Общая характеристика предприятия
Компания Coca - Cola– лидер по производству и дистрибуции безалкогольных концентратов напитков и сиропов в мире. Штаб Coca-Cola находится в Атланте, Джорджии, в Соединенных Штатах Америки. Напиток Coca-Cola является самым известным ее продуктом. Coca-Cola - одна из наибольших корпораций в Соединенных Штатах.
Компания Coca-Cola (TCCC) производит только концентрат сиропа, который затем продается различным ботлерам (компаниям, разливающим напитки по бутылкам) во всем мире, которые являются держателями марки (франшизи) Coca-Cola. Ботлеры Coca - Cola, которые придерживаются территориальным контрактам с компанией, производят уже готовое изделие в канистрах и бутылках из концентрата в комбинации с фильтрованной водой и подслащивающими веществами. Ботлеры затем распределяют и продают готовый продукт Coca - Cola по розничным складам, торговым автоматам, ресторанам и дистрибьюторам. В Казахстане ботлером по разливу продукции является компания «Кока – Кола Алматы Ботлерс».
Coca-Cola имеет долю акций в 48 организациях , которые занимаются розливом, консервированием и операциями распределения, которые произвели приблизительно 58% из общего объема.
Компания Coca-Cola İсecek входит в крупную турецкую группу компаний Anadolu Beverage Group. Компания занимает 5-е место по объемам продаж среди ведущих разливочных предприятий в структуре корпорации Coca-Cola, а также является одним из первых инвесторов Казахстана. В 1994 компанией было основано предприятие «Кока Кола Алматы Боттлерс».
10 июля 2005 в п. Береке Карасайского района Алматинской области компанией Coca-Cola İсecek был успешно введен в эксплуатацию завод по производству безалкогольных напитков с мощностью 480 млн литров в год, создано 700 рабочих мест. Территория завода составляет 27 гектаров.
В год выпускается порядка 500 млн литров продукции. Буквально только в мае 2016 года компания открыла второй завод в городе Астана. Новый завод будет выпускать безалкогольные и газированные напитки, воду, разливные соки и холодные чаи. Предприятие уже обеспечило рабочими местами более 100 жителей столицы, в ближайшие 4 года число сотрудников увеличится до 400. На момент открытия производственная мощность завода составляет 100 млн литров в год, к 2020 году этот показатель планируется увеличить в 4 раза. Продукцию завода в Астане планируется поставлять на рынки Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Актюбинской, а также экспортировать на рынки Кыргыстана и Таджикистана.
Кроме того, компания реализует несколько социальных проектов, один из которых – программа обучения безработных женщин «Coca-Cola Белестерi». В 2015 году в нем приняли участие 5400 женщин, а больше 20 из них получили грант за создание лучших бизнес-идей. Другая инициатива «3.2.1. Старт!» занимается популяризацией активного образа жизни среди подростков и детей. В рамках неё за прошлый год компания оснастила новым спортивным инвентарем 19 сельских школ Аршалынского района, и обучила более 70 учителей физкультуры и директоров школ.
Сначала компания получает от поставщиков сырье и материалы. Например, уникальный концентрат, который является основным конкурентным преимуществом Кока-колы, привозится из завода в Ирландии, Потом в производственном отделе с помощью автоматизированных линий изготавливают всем известные напитки. «Общая производительность линий предприятия составляет более 150 000 упаковок в день». Далее усилиями менеджеров по продажам и маркетингу продукция фирмы доходит до оптовых и розничных точек через дистрибьюторов и торговых представителей. Следует заметить, что самым главным бизнес-процессом для сотрудников фирмы является реклама, продвижение и продажа продукции на рынок. Организационная структура компании представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Организационная структура ТОО «Кока – Кола Алматы Боттлерс»»
Примечание – данные ТОО «Кока – Кола Алматы Боттлерс»»
Организационная структура компании представляет собой иерархию, состоящую из четырех уровней:
· высший уровень управления (генеральный директор)
· средний уровень управления (руководители отделов)
· низший уровень управления (менеджеры отделов, начальники групп, главный бухгалтер)
· уровень исполнителей (рядовые сотрудники)
В организации применяется принцип скалярного построения организации, то есть принцип «вертикального разделения управленческого труда в сфере координации разнородной специализированной деятельности». Поэтому главный исполнительный директор обладает большой властью и высоким статусом, так как организации свойственна высокая степень вертикальной диференциации.
Высокая степень горизонтального разделения труда порождает процесс департаментализации. Департаментализация «направлена на дифференциацию функций» между отдельными структурными единицами. Так как перед данной организацией стоят определенные задачи и цели, требующие специализированных знаний и навыков, в фирме существуют семь подразделений. Таким образом, можно предположить, что общая стратегия организации будет распределена между отделами и эффективно выполнена с помощью высококвалифицированных сотрудников.
Считаю, что в настоящее время структура компании соответствует основным элементам внутренней и внешней среды организации, обеспечивающая выполнение стратегии и увеличение благосостояния сотрудников, поэтому не хочу давать конкретных рекомендаций по позитивному изменению структуры данной фирмы. «Качественная» реорганизация является очень сложным и комплексным процессом, который требует высокого мастерства менеджеров и немалых затрат. Вследствие этого, неверная смена организационной структуры может стать причиной неоправданных затрат и даже потерей позиций, завоеванных на рынке.
Отделом маркетинга руководит директор, который непосредственно подчиняется генеральному директору компании. Так же в отделе имеюся 2 менеджера по развитию продукта: один отвечает за категорию газированных напитков, второй за категорию негазированных напитков. У каждого менеджера имеется по одному специалисту. В отделе так же есть 2 специалиста, которые занимаются исследованиями, специлист, отвечающий за бюджет, менеджер отвечаюший за всю рекламу и дизайнер. В своей деятельности отдел руководствуется официальными документами РК, действующим законодательством РК, приказами по предприятию, а также Положением об организации работы отдела маркетинга.
Целями деятельности отдела являются:
- ориентация и приспособление предприятия к требованиям рынка, выпускаемой продукции;
- удовлетворение требований покупателей;
- обеспечение роста продаж за счет достижения превосходства над конкурентами;
- снижение затрат на разработку и производство новой продукции за счет рационального использования потенциала предприятия;
- достижение установленных показателей прибыли;
- внедрение концепции маркетинга в деятельность всех подразделений предприятия.
- изучение сведений о ценах на различные виды продукции;
- прогнозирование изменения различных слагаемых издержек производства, соотношения между спросом и предложением и на этой основе
- прогнозирование цен на данную продукцию;
- изучение и систематизация сведений о конкурентах;
- изучение возможностей собственного предприятия (в сопоставлении с данными об основных конкурентах);
- разработка и представление руководству прогнозов по конъюнктуре и емкости рынков сбыта;
- систематическое наблюдение за рынками сбыта и корректировка прогнозов;
создание и ведение баз данных по всем направлениям исследований;
- разработка и представление руководству и специалистам предложений по созданию новой и модернизации выпускаемой продукции для удовлетворения требований новых сегментов рынков сбыта;
- определение совместно с разработчиками технологических и экономических показателей новой продукции. Приведение их в соответствие с требованиями рынка;
- определение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- разработка стратегий маркетинга на основе анализа конъюнктуры рынка, прогнозов развития отрасли и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- разработка и представление руководству предприятия предложений по формированию мощностей по производству каждого изделия и рекомендаций отделу сбыта по проведению договорной кампании;
- осуществление маркетингового контроля, в частности, за соблюдением избранных стратегий по каждому продукту, совершенствованию информационных связей между подразделениями предприятия, оптимизации финансовой и инвестиционной политики предприятия, применением фирменного стиля;
- участие в разработке планов производства, технологической подготовке производства, технологического перевооружения, других планов;
Достижение целей деятельности обеспечивается выполнением следующих задач:
- организация и ведение маркетинговой информационной системы предприятия;
- проведение маркетинговых исследований, включая выделение и изучение перспективных рынков сбыта, динамики и специфики спроса на продукцию, а также исследование возможностей и состояния собственного предприятия;
- разработка прогнозов и текущих планов маркетинга по каждому виду продукции;
- участие в работе по созданию новой и совершенствованию выпускаемой продукции с учетом результатов маркетинговых исследований;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы товародвижения;
- организация работ по созданию фирменного стиля предприятия;
- организация работ по рекламе и стимулированию сбыта; раз
- разработка рекомендательных программ-стратегий по каждому виду продукции;
- организация и проведение маркетингового контроля на предприятии;
Таблица 1 – SWOT анализ компании «Кока – Кола Алматы Боттлерс»
№ | Критерии | Описание | |
3 | |||
Сильные стороны | Ø Известность марки «Coca - Cola»; Ø Широкий ассортимент продукции; Ø Известность рынка, налаженная сбытовая система; Ø Массовый спрос на товар благодаря качеству; Ø Хорошая рекламная поддержка; Ø Комплекс услуг по проведению комплексного мерчендайзинга. | ||
Слабые стороны | Ø Недостаточно высокий уровень квалификации кадров; Ø Неустойчивое финансовое положение; Ø Стандартные методы продвижения продукции на рынке; Ø Не проводятся маркетинговые мероприятия по продвижению товара на новых каналах сбыта; Ø Недостаточная приверженность потребителей к марке «Coca - Cola». | ||
Возможности | Ø Развивающиеся конкурентные отношения; Ø Проведение маркетинговых исследований по изучению новых каналов сбыта; Ø Снижение уровня налоговой нагрузки; Ø Сокращение уровня безработных. | ||
Угрозы | Ø Большая зависимость от единственного поставщика; Ø Конкуренция по выпуску минеральной воды; Ø Нестабильность политики налогообложения; Ø Отсутствие контроля качества воды на заводах Кока-Кола; Ø Сомнения потребителей в высоком качестве продукта. | ||
*Примечание – составлено автором |