 1067 с.
32.Крылова Г. Д. Маркетинг: теория и практика: [учебник] / Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг: теория и практика: Москва: Магистр, 2009. – 493 с.
33.Миронов В. И. Стратегический маркетинг: учебное пособие / В.И. Миронов. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2011. – 295 с.
34.Михалева Е. П. Маркетинг: конспект лекций/Е.П.Михалева.-М.:Юрайт,2011. – 222с.: ил. – (Хочу все сдать)
35.Музыкант В. Л. Реклама в действии: стратегии продвижения: учебное пособие / В. Л. Музыкант. – М: Эксмо, 2009. – 235 с.
36.Наумова Л. М. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие / Л. М. Наумова, Н. Н. Попова. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 128 с.
37.Огарков А. А. Современный маркетинг: тенденции, проблемы и перспективы: сборник статей / Центр прикладных науч. исслед.: Москва: ООО "Глобус", 2009. – 295 с.
38.Ольшанская О. М. Маркетинг: учебное пособие / О. М. Ольшанская [и др.]. – М: [Российский заочный ин-т текстильной и легкой промышленности"], 2008. – 322 с.
39.Осипов Н. А. Маркетинг: учебно-методический комплекс / Н. А. Осипов. – Архангельск: Ин-т упр., 2009. – 120 с.
40.Пленкина В. В. Маркетинг: практикум: учебно-практическое пособие / В. В. Пленкина [и др.]. – Тюмень: Тюменский гос. нефтегазовый ун-т, 2008. – 117 с.
41.Прошкина Т. П. Маркетинг: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Т. П. Прошкина: Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 314 с.
42.Радина О. И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Маркетинг в сфере услуг: практикум / О. И. Радина, О. Ю. Рудакова, Р. И. Радина. – "Южно-Российский гос. ун-т экономики Шахты (Ростовская область): ЮРГУЭС, 2009. – 335 с.
43.Романов А. А. Маркетинг в структурно-логических схемах: учебное пособие для/ Романов А. А., Басенко В. П., Жуков Б. М.: Москва: Акад. Естествознания, 2009. – 203 с.
44.2. Соловьев Б. А Маркетинг: учебник для вузов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов: Москва: ИНФРА-М, 2010. – 335 с.
45.Тимофеев М. И. Маркетинг: учебное пособие / М.И. Тимофеев Маркетинг : Москва: РИОР, 2009. – 222 с.
46.Титова В. А. Основы маркетинга: учебник / В. А. Титова, М. Е. Цой, О. Л. Лямзин. – Новосибирск: НГТУ, 2008. – 379 с.
47.Трофименко Е. Ю. Основы маркетинга: учебное пособие / Е. Ю. Трофименко: Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 237 с.
48.Чикатуева Л. А. Современный маркетинг: проблемы, перспективы, тенденции (региональный аспект/ Федеральное агентство по образованию, Ростовский гос. экономический ун-т "РИНХ", Фак. коммерции и маркетинга, Фил. в г. Черкес Ростов-на-Дону: [РИНХ], 2008. – 94 с.
49.Цахаев Р. К. Маркетинг: учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева: Москва: Дашков и К, 2009. – 548 с.
50.Шаповалов В. А. Управление маркетингом: учебное пособие для вузов: Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Южно-Российский гос. ун-т экономики и сервиса Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 180 с.
51.Шеремет Д. А. Маркетинговый анализ конкурентных позиций в сегменте рынка и оценка потребительского спроса / Д. А. Шеремет. – Москва: МАКС Пресс, 2008. – 15 с.