Кирилловых А.А. «Реклама и рекламная деятельность: проблемы правового регулирования».
В последнее время актуальность приобретает проблема защиты несовершеннолетних от вредного воздействия информационной среды.
Информационная безопасность ребенка, по мнению А.В. Заряева – это состояние защищенности интересов личности несовершеннолетнего в информационной сфере, которые заключаются в реализации конституционных правчеловека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
На защиту прав и интересов в сфере информации и, соответственно, рекламы направлены Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон «О средствах массовой информации».
Российское законодательство весьма разрозненно в сфере регулирования информационных отношений с участием несовершеннолетних. В законодательстве сегодня можно наблюдать, как правило, отдельные статьи или нормы, касающиеся защиты прав несовершеннолетних в информационной сфере, в том числе рекламы.
Принятый 29 декабря 2010 г. Федеральный закон N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
В целях предупреждения включения в оборот опасной для подрастающего поколения информации Законом N 436-ФЗ предусмотрена экспертиза информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию детей. В законодательстве закрепляются общие требования к экспертизе информационной продукции, содержанию экспертного заключения, а также правовых последствий экспертизы. Он не распространяется на отношения в сфере рекламы, а она может влиять на подсознание несовершеннолетних и формировать негативные соц установки.
Законодательство о рекламе выделяет следующие способы причинения вреда несовершеннолетним:
1. злоупотребление их доверием;
2. злоупотребление недостатком опыта в рекламе.
3. не допускать дискредитацию родителей и воспитателей (речевые приемы, и визуальные образы, которые прямо или косвенно причиняют обиду, содержат необоснованную унизительную критику или сравнение).
4. формировать комплекс неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром.
5. запрещается показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, под которой следует понимать неблагоприятную обстановку, стечение обстоятельств, закономерное развитие которых вследствие воздействия вредных факторов различной природы ставит под угрозу жизнь, здоровье человека, целостность его имущества и окружающей среды.
Упомянутым выше Законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ внесены изменения и дополнения в п. 10 ст. 5 Закона о рекламе (вступают в силу с 1 сентября 2012 г.). Теперь данные положения значительно расширены за счет дополнительных требований к рекламе информационной продукции (п. 10.1), а также требований к условиям размещения рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей (п. 10.2).
3. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона N 436-ФЗ, без указания категории данной информационной продукции.
4. Не допускается распространение рекламы, в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 436-ФЗ к запрещенной для распространения среди детей относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера.
Существенным элементом в механизме обеспечения защиты прав детей в информационной сфере следовало бы назвать ведение реестров вредной информационной продукции. К слову, такая идея первоначально была воспринята в проекте закона, но в дальнейшем почему-то была отброшена законодателем. Как представляется, соответствующий реестр позволил бы более эффективно осуществлять контрольно-надзорные мероприятия уполномоченными органами и общественными структурами. В отсутствие такой информации на практике могут возникать споры по поводу правомерности отнесения того или иного вида информационной продукции к запрещенной.