Методические указания для освоения теоретического материала
При изучении теоретической части дисциплины «Маркетинг интеллектуальных продуктов» используется следующие образовательные технологии (в соответствии с разделом 5 настоящей рабочей программы):
по уровню применения – общепедагогические технологии;
по организационным формам - классно-урочная технология (лекционно-семинарско-зачетная система);
по преобладающему методу - объяснительно-иллюстративная технология.
При изложении теоретического материала должны выполняться следующие требования:
1) на первой лекции необходимо назвать количество часов, которое отводится в целом на дисциплину, в том числе, на лекции и практические занятия; сказать о форме итогового контроля, об организации и проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; проинформировать о консультациях, об учебно-методическом, информационно-телекоммуникационном и программном обеспечении, о методике чтения лекций; наметить основные проблемы и ключевые вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить теоретический материал дисциплины в целом и ее разделов.
2) изложение материала на каждой лекции должно происходить по предложенному обучающимся плану, состоящему из последовательного перечисления подлежащих рассмотрению вопросов, акцентируя при этом окончание одного и начало изложения следующего вопроса; материал должен быть четко и ясно структурирован и рационально дозирован по каждому разделу и вопросу темы;
3) началу темы лекции должно предшествовать введение в тему, а ее окончание должно сопровождаться главными выводами; этого же принципа следует придерживаться и при рассмотрении вопросов темы;
4) необходимо выделять голосом то, что обучающиеся должны записать, произносить с расстановкой и таким темпом, чтобы они успели записать с четким произношением окончаний;
5) изложение материала должно быть четким, логичным, аргументированным, с использованием современных технических средств обучения;
6) использовать для привлечения внимания риторические и уточняющие понимание материала вопросы, «разряжающие» фразы типа: «Особенно хочу подчеркнуть следующее...», «Необходимо обратить внимание…»; создавать «паузы отдыха» - приводить примеры, исторические справки, разъяснения отдельных ситуаций.
План лекций:
Тема 1. «Интеллектуальная деятельность в современных рыночных условиях»
1. Интеллектуальная деятельность: понятие, признаки, сферы применения, результат.
2. Интеллектуальная собственность: понятие, объекты.
3. Промышленная собственность в составе интеллектуальной собственности.
4. Основы правового регулирования интеллектуальной деятельности.
Тема 2. «Интеллектуальный продукт как объект маркетинга»
1. Интеллектуальный продукт: понятие, особенности, основные поставщики, специфика работы.
2. Основные подходы к классификации интеллектуальных продуктов.
3. Маркетинг на рынке интеллектуальных продуктов: задачи, принципы, функции, стратегии продвижения.
4. Рынок интеллектуальных продуктов: понятие, особенности, сегментация.
Тема 3. « Интеллектуальные продукты в промышленной деятельности»
1. Интеллектуальные продукты в промышленности: понятие, основные признаки, характер применения.
2. Интеллектуальные продукты в промышленности, регулируемые патентным правом: состав и общая характеристика.
3. Интеллектуальные продукты в промышленности, регулируемые авторским правом: состав и общая характеристика.
4. Маркетинговые инструменты продвижения интеллектуальных продуктов в промышленности.
Тема 4. « Интеллектуальные продукты в литературе, искусстве, науке»
1. Произведения литературы: понятие, основные признаки, характер использования, состав.
2. Произведения искусства: понятие, основные признаки, характер использования, состав.
3. Произведения науки: понятие, основные признаки, характер использования, состав.
4. Маркетинговые инструменты продвижения интеллектуальных продуктов в литературе, искусстве, науке.
Тема 5. Маркетинговые исследования на рынке интеллектуальных продуктов
1. Маркетинговая информация на рынке интеллектуальных продуктов: понятие, основные характеристики, требования, виды.
2. Маркетинговые исследования на рынке интеллектуальных продуктов: сущность, задачи, виды, направления.
3. Принципы и методы проведения маркетинговых исследований на рынке интеллектуальных продуктов.
4. Процесс проведения маркетинговых исследований на рынке интеллектуальных продуктов.
Тема 6. «Оценка результатов интеллектуальной деятельности»
1. Подходы и методы, применяемые для оценки результатов интеллектуальной деятельности.
2. Определение экономических выгод, связанных с результатами интеллектуальной деятельности.
3. Стоимостная оценка отдельных видов интеллектуальных продуктов: особенности, информационная база, методы.
4. Оценка ущерба от неправомочного использования результатов интеллектуальной деятельности.
Тема 7. «Риски, связанные с результатами интеллектуальной деятельности»
1. Виды рисков, связанных с результатами интеллектуальной деятельности: группировка и общая характеристика.
2. Способы воздействия на риски, связанные с результатами интеллектуальной деятельности.
3. Анализ рисков, связанных с результатами интеллектуальной деятельности: специфика, методы.
4. Минимизации рисков, сопровождающих оборот объектов интеллектуальной собственности: подходы и способы.