Состояние и перспективы развития внутреннего, въездного и самодеятельного туризма в Российской Федерации
Сложившаяся в 2014-м непростая геополитическая и экономическая ситуация, ослабление курса рубля, негласный запрет на выезд за рубеж для ряда граждан РФ и другие обстоятельства больно ударили по российскому туристическому рынку. Его захлестывали волны банкротств, с арены ушли многие крупные игроки, что, как отмечают специалисты, породило недоверие к турфирмам, заставило многих туристов менять свои потребительские привычки — выбирать более бюджетные направления, более короткие туры, переключаться на самостоятельное онлайн-бронирование или вовсе отказываться от поездок. В свою очередь, это привело к ряду структурных изменений туррынка: снизились турпоток и глубина бронирования, наметилась тенденция к переориентации путешественников с одних регионов мира на другие и т.д.
Как сообщает РСТ, опубликованная Росстатом итоговая статистика въездного рынка подтвердила основной тренд года – активный рост новых, в основном азиатских, рынков и медленное восстановление «старых», европейских. Возглавляет топ прибытий за 2015 год Китай, откуда к нам приехало 677,6 тыс. туристов (+65,3%). На втором месте Германия – 358,1 тыс. (+2,5%), далее США (165,1 тыс., +2%). Турция, несмотря на снижение показателей, поднялась на четвертую позицию (139,3 тыс.). Замыкает пятерку стран-лидеров Израиль с ростом в 17,7% и потоком в 127 тыс. туристов.
Китай входит и в пятерку лидеров по темпам роста, однако занимает в ней лишь четвертое место. Его обогнали Иран (+106%), Таиланд (+75%) и Индия (+70%). За Китаем следует Вьетнам (+57%). Отличные показатели также у Южной Кореи (+41%), Мексики (+32,6%), Аргентины (+32%), Испании (+31%), Гонконга (+25%).
Самые впечатляющие результаты – у Ирана: благодаря реализации летней чартерной программы из Тегерана в Москву, Сочи и Санкт-Петербург, турпоток из этой страны вырос более чем вдвое – до 40 тыс. человек.
Испания – единственная страна Европы, из которой поток туристов в Россию вырос на рекордный 31%. Туроператоры объясняют это не только выгодным курсом евро, но и спокойным политическим фоном в самой Испании, где нет враждебного отношения к России на государственном уровне. Это позволило испанскому турпотоку не только восстановиться после серьезного падения (-15%) в 2014 году, но и серьезно прибавить.
Ситуация по большинству европейских стран при этом остается сложной - значительное снижение продемонстрировали Польша, Нидерланды, Великобритания, Франция, Финляндия, Австрия, Дания.
Правда, снижение потока из Польши по итогам года составило 26%, хотя за 9 месяцев 2015 года оно достигало 31%. Сбавили темпы падения Нидерланды (19% против 23%), Великобритания (15% против 20%), Франция (8,5% против 12%), Финляндия (13% против 14%), Дания (18% против 21%), Швейцария (3% против 7%).
Некоторые страны в течение года даже сменили «минус» на «плюс»: Германия за первое полугодие 2015 года упала на 3,5%, за 9 месяцев подросла на 0,2%, а по итогам года – уже на «целых» 2,5%. Аналогичная ситуация с Италией: –10%, +1,6%, +2%.
На структуру внутреннего туризма влияет три фактора. «Появился первый горнолыжный курорт мирового уровня: десятки тысяч дополнительных мест в современных отелях и новая курортная инфраструктура в Сочи. Затем, присоединение Крыма и переориентация туристских потоков в Крым. И, наконец, всплеск интереса к внутреннему туризму со стороны федеральных и региональных властей, населения и турбизнеса.
Основной тренд сезона первой половины 2015 года — серьезное падение рынка выездного туризма. Больше всего пострадали визовая Европа и дальнемагистральная массовая экзотика. А вот долларовым направлениям (особенно предлагающим сервис all inclusive) пока удается удерживать спрос. Сохраняется он и в сегменте туров, рассчитанных на состоятельных клиентов. И, конечно, теперь в дележе туристического «пирога» принимает участие Россия.
Для формирования конкурентоспособного туристского рынка необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики России.
Данные ЮНВТО показывают, что для дополнительного привлечения одного иностранного туриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государства затрачивают от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу туристского продукта.
К сожалению, при действующем в настоящее время бюджетном финансировании, которое составляет 0,69 евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.
В РФ сегодня действует федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2011–2018 годы. Общий объем финансирования – 338,9 млрд. руб.
Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №2567-р была принята государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы. Также действует федеральная целевая программа «Развитие юга России»
Однако потенциал страны в этой сфере используется от силы на треть. Доля туризма в ВВП России составляет около 6 %, а в среднем в мире этот показатель – 9,4%.
В результате реализации программы количество иностранных туристов, приезжающих в Россию, к 2018 году должно возрасти более чем в шесть раз – до 23 млн., а количество россиян, отдыхающих на родине, за это же время должно увеличиться в 1,5 раза – с 29 до 45 млн. Сегодня из-за того, что большинство россиян отдает предпочтение отдыху за рубежом, туристический сектор недополучает ежегодно до 300 млрд рублей. Объем рынка платных туристских услуг за восемь лет должен увеличиться в 4,7 раза – до 417 млрд рублей. Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения должен вырасти в 3,9 раза, а количество работников, занятых в туристической отрасли, - в 1,4 раза.
По данным аналитической службы АТОР, наметилась тенденция сокращения числа туристов в группах с 35–45 до 25–30 человек. Средняя стоимость недельного тура в Москву для иностранных туристов составила 1300 евро.
Наиболее популярными маршрутами у иностранцев по-прежнему остаются Москва, Санкт-Петербург и Золотое кольцо. При этом, как правило, дольше трех дней интуристы в России не задерживаются. Поэтому 80% приезжих ограничиваются обычными обзорными экскурсиями к Кремлю и храму Христа Спасителя, дополнительные экскурсии практически никто не берет. Летом также популярны экскурсии на теплоходах. Возвратность у иностранных туристов составляет не более 5–10%.