Как проводить изменения и избежать инерции
Реализация стратегии сопряжена еще с двумя важными проблемами, на которых следует остановиться: проведение изменений и борьба с инерцией. Проведение изменений предполагает в первую очередь доработку организационной структуры и сопутствующих управленческих процедур. В большинстве компаний достаточно сложно изменить бизнес-модель без предварительного изменения доминирующей ментальной модели.
Ментальная модель рождается из существующей бизнес-модели и поддерживает ее. Люди работающие в определенных условиях, привыкают и начинают считать, что все должно быть организованно именно так, а не иначе. В результате в организации складывается определенная система взглядов по следующим ключевым вопросам, связанным с ее развитием.
Чем более успешная компания, тем глубже закреплена в сознании сотрудников ментальная модель.
Внедрение новой инновационной бизнес-модели, отражающей требования стратегии развития компании, возможно только в том случае, если, перебирая кирпичик за кирпичиком всю организацию, вы заменяете те кирпичики, которые отражают старое мышление, и заменяете их на новые. Программа первоочередных действий для такой ситуации представлена в таблице 15.
Таблица 15 – Направления изменений в ментальной модели
Старый «кирпичик» | Новый «кирпичик» |
Высшее руководство несет ответст-венность за разработку стратегии | Каждый сотрудник может способствовать построению стратегии |
Лучше и быстрее – вот путь к успеху | Инновации, ломающие старые правила, есть путь к успеху |
Быть революционным большой риск | Тиражирование достигнутого – есть большой риск |
Продолжение таблицы 15
Инновации – это новые продукты и технологии | Инновации – это совершенно новая концепция бизнеса |
Стратегия – просто дело, ее внедрение гораздо сложнее | Разработка стратегии проста, если вы ее имитируете, новая инновационная стратегия сложна |
Изменения начинаются и идут сверху | Изменения начинают наиболее активные сотрудники |
Наша настоящая проблема – выполнение запланированного | Наша настоящая проблема – планомерный рост от достигнутого |
Единообразие – это сильная сторона | Различия и разнообразие – ключи к инновациям |
Крупные компании не способны к инновациям | Крупные компании могут стать седовласыми революционерами |
Зрелые организации будут всегда уступать предпринимательским | В любую организацию можно привнести дух предпринимательства |
Нельзя рассматривать инновации как стратегическую возможность | Инновации можно сделать стратегической возможностью, но для этого следует приложить усилия |
Другой проблемой при реализации стратегии и проведении сопутствующих изменений является корпоративная инерция. Ее присутствие в организации, наряду с устаревшей ментальной моделью, может свети на нет все предыдущие усилия по разработке и реализации стратегии. Можно выделить четыре признака активной инерции:
1. Стратегические предпосылки превращаются в шоры.
2. Процессы превращаются в застывшую рутину.
3. Отношения становятся скандалами.
4. Обновления взамен революции.
Активная инерция коварна по своей сущности. Поскольку она растет из успеха, то зачастую распространяется в компании незаметно. Иногда то, что руководители считают сильной стороной компании, фактически является признаком слабости. Если большинство из приведенных ниже положений являются правдивыми для вашей компании, возможно, вас следует по-новому взглянуть на вашу стратегию, процессы, отношения и ценности.
1) Мы знаем наших конкурентов вдоль и поперек.
2) Нашим основным приоритетом является максимальное удовлетворение существующих клиентов.
3) Мы не являемся самыми большими новаторами в мире, но мы твердо ведем корабль.
4) Наши процессы настолько хорошо организованы, что компания практически самоуправляема.
5) Мы скептики. Мы считаем, что лидерство стоит слишком дорого.
6) Мы не можем позволить себе отвлекаться на все причуды рынка.
7) У нас очень стабильная управленческая команда.
8) У нас имеется хорошо проработанная корпоративная культура.
9) Мы никогда не потеряем нашу ключевую компетенцию.
10) Наши процессы находятся на уровне мировых стандартов, и мы безоговорочно им следуем.
11) У нас высокий уровень лояльности работников, однако когда мы принимаем на работу новых талантливых людей, они быстро разочаровываются и уходят.
12) Мы имеем прочную позицию долговременного лидерства в отрасли.