Организационная структура как объект стратегических изменений
Выполнение стратегии направлено на решение 3 задач:
=1= установление приоритетности среди административных задач, чтобы их значимость соответствовала реализуемой стратегии;
=2= установить соответствие между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами, чтобы сориентировать деятельность всех участников на ее выполнение;
=3= выбор и приведение в соответствие с существующей стратегией стиля руководства и подходов к управлению организацией.
Все 3 задачи решаются посредством изменений, которые являются сердцевиной выполнения стратегии и поэтому такие изменения называются стратегическими.
Стратегические изменения предполагают создание условий выполнения стратегии и не являются самоцелью.
Анализ организационных структур с позиции выполнения стратегии направлен на решение 2 следующих вопросов:
1)- в какой мере существующая организационная структура может способствовать или мешать реализации стратегии?
2)- на каких уровням в организационной структуре должно осуществляться решение каждой задачи в процессе реализации стратегии?
Существует несколько классификаций организационных структур, каждая из которых отражает определенный подход к анализу взаимосвязи между элементами или частями организации.
Наиболее распространенными являются 5 типов организационных структур:
1= функциональная;
2= образованная по географическому признаку;
3= образованная с использованием децентрализованным СХП;
4= организованная с использованием стратегических бизнес – групп;
5= матричная.
На выбор организационной структуры влияет ряд факторов, которые можно представить в виде следующей схемы.
1 - Организационная структура должна соответствовать размерам организации и не быть более сложной, чем это необходимо. Влияние размеров на организационную структуру проявляется в виде уровней управления, число которых увеличивается.
2 – Географическое положение: если регионы достаточно изолированы, оно приводит к делегированию прав отдельным подразделениям в принятии стратегических решений. Если права не очень большие, то увеличивается число ячеек в функциональной структуре. А если территориальные подразделения наделяются статусом самостоятельности, то наблюдается переход к организационной структуре с использованием СХП.
3 – Технология: ее влияние на организационную структуру проявляется в следующем: любая организационная структура привязана к конкретной технологии, то есть число ячеек и их взаимное расположение в большей степени зависит от технологии.
4 – Отношение со стороны сотрудников и руководителей – отношение менеджеров в определенной мере влияет на выбор организационной структуры в зависимости от того, какой тип организационной структуры они предпочитают, как они относятся на введение нетрадиционных форм организационной структуры. Своим отношением к организационной структуре они формируют определенный климат в коллективе. Из этого следует, повышение квалификации работников, предоставление возможностей к проявлению творческой инициативы, самостоятельности будет заложено в возможностях, заложенных в каждой организационной структуре.
5 – Динамизм внешней среды – один из наиболее сильных факторов, определяющих выбор организационной структуры. Так, если внешняя среда относительно стабильна, то организация может применять более простые формы организационных структур, не обладающие большой гибкостью. А если наблюдаются большие и частые изменения, то структура должна предполагать большую степень децентрализации для принятия нужных решений в конкретных подразделениях.
6 – Выполняемая стратегия – оказывает существенное влияние на выбор организационной структуры, но совсем не обязательно менять структуру всякий раз, когда меняется стратегия, но совершенно необходимо определять соответствие существующей организационной структуры и выбранной новой стратегии.
Как правило, наиболее распространенными с точки зрения стратегического управления считаются 5 типов организационных структур:
1) функциональная;
2) по географическому признаку;
3) СХП;
4) СБГ;
5) Матричная.
Каждая из данных структур имеет преимущества и недостатки. Следовательно, требуются дополнительные организационные мероприятия для более эффективного их применения.
Функциональная организационная структура построена на основе функционально - специализированных подразделений и применяется на предприятиях с одним видом деятельности для приведение в соответствие структуры и стратегии, но конкретный вид функциональной структуры зависит от таких факторов:
- технология,
- товар,
- потребитель.
А. Основные блоки типичной функциональной структуры управления
Б. Основные блоки функциональной структуры, ориентированной на производство.
Преимущества:
1 = централизованный контроль стратегических результатов;
2 = структура тесно связана со стратегией через определение ключевых видов деятельности;
3 = максимально способствует развитию конкретного вида деятельности.
Недостатки:
1 = большая фрагментация стратегически важных процессов;
2 = может привести к противоречиям между направлениями;
3 = мешает развитию у менеджеров навыков системного подхода к проблемам;
4 = все полномочия и ответственность возлагаются на высшее руководство.
Организационная структура по географическому признаку основана на выделении географических районов или территорий и применяется для предприятий, которые функционируют на разных географических рынках или обслуживают большие территории.
Преимущества:
1 = обеспечивает достаточно хорошее выполнение работы;
2 = позволяет увязать стратегию со спецификой каждого географического региона или рынка;
3 = предоставляет ответственность за получение прибыли более низкому уровню управления;
4 = воспитывает менеджеров высшего звена.
Недостатки:
1 = трудности в создании единого корпоративного имиджа в разных регионах, так как менеджеры имеют большую стратегическую свободу;
2 = добавляет дополнительные службы управления в регионах;
3 = может привести к дублированию функций центрального аппарата управления.
Финансы и бухгалтерия
Персонал / человеческие ресурсы
Маркетинг
Юридические службы
НИОКР
Системы связи / коммуникация
Персонал
Бухгалтерия
Работа с клиентами
Структура, образованная с помощью децентрализованных СХП. Группировка деятельности компании по видам бизнеса и товара получила распространение среди диверсифицированных компаний, где основа построения – это обособленные виды деятельности:
- четко выраженная специализация;
- конкретные целевые рынки;
- особенные конкуренты;
- собственная стратегия;
- генеральный директор во главе;
- полный контроль над собственными ресурсами;
- полная ответственность за полученные результаты.
К СХП (СБЕ) можно отнести:
= продукт, группу продуктов;
= цех, группу цехов;
= филиал;
= и т.д.
Преимущества:
1 = разработка деловой стратегии с особенностями каждого СХП;
2 = каждое СХП создает свои ключевые виды деятельности;
3 = освобождает высшее руководство компании от рутинной работы по каждому направлению и освобождает время для стратегического управления компанией в целом;
4 = ответственность за поступления и потери полностью лежат на руководителях СХП.
Недостатки:
1 = может привести к дублированию управленческих функций на корпоративном уровне и на уровне СХП;
2 = возникает проблема выбора: какое стратегическое решение принимать на уровне корпорации, а какое - на уровне СХП;
3 = может привести к изменению конкуренции при корпоративном распространении ресурсов;
4 = корпоративное руководство становится зависимым от менеджеров СХП.
Организационная структура, организованная с использованием стратегических бизнес-групп. Наиболее характерна для широко диверсифицированных компаний, где количество БЕ так велико, что сфера контроля слишком большая для одного руководителя и поэтому целесообразно объединить родственные виды бизнеса в бизнес – группы и наделить функциями управления над ними конкретного руководителя, который будет отвечать перед высшим руководством компании.
Основы объединения в бизнес – группы:
= одинаковый набор конкурентов;
= одинаковые виды конкурентных преимуществ;
= единая технологическая возможность роста;
= единые КФУ;
= потребность в создании монополии;
= и т.д.
Преимущества:
1 = обеспечивает стратегически верный путь организации портфеля деловой активности БЕ;
2 = позволяет координировать профильные действия в рамках СБЕ;
3 = помогает распределить корпоративные ресурсы с максимальной возможностью роста для каждой БЕ.
Недостатки:
1 = не позволяет СБГ быть дальновидными в будущих направлениях роста;
2 = пути выполнения задач становятся нечеткими, так как существует цепочка: корпоративный уровень → уровень СБГ → уровень СБЕ.
3 = объединение в БГ должно иметь стратегическое содержание, а не преследовать админцель.
Децентрализованная линейная структура управления, ориентированная на бизнес-единицы.
НИОКР
Финансы и бухгалтерия
Маркетинг
Кадры
Юридическая служба
Паблик рилейшнз / коммуникации
Организационная структура управления по признаку СБГ.
НИОКР
Финансы и бухгалтерия
Маркетинг
Кадры
Юридическая служба
Паблик рилейшнз / коммуникации
Матричная структура является наиболее сложной, так как предусматривает наличие двух или более веток власти, двух или более каналов управления бюджетом; источников обеспечения деятельности и вознаграждения (см.рис.9.6.)
Особенностью этой структуры является то, что руководство бизнесом и руководство конкретной функцией переплетаются и создают матицу. Таким образом, ответственность за принятие решения в каждой клетке матрицы распределяется между руководством бизнеса и функциональным руководством, то есть подчиненность имеет двойной характер: с одной стороны, подразделения, руководящие бизнесом, а, с другой стороны, - подразделения, осуществляющие функции. В результате складывается компромисс между функциональной специализацией и ориентацией на конкретный вид продукции.
Преимущество:
1 = позволяет уделять внимание каждому направлению стратегического развития;
2 = обеспечивает реализацию принципа взаимоограничения и взаимозависимости между конкурирующими точками зрения;
3 = позволяет развить в диверсифицируемых компаниях стратегическую ответственность на функциональной основе.
Недостатки:
1 = слишком сложно управлять;
2 = сложно обеспечить баланс между 2 линиями ответственности;
3 = очень размежевана ответственность, что может привести к нецелесообразным затратам.
Как правило, в практике деятельности предприятий типовые организационные структуры в «чистом» виде не обеспечивают в полной мере реализацию стратегий. Следовательно, создаются специальные координирующие механизмы, которые дополняют такие структуры. К наиболее распространенным относятся следующие:
- проектные группы, то есть создается отдельная независимая группа, в задачу которой входит управление процессом реализации конкретного проекта (внедрение новой технологии, организация нового производства, реконструкция и т.д.);
- группа по выполнению межфункциональных задач, которая состоит из руководителей высшего ранга и специалистов и создается в случаях, когда решение проблемы требует экспертного участия разных отделов одновременно и когда необходима координация различных направлений деятельности. Создание такой группы имеет временный характер.
- Венчурные группы, которые создаются для решения таких задач, как выход на новые рынки, освоение новых видов деятельности, создание нового продукта и т.д.;
- Независимые рабочие группы (на хозрасчете), которые объединяют специалистов разного профиля, которые действуют на постоянной основе с целью улучшения деятельности на стратегически важных направлениях (работа над снижением затрат на производство, по улучшению качества продукции, по сокращению вывода продукта на рынок и т.д.);
- Группа реализации процесса, который состоит из специалистов, отвечающих за отдельные стадии бизнес – процесса.
Организационная культура как объект стратегических изменений
Если организационная структура является скелетом организации, то организационную культуру можно назвать душой организации, которая приводит в действие рычаги, направляющие деятельность участников организации.
Организационная культура направлена на решение 2 групп задач.
1 группа:
1)= задача интеграции внутренних усилий и ресурсов – установление границ организации и принципов включения и исключения из нее;
2)= установление норм, регулирующих неформальное отношение между лицами различного пола;
3)= выработка оценок поведения сотрудников (что желательно, а что - нет);
4)= создание механизмов наделения властью и лишение прав, а также статуса отдельных членов организации;
5)= создание общего языка и единой, понятной для всех терминологии и т.д.
Ко 2 группе задач относятся те, которые решаются при взаимодействии с внешней средой. Это широкий круг вопросов, касающихся разработки миссии, целей и путей их достижения.
Формирование изменений организационной культуры происходит под влиянием многих факторов.
Шейн выделил 5 первичных и 5 вторичных факторов, определяющих организационную культуру.
К первичным факторам относятся:
1- точки концентрации внимания высшего руководства;
2- реакция руководства на критические ситуации в организации;
3- отношение к работе и стиль поведения руководителей;
4- критериальная база к поощрению сотрудников;
5- критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.
К вторичным факторам относятся:
1- структура организации;
2- система передачи информации и организационной процедуры;
3- внешний и внутренний дизайн оформления помещений;
4- исторические факты, важные события;
5- формализованные положения о смысле существования в виде принципов ее работы и набора ценностей.
Каждый из перечисленных факторов требует использования определенных приемов, позволяющих достичь успеха при сознательном формировании организационной культуры.
Наибольшие усилия на этапе формирования стратегии связаны с приведением соответствия идей организационной культуры, которые могут проявляться в следующих составляющих:
- философия организации;
- доминирующие ценности в организации;
- нормы взаимоотношений в организации;
- правила поведения в организации;
- климат в организации;
- поведенческие ритуалы, климат и т.д.