Лекция 18 Концепция разработки товара. Четыре уровня формирования потребительской ценности товара. Классификация товаров в маркетинге: потребительские товары и товары для бизнес-рынка.
Товар – совокупность благ, удовлетворяющих нужды потребителя и приобретаемая им в обмен на деньги или другие единицы ценности. Потребитель приобретает товар в силу того, что он обладает осязаемыми и неосязаемыми свойствами, которые важны для него и которые совпадают с ожидаемой им выгодой
Набор потребительских качеств (свойств), присущих товару, называют центральными ценностями товара. Эти центральные ценности (также называемые душой товара) могут быть подразделены на рациональные, эмоциональные, социальные, эпистемические и условные.
Ф. Котлер выделяет четыре уровня товара, определяя его сущность как инструмент маркетинга (рис. 2).
1. Замысел товара: Ключевая польза, выгода, способ решения проблемы |
2. Реальный товар: · Свойства · Качество · Упаковка · Марка · Дизайн |
4. Общественное признание (характеристики товара, связанные с особенностями потребления):Новые перспективы Социальное самочувствие потребителя во время использования товара Преимущество перед конкурентами |
3. Товар с подкреплением (Дополнительный товар): Сервис Гарантии Монтаж Доставка Цена |
Польза, выгода |
Коупленд классифицировал товары потребительского назначения в соответствии с тем, как люди их покупают. Он различает:
- товары повседневного спроса: товары, которые покупаются часто, быстро и с минимальными усилиями (продукты питания и бытовая химия);
- товары предварительного выбора (шоппинговые товары): товары, для покупки которых потребитель тратит специально отведенное время с тем, чтобы были рассмотрены альтернативные варианты покупки (одежда, обувь, бытовая техника);
- товары особого спроса: товары, к которым имеются особые предпочтения (автомобили, известные бренды);
- товары пассивного спроса: товары, о покупке которых потребители не задумываются, хотя и нуждаются в них (страховка, новые виды лекарств).
Товары промышленного назначения классифицируются не только по свойствам, имеющим значение для потребителя, но и на основе того, каким образом они используются. Исходя из этих параметров, товары промышленного назначения можно разделить на товары производственного назначения и вспомогательное оборудование.
Товары производственного назначения– товары, используемые в производстве конечного продукта. К этой категории относятся:
- Сырье – например, пшеница или пиломатериалы.
- Коплектующие и детали – например, дверные петли для автомобилей General Motors.
Маркетинг товаров производственного назначения основывается на таких факторах, как цена, качество, своевременность поставки и сервис. Обычно их продают непосредственно промышленным потребителям.
Вспомогательные товары – это сооружения, вспомогательное оборудование, вспомогательные материалы и услуги, которые закупаются для обеспечения процесса производства других товаров и услуг:
- Сооружения представляют собой строения и стационарное оборудование. Поскольку закупки сооружений требуют значительных капитальных затрат, промышленный потребитель имеет дело непосредственно с торговыми представителями строительных компаний и производителей. Цена на сооружения устанавливается, как правило, в процессе торгов.
- Вспомогательное оборудование включает в себя ручной инструмент и офисное оборудование и обычно закупается потребителем небольшими партиями. Производители вспомогательного промышленного оборудования не вступают в непосредственный контакт с покупателями, а действуют через дистрибьюторов, чтобы выйти на возможно большее число клиентов.
- Вспомогательные материалы имеют сходство с потребительскими товарами повседневного спроса. К их числу относятся такие товары, как швабры, канцелярские товары, расходные материалы. Вспомогательные материалы покупают с минимальной затратой усилий методом повторных закупок без изменений. Основными критериями, которыми руководствуется покупатель, приобретая вспомогательные материалы, являются цена товара и условия поставки.
- Услуги представляют собой неосязаемые мероприятия по оказанию помощи промышленному потребителю. Эта категория может включать в себя услуги по техническому обслуживанию и ремонту, а также услуги консультативного характера – например, правовые или налоговые консультации. Основным маркетинговым фактором в этом случае является репутация поставщика услуг.