Методические указания по изучению теоретического материала

Для изучения дисциплины«Государственные и муниципальные финансы» учебными планами Института менеджмента и экономики предусмотрено чтение лекционных курсов, проведение практических (семинарских) занятий и консультаций. Качество приобретенных знаний и глубина освоения дисциплины««Государственные и муниципальные финансы»» устанавливаются в ходе промежуточной аттестации - экзамен.

В лекционном курсе рассматриваются ключевые темы, предусмотренные учебной программой дисциплины. При изложении материала преподавателями кафедры применяется, как правило, активный метод позволяющий развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессии, не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения. В ходе лекций выделяются вопросы, требующие от студентов самостоятельной подготовки и выносимые на обсуждение во время практических занятий.

Практические занятия проводятся в форме практик, где студентам предлагаются конкретные ситуации, помогающие закрепить теоретические и практические знания по данным дисциплинам. Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли.

Особенность учебных занятий заключается в том, что они требуют активного участия обучающихся. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи студенту по мере продвижения через процесс занятий.

В начале семинарского занятия студенты получают от преподавателя четко сформулированную проблему, которая может быть выражена в форме экономической задачи.

В ходе обсуждения участие преподавателя сведено к минимуму. Он направляет дискуссию в нужное русло, задавая правильные вопросы, побуждая к участию в дискуссии каждого обучающегося.

В конце занятия преподаватель подводит итоги выступлений, определив явно прозвучавшие во время презентаций общие для всех групп решения.

При использовании активных методов происходит взаимодействие преподавателя со студентом, направленное на воспитание и самовоспитание компетентного специалиста, профессионала.

Методические рекомендации, задания и учебный материал для практических занятий для студентов, обучающихся по дисциплине ««Государственные и муниципальные финансы»» направления 38.03.04- Государственное и муниципальное управление, представлен в компьютерной сети университета, как приложение к рабочей программе. Рабочая программа дают представление о тематике и основных вопросах, рассматриваемых на этих занятиях, а также очерчивают понятийные рамки каждой темы, содержит перечень вопросов для самостоятельной работы студента, список основной и дополнительной литературы, необходимой для подготовки к занятиям.

Самостоятельная работа студента, осваивающего курс под руководством преподавателя, включает в себя изучение литературы, подготовку выступления на занятии, а также, по желанию студента, написание реферата или подготовку доклада по теме, согласованной с преподавателем в этом перечень ключевых понятий, представленный в данных методических указаниях, поможет выделить и осмыслить проблемно-тематическую основу курса, систематизировать знания, приобретаемые на лекциях и при изучении литературы.

Рациональные подходы к изучению дисциплины изложены в разделе «Методические указания по самостоятельной работе студентов», но мы рекомендуем студенту обратиться также к разделу рабочей программы по темам лекций, чтобы сориентироваться в основных вопросах каждой темы, т.к. они, как правило, являются вопросами, выносимыми на семинарские занятия (при проведении устного опроса).

Списки литературы содержат издания, которыми располагает библиотека университета. Это учебники и учебные пособия, законодательные и нормативные акты, монографические работы и статьи, в которых рассматриваются те или иные вопросы, включенные в план лекционных и практических занятий.

Мы рекомендуем студентам при изучении каждой темы курса обращаться не к одному, а к нескольким источникам, поскольку различные темы излагаются в них с разной степенью полноты и содержат различные точки зрения на рассматриваемые вопросы. Студент сам выбирает источник, который в большей мере соответствует требованиям программы и вопросам плана семинарского занятия.

Для того чтобы ориентировать студента в выборе основных подходов к освоению содержания курса, кафедрой разработаны опорные конспекты по всем темам, включенным в учебную программу. Конспекты не являются заменой лекционных занятий, чтения учебников, учебных пособий и другой литературы, но они облегчают понимание основных вопросов и логики читаемого преподавателем лекционного курса.

Преподаватель контролирует работу студента по освоению курса и оценивает в баллах его текущую успеваемость. Такой контроль осуществляется путем комбинации следующих способов:

Институт менеджмента и экономики

Кафедра Экономика

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Курс 4 группа зб-4741б, зб-4742семестр 8

Преподаватель–лектор Солодовникова Ульяна Николаевн, доцент

(Ф.И.О, ученая степень, ученое звание)

Преподаватели, ведущие практические занятия Солодовникова Ульяна Николаевна, доцент

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

Наименование дисциплины / курса Уровень/ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) Статус дисциплины в рабочем учебном плане (базовая, вариативная, выборная) Количество зачетных единиц / кредитов
Государственные и муниципальные финансы бакалавриат базовая
Смежные дисциплины по учебному плану:
Регионоведение, Социология управления, Статистика, Экономическая география и регионалистика, Введение в экономику, Территориальная организация населения, Основы математического моделирования социально-экономических процессов, Экономика государственного и муниципального сектора, История экономики, Экономическая география, Учет и анализ, Налоговый учет и отчетность, Основы аудита, Финансы государственных и муниципальных учреждений, Финансовый менеджмент, Экономическая теория, Территориальное общественное самоуправление, Принятие и исполнение государственных решений, Государственное регулирование экономики, Демография, Региональное управление и территориальное планирование, Управление проектами, Стратегический менеджмент
ВВОДНЫЙМОДУЛЬ (входной рейтинг-контроль, проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам при необходимости)
Тема, задание или мероприятие входного контроля Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
   
Итого: НЕПРОВОДИЛСЯ    
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙУРОВЕНЬ– 70 баллов (проверка знаний и умений по дисциплине)
Тема, задание или мероприятие текущего контроля Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальноеколичество баллов Максимальное количество баллов
Финансы как экономическая категория. Финансовая система РФ посещение лекция  
Финансовая политика государства и управление финансами в условиях рынка. Финансовый механизм посещение лекция  
Управление государственными (муниципальными) финансами посещение лекция  
Финансовый контроль посещение лекция  
Государственное и муниципальное финансовое планирование, прогнозирование, регулирование посещение лекция  
Основы функционирования государственных и муниципальных финансов посещение лекция  
Государственный бюджет как экономическая категория. Бюджетная система РФ посещение лекция  
Бюджетное устройство и бюджетный федерализм посещение лекция  
Доходы бюджетов посещение лекция  
Расходы бюджетов посещение лекция  
Бюджетный процесс посещение лекция  
Государственный (муниципальный) кредит посещение лекция  
Государственные заимствования посещение лекция  
Государственный долг посещение лекция  
Государственные внебюджетные фонды посещение лекция  
Итого по лекциям:  
Финансы как экономическая категория. Финансовая система РФ   Реферат, презентация (ПР-4), Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач практика    
Финансовая политика государства и управление финансами в условиях рынка. Финансовый механизм   Реферат, презентация (ПР-4), Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач практика    
Управление государственными (муниципальными) финансами   Реферат, презентация (ПР-4), Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач практика 3,5    
Государственный бюджет как экономическая категория. Бюджетная система РФ   Реферат, презентация (ПР-4), Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач практика 3,5    
Бюджетное устройство и бюджетный федерализм   Реферат, презентация (ПР-4) Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач практика
Доходы бюджетов   Реферат, презентация (ПР-4) Собеседование (УО-1) Контрольная работа (ПР-2) практика    
Расходы бюджетов   Реферат, презентация (ПР-4) Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач практика    
Бюджетный процесс   Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач Контрольная работа (ПР-2) практика
Государственные заимствования   Реферат, презентация (ПР-4) Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач практика
Государственный долг   Реферат, презентация (ПР-4) Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач практика
Государственные внебюджетные фонды   Тесты (ПР-1) Собеседование (УО-1) Контрольная работа (ПР-2) практика
Итого по практическим занятиям:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙУРОВЕНЬ (30 баллов) (проверка знаний, умений, владений)
Тема, задание или мероприятие дополнительного контроля Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Тестирование промежуточная аудиторная
реферат промежуточная внеаудиторная
Научная статья (с докладом и без доклада) промежуточная внеаудиторная
Итого максимум:
             

Необходимый минимум для получения итоговой оценки или допуска к промежуточной аттестации 60 баллов. Для освобождения от экзамена необходимо набрать 100 баллов.

Для студентов, отсутствовавших на практических занятиях по уважительной причине имеется возможность отработки.

При этом уважительными причинами считаются следующие:

- пропуски по беременности и родам;

- уход за ребенком в возрасте до полутора лет;

- очное (с выездом в другой город) участие в научных мероприятиях (конференции, олимпиады);

- пропуск по болезни при наличии документа из лечебного учреждения.

Преподаватели: ______________________/У.Н.Солодовникова/

__________________________/________________/

Утверждено на заседании кафедры«» 2016 г. Протокол №_______

Зав. кафедрой __________________ М.Л.Слободян

Наши рекомендации