Глава 1. теоретико-методологические основы изучения социальных потребностей и интересов в управленческой деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность социальных потребностей и интересов в управленческой деятельности
1.2. Система потребностей и интересов и их взаимодействие
ГЛАВА 2. ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Взаимодействия интересов как условие эффективной управленческой деятельности
2.2. Особенности формирования информационных потребностей субъектов управления и их роль в управленческой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Во всем многообразии проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, которое раскрывается через её различные аспекты, в том числе и через изучение роли потребностей и интересов в её структуре. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение характеристик этой деятельности объективно выступает главным объектом теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления».

Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности социологического изучения управленческой деятельности.

Во-первых, управленческая деятельность объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена. Изучение управленческой деятельности выступает специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления.

Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, при этом в ней доминировали такие аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотехнический и др. [1, с. 69].

Наличие управления или руководства необходимо в любой совместной деятельности людей, при организации любого, даже самого простого взаимодействия и общения. Всякое действенное объединение людей должно быть структурированным, иерархически организованным и самоорганизованным, а потому управляемым извне и внутри [26, с. 28].

Управление имеет всеобщий, универсальный характер и вытекает из системной природы социальных явлений, из общественного, распределенного труда людей, из объективной необходимости взаимодействовать и общаться в процессе труда и жизни, обмениваться результатами и продуктами материальной и духовной культуры. Неуправляемый социум, неорганизованное взаимодействие и сосуществование людей невозможны в принципе [16, с. 159].

Различные аспекты управленческой деятельности получили достаточно широкое освещение в научной литературе, как отечественной так и зарубежной. Рассматриваемые нами аспекты в своих работах изучали следующие авторы: Здравомыслов А.Г., Мумладзе А.Г., Афонин А.Д., Сторожева О.И., Бурганова. Л.Т., Бабосов Е.М., Галкин Т.П., Зборовский. Г.Е., Мескон, М.Х. и др.

Всякая система управления создается и существует в конкретном социуме, в неисчислимо разнообразных общностях или объединениях людей. Поэтому сама трактовка управления, его целей, системной организации, путей, средств, ожидаемых результатов и других особенностей не может быть универсально всеобщей, неизменной и окончательной. Это обусловливает необходимость и актуальность целенаправленного изучения именно субъективных, смысловых аспектов управленческой деятельности в настоящее время, к числу которых относятся, в том числе, потребности и интересы, как структурообразующие звенья управленческой деятельности.

Целью настоящей работы является изучение потребностей и интересов как одних из ключевых параметров, определяющих содержание и направленность управленческой деятельности.

Задачами работы, в соответствии с поставленной целью, будут:

– рассмотреть социологическое понимание интересов и их роль место в структуре управленческих практик;

– изучить место и роль потребностей в системе управленческой деятельности и их взаимосвязь с системой интересов;

– проанализировать возможные способы взаимодействия интересов на основе построения и изучения матрицы способов согласования интересов взаимодействующих субъектов управленческой деятельности;

– рассмотреть особенности формирования информационных потребностей, как частного случая системы потребностей, и их место в структуре управления.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основе интереса лежат потребности социальных субъектов, индивидов, социальных групп. Потребности – то, что объективно необходимо для поддержания их жизнедеятельности (потребности – объективны, интересы –субъективны). Порождение новых потребностей вызвано удовлетворением элементарных (витальных) потребностей.

Интересы, как и потребности, представляют собой особый род общественных отношений, они не существуют сами по себе, абстрактно, вне тех лиц, социальных групп, классов и иных сил, которые выступают в качестве их носителей.

Проведенный анализ ряда исследований посвященных данной проблематике дает возможность для четкого разграничения понятий потребность и интерес по основанию ориентации. Если потребность ориентирована, прежде всего, на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты и учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Общественные интересы, выражающиеся в понятии силы и воли, являются основой любого управления. Успех социального управления напрямую зависит от всей многообразной картины интересов. Рассмотрение интереса как основы управления позволяет определять основные источники развития социальной системы в целом.

Основные методологические положения интереса проявляются в том, что:

1. интерес существует как объективное отношение субъекта к условиям социальной деятельности и выступает как социальное отношение данного субъекта к другим субъектам по поводу этих условий;

2. интерес направлен на социальное самоутверждение субъекта (в этом проявляется его сущность), поэтому все, что способствует самоутверждению субъекта в обществе, объективно служит его интересом;

3. содержание интереса объективно выражает целесообразный способ социального самоутверждения субъекта, поэтому раскрыть содержание интереса – это значит раскрыть возможности и рациональные способы его социального самоутверждения.

Интересы группы образуются на основе интересов ее членов, но не сводятся к ним или к их сумме. Интересы группы, как целого, вырабатываются в процессе взаимодействия и выражают актуальные потребности представителей тех или иных социальных групп. В силу своей неоднородности и неравенства в социально-политическом и культурном положении различных социальных групп их потребности и интересы бывают общими и несовместимыми. Общие интересы приводят к солидарности, а несовместимые – к противостоянию. Обострение противоречий между социальными интересами может приводить к конфликту социальных групп. Поэтому обеспечение гармоничного развития общества требует учета национальных, профессиональных и личных интересов и создания условий для их более полного выражения, выявления и согласования. Социальные интересы – обостренное внимание к тому, что имеет значение или кажется таковым и может стать реальной причиной действия отдельных людей и социума вообще.

ПРИЛОЖЕНИЕ

На тему

«Социальные потребности и интересы в управленческой деятельности»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Проблема и проблемная ситуация
1.2. Определение объекта и предмета исследования
1.3 Постановка целей и задач исследования
1.4. Выдвижение гипотез
1.5. Определение основных понятий, их интерпретация и операционализация
2. ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание методов сбора информации, способов обработки и анализа
2.2 Определение выборочной совокупности
2.3 Рабочий план исследования
3. ИНСТРУМЕНТАРИЙ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Выдвижение гипотез

Основная гипотеза исследования: система потребностей и интересов оказывают значительное влияние на управленческую деятельность, их диагностика и определение содержательной направленности дают возможность более эффективного построения управленческой деятельности.

Рабочие гипотезы:

1. Управленческая деятельность является привлекательной для значительной части трудового коллектива по причине высоких социальных гарантий, а также возможности решить свои материальные проблемы.

2. Из предложенных пяти групп потребностей большинство получит высокую оценку значимости в системе управленческой деятельности.

3. Недостаточный уровень знаний основ управления, психологии управления, а также изменение законодательства и увеличение объема выполняемых функций будут отрицательно сказываются на организации управления.

4. Самыми значимыми профессиональными качествами, которыми должен обладать руководитель, будут профессионализм и профессиональная этика.

5. Организация в своей управленческой деятельности в первую очередь должна преследовать следующие интересы: разработка стандартных трудовых контрактов, разработка индивидуальных трудовых контрактов для отдельных категорий персонала, разработка должностных инструкций.

6. Честность и порядочность, а также навыки принятия решений получат набольшую оценку по степени значимости соответствующих компетенций руководителя в управленческой деятельности.

7. Большинство членов коллектива будут удовлетвореныуправляемостью своего предприятия.

Управление

Как Вы считаете, почему управленческая деятельность является привлекательной?

(Дает возможность самореализоваться; Высокий социальный статус; Высокие социальные гарантии; Возможности решить свои материальные проблемы; Свой вариант) номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

Расположите в порядке значимости профессиональные качества, которыми должен обладать руководитель?

(Организационная культура; Профессионализм; Инициативность; Творческий подход к решению проблем; Профессиональная этика; Способность руководителя быть лидером) порядковая шкала, закрытый вопрос.

Управленческая деятельность

– Какие, на Ваш взгляд, факторы отрицательно сказываются на организации управления?

(Недостаточный уровень знаний основ управления, психологии управления и др.; Увеличение объема выполняемых функций; Изменение законодательства; Трудности в финансировании и ресурсном обеспечении; Недостаточное научное и информационное обеспечение деятельности; Свой вариант) номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

Оцените степень значимости соответствующих компетенций руководителя в управленческой деятельности (оцените это по шкале, где 1 – «совсем не значителен», а 5 – «очень значителен»)

(Честность, порядочность; Ответственность; Способность четко выражать свои мысли; Умение работать в команде; Навыки принятия решений; Коммуникативность) порядковая шкала, полузакрытый вопрос.

Насколько Вы удовлетворены степенью управляемости своего предприятия?

(Очень удовлетворен; Удовлетворен; Недостаточно удовлетворен; Неудовлетворен; Все очень плохо) порядковая шкала, закрытый вопрос.

Потребность

– Оцените важность каждой группы в управленческой деятельности по шкале от 1 до 5:

(Социально-бытовые: зарплата, отпуск, перерывы в работе, пенсионное обеспечение, благоприятные условия работы: освещение, отопление вентиляция; Безопасность: безопасность на рабочем месте, охрана здоровья, гарантированность рабочего места, соцстрахование, страхование по случаю болезни; Социально-психологическая: общение, взаимопонимание с сотрудниками, с руководителем; Уважение : самоуважение, уважение со стороны других, престиж, авторитет, похвала, почётные звания, продвижение по службе; Самореализация : творчество, осуществление собственных замыслов, реализация индивидуальных способностей, развитие, обучение) порядковая шкала, закрытый вопрос.

Интересы

– Какие интересы должна преследовать организация в своей управленческой деятельности в первую очередь?

(Внедрение политики оптимизации и стабилизации численности персонала; Разработка Положений и Правил; Разработка должностных инструкций; Учет рабочего времени; Контроль трудовойи исполнительскойдисциплины; Разработка стандартных трудовых контрактов; Разработка индивидуальных трудовых контрактов для отдельных категорий персонала; Свой вариант) номинальная шкала, полузакрытый вопрос.

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

А Н К Е Т А

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность социальных потребностей и интересов в управленческой деятельности
1.2. Система потребностей и интересов и их взаимодействие
ГЛАВА 2. ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Взаимодействия интересов как условие эффективной управленческой деятельности
2.2. Особенности формирования информационных потребностей субъектов управления и их роль в управленческой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Во всем многообразии проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, которое раскрывается через её различные аспекты, в том числе и через изучение роли потребностей и интересов в её структуре. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение характеристик этой деятельности объективно выступает главным объектом теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления».

Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности социологического изучения управленческой деятельности.

Во-первых, управленческая деятельность объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена. Изучение управленческой деятельности выступает специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления.

Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, при этом в ней доминировали такие аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотехнический и др. [1, с. 69].

Наличие управления или руководства необходимо в любой совместной деятельности людей, при организации любого, даже самого простого взаимодействия и общения. Всякое действенное объединение людей должно быть структурированным, иерархически организованным и самоорганизованным, а потому управляемым извне и внутри [26, с. 28].

Управление имеет всеобщий, универсальный характер и вытекает из системной природы социальных явлений, из общественного, распределенного труда людей, из объективной необходимости взаимодействовать и общаться в процессе труда и жизни, обмениваться результатами и продуктами материальной и духовной культуры. Неуправляемый социум, неорганизованное взаимодействие и сосуществование людей невозможны в принципе [16, с. 159].

Различные аспекты управленческой деятельности получили достаточно широкое освещение в научной литературе, как отечественной так и зарубежной. Рассматриваемые нами аспекты в своих работах изучали следующие авторы: Здравомыслов А.Г., Мумладзе А.Г., Афонин А.Д., Сторожева О.И., Бурганова. Л.Т., Бабосов Е.М., Галкин Т.П., Зборовский. Г.Е., Мескон, М.Х. и др.

Всякая система управления создается и существует в конкретном социуме, в неисчислимо разнообразных общностях или объединениях людей. Поэтому сама трактовка управления, его целей, системной организации, путей, средств, ожидаемых результатов и других особенностей не может быть универсально всеобщей, неизменной и окончательной. Это обусловливает необходимость и актуальность целенаправленного изучения именно субъективных, смысловых аспектов управленческой деятельности в настоящее время, к числу которых относятся, в том числе, потребности и интересы, как структурообразующие звенья управленческой деятельности.

Целью настоящей работы является изучение потребностей и интересов как одних из ключевых параметров, определяющих содержание и направленность управленческой деятельности.

Задачами работы, в соответствии с поставленной целью, будут:

– рассмотреть социологическое понимание интересов и их роль место в структуре управленческих практик;

– изучить место и роль потребностей в системе управленческой деятельности и их взаимосвязь с системой интересов;

– проанализировать возможные способы взаимодействия интересов на основе построения и изучения матрицы способов согласования интересов взаимодействующих субъектов управленческой деятельности;

– рассмотреть особенности формирования информационных потребностей, как частного случая системы потребностей, и их место в структуре управления.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации