Методические указания по изучению теоретического материала
Для изучения дисциплины«Государственные и муниципальные финансы» учебными планами Института менеджмента и экономики предусмотрено чтение лекционных курсов, проведение практических (семинарских) занятий и консультаций. Качество приобретенных знаний и глубина освоения дисциплины««Государственные и муниципальные финансы»» устанавливаются в ходе промежуточной аттестации - экзамен.
В лекционном курсе рассматриваются ключевые темы, предусмотренные учебной программой дисциплины. При изложении материала преподавателями кафедры применяется, как правило, активный метод позволяющий развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессии, не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения. В ходе лекций выделяются вопросы, требующие от студентов самостоятельной подготовки и выносимые на обсуждение во время практических занятий.
Практические занятия проводятся в форме практик, где студентам предлагаются конкретные ситуации, помогающие закрепить теоретические и практические знания по данным дисциплинам. Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли.
Особенность учебных занятий заключается в том, что они требуют активного участия обучающихся. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи студенту по мере продвижения через процесс занятий.
В начале семинарского занятия студенты получают от преподавателя четко сформулированную проблему, которая может быть выражена в форме экономической задачи.
В ходе обсуждения участие преподавателя сведено к минимуму. Он направляет дискуссию в нужное русло, задавая правильные вопросы, побуждая к участию в дискуссии каждого обучающегося.
В конце занятия преподаватель подводит итоги выступлений, определив явно прозвучавшие во время презентаций общие для всех групп решения.
При использовании активных методов происходит взаимодействие преподавателя со студентом, направленное на воспитание и самовоспитание компетентного специалиста, профессионала.
Методические рекомендации, задания и учебный материал для практических занятий для студентов, обучающихся по дисциплине ««Государственные и муниципальные финансы»» направления 38.03.04- Государственное и муниципальное управление, представлен в компьютерной сети университета, как приложение к рабочей программе. Рабочая программа дают представление о тематике и основных вопросах, рассматриваемых на этих занятиях, а также очерчивают понятийные рамки каждой темы, содержит перечень вопросов для самостоятельной работы студента, список основной и дополнительной литературы, необходимой для подготовки к занятиям.
Самостоятельная работа студента, осваивающего курс под руководством преподавателя, включает в себя изучение литературы, подготовку выступления на занятии, а также, по желанию студента, написание реферата или подготовку доклада по теме, согласованной с преподавателем в этом перечень ключевых понятий, представленный в данных методических указаниях, поможет выделить и осмыслить проблемно-тематическую основу курса, систематизировать знания, приобретаемые на лекциях и при изучении литературы.
Рациональные подходы к изучению дисциплины изложены в разделе «Методические указания по самостоятельной работе студентов», но мы рекомендуем студенту обратиться также к разделу рабочей программы по темам лекций, чтобы сориентироваться в основных вопросах каждой темы, т.к. они, как правило, являются вопросами, выносимыми на семинарские занятия (при проведении устного опроса).
Списки литературы содержат издания, которыми располагает библиотека университета. Это учебники и учебные пособия, законодательные и нормативные акты, монографические работы и статьи, в которых рассматриваются те или иные вопросы, включенные в план лекционных и практических занятий.
Мы рекомендуем студентам при изучении каждой темы курса обращаться не к одному, а к нескольким источникам, поскольку различные темы излагаются в них с разной степенью полноты и содержат различные точки зрения на рассматриваемые вопросы. Студент сам выбирает источник, который в большей мере соответствует требованиям программы и вопросам плана семинарского занятия.
Для того чтобы ориентировать студента в выборе основных подходов к освоению содержания курса, кафедрой разработаны опорные конспекты по всем темам, включенным в учебную программу. Конспекты не являются заменой лекционных занятий, чтения учебников, учебных пособий и другой литературы, но они облегчают понимание основных вопросов и логики читаемого преподавателем лекционного курса.
Преподаватель контролирует работу студента по освоению курса и оценивает в баллах его текущую успеваемость. Такой контроль осуществляется путем комбинации следующих способов:
Институт менеджмента и экономики
Кафедра Экономика
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Курс 4 группа зб-4741б, зб-4742семестр 8
Преподаватель–лектор Солодовникова Ульяна Николаевн, доцент
(Ф.И.О, ученая степень, ученое звание)
Преподаватели, ведущие практические занятия Солодовникова Ульяна Николаевна, доцент
(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
Наименование дисциплины / курса | Уровень/ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) | Статус дисциплины в рабочем учебном плане (базовая, вариативная, выборная) | Количество зачетных единиц / кредитов |
Государственные и муниципальные финансы | бакалавриат | базовая |
Смежные дисциплины по учебному плану: | ||||
Регионоведение, Социология управления, Статистика, Экономическая география и регионалистика, Введение в экономику, Территориальная организация населения, Основы математического моделирования социально-экономических процессов, Экономика государственного и муниципального сектора, История экономики, Экономическая география, Учет и анализ, Налоговый учет и отчетность, Основы аудита, Финансы государственных и муниципальных учреждений, Финансовый менеджмент, Экономическая теория, Территориальное общественное самоуправление, Принятие и исполнение государственных решений, Государственное регулирование экономики, Демография, Региональное управление и территориальное планирование, Управление проектами, Стратегический менеджмент | ||||
ВВОДНЫЙМОДУЛЬ (входной рейтинг-контроль, проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам при необходимости) | ||||
Тема, задание или мероприятие входного контроля | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов |
Итого: НЕПРОВОДИЛСЯ |
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙУРОВЕНЬ– 70 баллов (проверка знаний и умений по дисциплине) | ||||||
Тема, задание или мероприятие текущего контроля | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальноеколичество баллов | Максимальное количество баллов | ||
Финансы как экономическая категория. Финансовая система РФ | посещение | лекция | ||||
Финансовая политика государства и управление финансами в условиях рынка. Финансовый механизм | посещение | лекция | ||||
Управление государственными (муниципальными) финансами | посещение | лекция | ||||
Финансовый контроль | посещение | лекция | ||||
Государственное и муниципальное финансовое планирование, прогнозирование, регулирование | посещение | лекция | ||||
Основы функционирования государственных и муниципальных финансов | посещение | лекция | ||||
Государственный бюджет как экономическая категория. Бюджетная система РФ | посещение | лекция | ||||
Бюджетное устройство и бюджетный федерализм | посещение | лекция | ||||
Доходы бюджетов | посещение | лекция | ||||
Расходы бюджетов | посещение | лекция | ||||
Бюджетный процесс | посещение | лекция | ||||
Государственный (муниципальный) кредит | посещение | лекция | ||||
Государственные заимствования | посещение | лекция | ||||
Государственный долг | посещение | лекция | ||||
Государственные внебюджетные фонды | посещение | лекция | ||||
Итого по лекциям: | ||||||
Финансы как экономическая категория. Финансовая система РФ | Реферат, презентация (ПР-4), Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач | практика | ||||
Финансовая политика государства и управление финансами в условиях рынка. Финансовый механизм | Реферат, презентация (ПР-4), Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач | практика | ||||
Управление государственными (муниципальными) финансами | Реферат, презентация (ПР-4), Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач | практика | 3,5 | |||
Государственный бюджет как экономическая категория. Бюджетная система РФ | Реферат, презентация (ПР-4), Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач | практика | 3,5 | |||
Бюджетное устройство и бюджетный федерализм | Реферат, презентация (ПР-4) Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач | практика | ||||
Доходы бюджетов | Реферат, презентация (ПР-4) Собеседование (УО-1) Контрольная работа (ПР-2) | практика | ||||
Расходы бюджетов | Реферат, презентация (ПР-4) Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач | практика | ||||
Бюджетный процесс | Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач Контрольная работа (ПР-2) | практика | ||||
Государственные заимствования | Реферат, презентация (ПР-4) Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач | практика | ||||
Государственный долг | Реферат, презентация (ПР-4) Собеседование (УО-1) Решение ситуационных задач | практика | ||||
Государственные внебюджетные фонды | Тесты (ПР-1) Собеседование (УО-1) Контрольная работа (ПР-2) | практика | ||||
Итого по практическим занятиям: | ||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙУРОВЕНЬ (30 баллов) (проверка знаний, умений, владений) | ||||||
Тема, задание или мероприятие дополнительного контроля | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | ||
Тестирование | промежуточная | аудиторная | ||||
реферат | промежуточная | внеаудиторная | ||||
Научная статья (с докладом и без доклада) | промежуточная | внеаудиторная | ||||
Итого максимум: | ||||||
Необходимый минимум для получения итоговой оценки или допуска к промежуточной аттестации 60 баллов. Для освобождения от экзамена необходимо набрать 100 баллов.
Для студентов, отсутствовавших на практических занятиях по уважительной причине имеется возможность отработки.
При этом уважительными причинами считаются следующие:
- пропуски по беременности и родам;
- уход за ребенком в возрасте до полутора лет;
- очное (с выездом в другой город) участие в научных мероприятиях (конференции, олимпиады);
- пропуск по болезни при наличии документа из лечебного учреждения.
Преподаватели: ______________________/У.Н.Солодовникова/
__________________________/________________/
Утверждено на заседании кафедры«» 2016 г. Протокол №_______
Зав. кафедрой __________________ М.Л.Слободян