Модернизм и постмодернизм в дизайне: характеристика основных стилей (абстракционизм, конструктивизм, функционализм, арт-деко, сюрреализм; мемфис, оп-арт, поп-арт, high-tech)

Модернизм — направление в культуре XX века, характеризующееся разрывом с прошлым историческим опытом, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Термин «модернизм» распространен только в отечественной культуре, в западных источниках — это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Основные представители модернизма в архитектуре, которым принадлежит роль первопроходцев, это — Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер.

Абстракционизм – направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Крайнее проявление модернизма.

Основоположники абстракционизма — русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне и чех Франтишек Купка. В основе их метода рисования лежало стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

В абстракционизме можно выделить два четких направления:

1. Геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан),

2. Лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский).

Также в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений.

Поп-арт – художественное течение, охватившее в 1950-60-х годах многие виды изобразительного искусства США и других стран. Представители - Э. Уорхол, К. Олденбург, Р.Лихтенштейн и др. Название дал английский искусствовед Лоуренс Оллоуэй в связи с английской живописью 60-х, затем к сфере поп-арта стали относить «комбинированные картины» Раушенберга, перформансы и инсталляции американских художников, которые часто обращались к альтернативным формам искусства с использованием возможностей высоких технологий.

Конструктивизм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.

В архитектуре принципы К. были сформулированы в теоретических выступлениях А.А. Веснина и М.Я. Гинзбурга; практически они впервые воплотились в созданном братьями А.А., В.А. и Л.А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас).

Эстетика К. во многом способствовала становлению художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А.М. Родченко, А.М. Гана и др.) создавались рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники разрабатывали рисунки для тканей (В.Ф. Степанова, Л.С. Попова) и модели одежды (В.Ф. Степанова, В.Е. Татлин).

К. сыграл значительную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г.Г. Клуциса, А.М. Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и др. наборных элементов в работах А.М. Гана, Л.М. Лисицкого и др.)

Функционализм— направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауc») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Ле Корбюзье вывел пять конституирующих признаков функционализма, от которых, однако, некоторые ответвления могли отступать:

1. Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных.

2. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже — кирпича.

3. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый.

4. Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения.

5. Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии).

Ар-деко пошло от названия парижской выставки 1925 года (Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств). Было популярно с 20х до второй мировой. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. Стиль ар-деко также имеет значительное кубизма, конструктивизма и футуризма.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

Сюрреализм— начало 1920-х Франция. Использование иллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. В кинематографе Дэвид Линч. Пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Теоретик и основоположник С. Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность.

В основе Сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны. Например, Дали со скрупулёзной точностью, "правдоподобием", выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, "отключив" разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен.

High-tech

Термин «хай-тек» появился после выхода в 1979 г. одноименной книги Дж.Крона и С.Слесин.

Название образовано от термина высокий стиль и сокращения слова технология.

Стиль производит впечатление откровенно техницистского, конструктивно-рационалистического, однако на самом деле весь их техницизм — некая декорация, чисто символический, формалистический прием. Ярким примером «хай-тека» явилось здание Центра искусств и культуры им. Ж.Помпиду в Париже. Основной идеей хай-тека была романтизация доминирующих методов технологической революции.

Отличают три основных вида хай-тека:

1. Индустриальный хай-тек: масштабное использование и демонстрация элементов индустриальной тематики с целью формирования специального образа интерьера-фабрики, интерьера-машины и т.д.

2. Геометрический хай-тек: поиск новых сложных каркасных систем, основываясь на новейших конструктивных возможностях и современных материалах. На базе этих опытов и поисков обновляется геометрия форм в дизайне.

3. Бионический хай-тек: изучение последовательностей формообразования живых организмов и применение в формировании новых принципов конструкций полученных знаний (бионика – это наука, которая изучает внутреннее строение биологических организмов: животных, рыб, растений, насекомых и т.д.).

Оп-арт

60 – 70-е годы XX века. Развивался параллельно с поп-артом. Оп-арт – аббревиатура от словосочетания «оптическое искусство».

Воспроизведение движения без движения как такового, только за счет изобразительных средств. Художники с помощью геометрических форм и цветовыхсочетаний и больших цветовых плоскостей воздействуют на глаз зрителя, порождая иллюзию движения. В качестве основных средств выразительности используются: цвет - контрастный или мягкий и геометрический рисунок – извивающиеся линии, однообразные геометрические фигуры. В оп-арте нет сюжета и темы в привычном понимании, на первое место в нем выходит визуальный эффект.

Со временем в оп-арте выделилось кинетическое направление. Его представители использовали различные механизмы, приводимые в движение электричеством; линзы преломляющие свет для создания иллюзии ирреального пространства.

Мемфис

Анархия в дизайне. В нем сложно выделить "формообразующие черты", так как он ориентирован на выражение самобытности дизайнера. Единственное, что объединяло предметы стиля - острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей. Кричаще пестро, наиграно и шутливо. Дизайнеры искали новые выразительные средства, практичные и недорогие материалы. Одним из любимых материалов дизайнеров «Мемфиса» стал ламинат, который они ценили за "недостаток благородства". Ламинат был смело, перенесён из баров и кафе-мороженых 50-60-х годов в жилые дома. Стекло, сталь, оцинковка, алюминий, как и ламинат, стали применяться в новых смысловых комбинациях Коллажи, построенные по принципу хаоса, также активно использовались в интерьерах. Многие из объектов выглядели как детские игрушки. Мир яркого и чистого цвета. Причём сопоставление цветов острое и как бы на грани китча, но такого балансирование на грани, отражало лишь мастерскую виртуозность постмодернизма. Парадоксальная смесь форм, текстур и фактур, материалов. Неожиданные акценты.

Наши рекомендации