Формирование корпоративных традиций в дизайне
Сначала появилось уникальность дизайна предметов, а потом фирменный стиль. Почему это важно. Кока кола.
Послевоенное развитие экономики тесно связано с укреплением убежденности в коммерческой силе дизайна. В США это показала работа профессиональных дизайнеров, а в Европе - политика в области дизайна двух компаний, производивших бытовую и офисную технику («Оливетти» Италия и «Браун» Германия). Обе компании представляли страны экономика, которых после второй мировой войны была в упадке. Тем важнее понять, какую роль сыграл дизайн в развитии компаний и восстановлении послевоенной экономики.
Итальянская компания Оливетти (Olivetti) была создана в 1908 г. Ее основатель - Камилло Оливетти — решил заняться производством пишущих машинок. Дизайн был и остается символом и основой бизнес-стратегии компании все годы ее существования Пишущая машинка всегда рассматривалась не просто как инструмент офисной работы, а как элемент офисной (конторской) культуры (≪стильная техника≫), символ женских профессий и инструмент современного культурного производства (писательского и журналистского творчества)
Стиль ≪Оливетти≫ отличает стремление к изяществу, элегантности, приоритету эстетического качества формы. Руководство компании возвело дизайн на уровень ≪корпоративной идентичности≫, т.е. того, что отличает ≪Оливетти≫ от других производителей и выражает основную миссию компании. Это получает выражение в едином фирменном стиле ≪Оливетти≫ - имидже, рекламных материалах, стиле продукции, выставочных экспозициях. Кроме того, на уровне международного дизайна компания задает тон в формировании ≪итальянского стиля≫, отличительная черта которого опора на богатую художественную традицию этой страны, на эстетические запросы и ценности потребителей Важным элементом в политике фирмы до сих пор является активное участие в культурной жизни, поддержка проектов реставрации памятников культуры и издания книг по искусству, а также постоянное сотрудничество ≪Оливетти≫ с художниками и дизайнерами, писателями и музыкантами.
С приходом в компанию Марчелло Ниццоли в качестве главного дизайнера фирма становится всемирно известной. М. Ниццоли создает классику пишущих машинок ≪Оливетти≫ - Lettera-22 и Lexicon-80. Один из ярчайших дизайнеров Италии - Этторе Соттсасс - также сотрудничает с ≪Оливетти≫. Плодом этого сотрудничества становится блестящая модель портативной пишущей машинки ≪Valentine≫.
Еще одна значимая страница в истории ≪Оливетти≫ - это ориентация фирмы на социально ответственный бизнес Основатель компании К. Оливетти заложил традиции уважения к работникам, заботы об их семьях, условиях их жизни, образовании и личностном развитии Фирма обеспечивала социальное страхование, строила базы отдыха и детские сады, библиотеки и учебные центры Благодаря правильной организации труда и вовлеченности работников компании всегда удавалось идти в ногу со временем в развитии науки и техники. Именно поэтому разработки ≪Оливетти≫ в области создания компьютерной техники также вошли в историю развития технологий.
Развитие дизайна «Оливетти» вызвало энергичные усилия конкурирующих американских, японских и западногерманских фирм в создании собственного характера.
История немецкой компании ≪Браун≫ началась в 1921 г. во Франкфурте-на-Майне, где Макс Браун и его коллеги начали производить различные компоненты (корпуса) для тогда еще совсем молодой радиоиндустрии. С самого основания ключевым принципом в работе компании ≪Браун≫ была инновационность, т.е. создание нового, прогрессивного, более совершенного оборудования на основе более совершенных технологий и научных исследований.
В 1928 г. инженеры компании первыми начинают работать с пластиковыми порошками на собственных формовочных машинах. Так появились пластиковые корпуса для радиоприемников
В1929 г. «Браун» первыми начинают производство радиоприемников — приемник вместе с громкоговорителем в одном корпусе - и очень быстро становятся крупнейшим производителем радиоприемников в Германии.
В середине 50-х гг. в «Браун» начинается эра дизайна и инновационность логически дополняется этим новым элементом. В 1954 г. компания создает департамент дизайна и коммуникаций, который возглавляет ведущий дизайнер ≪Браун≫ Фриц Айхлер. Ф Айхлер считал, что дизайн может быть коммерчески успешным, если будет ориентироваться не на эстетику, а на образ (модель) потребителя. Ему и коллегам удается правильно смоделировать потребителя ≪Браун≫: получается интеллигентный, естественный, симпатичный человек, стремящийся не к изыску и напыщенности, а к простоте, уюту, гармоничности среды своей повседневной жизни Но самое важное, этот потребитель ценит качество, но вынужден экономить, поэтому предпочитает вещи, которые надежны, незаметны и служат достаточно долго; они не предназначены для любования и эстетического созерцания, они просто незаметно появляются, делают свое дело и исчезают (а значит, не должны быть яркими, пестрыми и вычурной формы).
Через год на промышленной выставке в Дюссельдорфе происходит триумфальное рождение дизайна ≪Браун≫, который оценили прежде всего профессионалы. Подход Айхлера сработал На рынках Германии и Европы продукция ≪Браун≫ пошла нарасхват. В 1956 г. Ф Айхлер и его коллега Дитер Рамс создают≪фоносупер SK4≫ (знаменитый ≪белоснежный гроб≫). Эта модель впервые выставлена в музее современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке как образец современного дизайна (в ней впервые использована прозрачная пластмассовая крышка как элемент дизайна). Д. Рамс, которого считают отцом стиля ≪Браун≫ и который с1955 г. руководил Департаментом дизайна после Ф. Айхлера, сформулировал основной лозунг, выражающий суть дизайна ≪Браун≫: «Меньше дизайна - значит больше дизайна» (англ, ≪less is more≫). Этот радикальный функционализм требует от формы настолько следовать за функцией, что она практически утрачивает свое значение (по этому поводу критики иронизировали что функция проглатывает форму). Однако Д. Рамс был уверен, что простое- лучше сложного, незаметное - лучше броского, одноцветное- лучше пестрого.
Под влиянием Ульмской школы формообразования, в которой сформировалась идеология ≪хорошей формы≫, дизайн «Браун» получает название «хорошего стиля» или «хорошего дизайна».
Хороший дизайн означает
1) инновационность;
2) понятность (узнаваемый, простой, привлекательный для покупателя);
3) честный (открытый, не обещает лишнего и ничего не прячет),
4) практичный и долговечный,
5) экологичный (меньше отходов в природной и визуальной среде);
6) минималистичный (формула Д. Рамса),
7) эстетичный (гармонирует с художественным и природным миром форм).
Благодаря удачному и по-своему уникальному сочетанию инновационности и дизайна с 50-х гг. XX в по сей день ≪Браун≫ остается ведущей компанией на рынке бытовой техники Благодаря ему создается первый кухонный комбайн (1957 г.) и становится стандартной категорией бытовой техники (без изменений производился до 1994 г.). Именно компания ≪Браун≫ разрабатывает и запускает кофеварки типа Aromaster с пластиковым стаканом и заменяемым фильтром. Их суперновациями стали радиочасы, комбинированные электромеханические бритвы, компонентные музыкальные центры Hi-Fi и ТВ-центры с имитацией объемного звука, электрическая зубная щетка с вращающейся головкой и ручной блендер. ≪Браун≫ также выпускает медицинское оборудование и персональные медицинские приборы.
Сегодня компания является подразделением американского гиганта Gillette. Активно поддерживаются молодые дизайнеры, с 1968 г. проводится конкурс и вручается премия ≪Браун≫ за лучший продуктный дизайн.
Как и для ≪Оливетти≫, для ≪Браун≫ дизайн является ценностью и основополагающим элементом в работе компании Именно эти корпорации, успешно работающие уже многие годы, на практике показали, какую важную роль играет дизайн в современном бизнесе.