Анализ маркетинговых возможностей предприятия
Анализ среды функционирования предприятия. Анализ факторов макросреды. Подходы к изучению компонент мароокружения. Основные направления изменений внешней среды. Система отслеживания внешней среды.
Направления анализа непосредственного окружения. Анализ субъектов микросреды. Срезы внутренней среды. Цепь формирования ценностей и система цепочек ценностей как способ обобщения результатов анализа внешней и внутренней среды фирмы. Составление профиля среды.
Оценка текущей ситуации. Ситуационный анализ текущей деятельности предприятия. Анализ потенциала предприятия, сравнение с рыночными потребностями. Источники информации анализа маркетинговых возможностей. Основные элементы потенциала предприятия. Разделы анализа потенциала предприятия. Методы анализа маркетинговых возможностей.
Методика СВОТ-анализа. Матрица возможностей. Матрица угроз. Портфельный анализ. Анализ конкурентоспособности предприятия.
Анализконкурентоспособности
Понятия «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества». Конкурентное преимущество фирмы. Факторы конкурентного преимущества фирмы: тактический и стратегический.
Анализ факторов конкурентного преимущества по М. Портеру. Внешнее и внутреннее конкурентное преимущество. Стратегии, основанные на внутреннем и внешнем конкурентном преимуществе. Три фактора удержания конкурентного преимущества. Конкурентное поведение фирмы на рынке чистой конкуренции, олигополии, монополистической конкуренции и монополии. Общая конкурентная матрица. Модель конкурентных сил. Матрица конкурентных преимуществ. Модель реакции конкурентов.
Измерение конкурентоспособности товаров, организации-производителя, страны, отрасли, региона. Исходные данные для анализа и расчета конкурентоспособности. Определение конкурентной позиции предприятия. Конкурентная карта рынка.
Стратегическая сегментациярынка и позиционирование товара
Необходимость и цели сегментирования. Стратегическое планирование сегментов. Макро- и микросегментирование. Макросегментация на корпоративном уровне при определении базовых рынков. Стратегическая сегментация при формировании бизнес-направлений: экономического, технологического и стратегического роста. Микросегментация (продуктовая сегментация) на основе потребительских, продуктовых и конкурентных признаков. Определение данных для сегментирования. Классификация моделей сегментирования. Использование методов многомерной статистики для выделения сегментов. Кластерный и факторный анализ в сегментировании рынков. Анализ выделенных сегментов. Сопоставление сегментных профилей. Позиционирование товаров на сегментах. Построение карты позиционирования и карты восприятия для сегментов. Анализ стратегического потенциала сегментов. Принятие стратегических решений по целевому рынку и позиционированию.
Техника принятия стратегических решений
Классификация маркетинговых целей и задач. Дерево целей и задач в краткосрочном и долгосрочном периоде. Особенности стратегического планирования в промышленном маркетинге и маркетинге потребительских товаров. Переменные и постоянные факторы производства. Определение оптимального набора ресурсов на основе маркетингового анализа.
Этапы стратегического планирования. Постановка целей планирования. Анализ ситуации на рынке, возможностей и проблем. Анализ чувствительности. Приростный анализ. Оценка рентабельности маркетинговой деятельности в долгосрочном плане. Анализ финансовых коэффициентов.Разработка маркетинговых стратегий. Выработка программы действий. Схема разработки бюджета маркетинга. Планирование прибылей и убытков. Контроль за выполнение плана маркетинга. Долгосрочные маркетинговые решения.Долгосрочное прогнозирование.
Маркетинговая стратегия как основа стратегического планирования на предприятии.Факторы формирования маркетинговой стратегии.Система разработки маркетинговой системы. Принятие стратегических решений.
Выборстратегии маркетинга
Ранжирование маркетинговых стратегий: общие стратегии, стратегии по отдельным отраслям и сферам деятельности фирмы, функциональные стратегии. Виды функциональных стратегий: стратегия маркетинга, финанасовая стратегия, сратегия инноваций, стратегия производства, стратегия организационных изменений и другие.
Глобальные маркетинговые стратегии: стратегия географического расширения рынка, стратегия диверсификации, стратегия сегментации. Маркетинговые стратегии на корпоративном уровне. Стратегии роста.Стратегия расширения рыночной активности фирмы (по И. Ансоффу). Матрица по внешним приобретениям.Стратегии Котлера - Портера: недифференцированного, дифференцированного и концентрированного маркетинга.Стратегическая модель Портера.Стратегия PIMS.Стратегия БКГ. Новая матрица БКГ. Стратегия Джи-И-Маккензи.
Виды маркетинговых стратегий в зависимости от рыночного спроса.Маркетинговые стратегии в зависимости от доли рынка: атакующая, оборонительная и отступления.Маркетинговые стратегии в зависимости от уровня конкуренции: лидера, претендента на лидерство, последователя и фирмы, занимающей рыночную нишу.
Инструментальные стратегии маркетинга. Управление комплексом маркетинга.