Правовое регулирование осуществления маркетинговых коммуникаций
1. FTC осуществляет проверку рекламных объявлений, которые могут быть направлены на обман потребителей. Лживая реклама характеризуется по крайней мере одним из следующих признаков: отсутствием реальных оснований для сделанного в ней заявления, использованием вводящей в заблуждение демонстрации свойств товара, подкреплением ложных убеждений потребителей, несправедливым сравнением, использованием специальной приманки, использованием предложения о льготной продаже.
2. Реализация таких средств стимулирования сбыта, как конкурсы, лотереи и соревнования также имеет свои правовые особенности.
3. Правовые вопросы, относящиеся к осуществлению связей с общественностью, касаются проблем диффамации, защиты тайны частной жизни, защиты авторских прав, порядка заключения контрактов.
4. Такие способы осуществления прямого маркетинга, как прямая почтовая рассылка, телефонный маркетинг или использование Интернета также имеют свои правовые ограничения.
5. Продавцы и руководители служб сбыта могут в процессе работы совершать три типа правонарушений: брать взятки, вступать в ценовой сговор и делать связанные предложения о покупке.
В результате рекламная отрасль маркетинговых коммуникаций выбрала активную стратегию по защите своего имиджа и информированию населения об общественной пользе, которую приносит ее деятельность. Приведенная на следующем рисунке «самореклама рекламной индустрии» демонстрирует один из примеров подхода, используемого для упрочения положения рекламы в глазах общества.
Проблемы социальной ответственности
В следующих параграфах мы рассмотрим шесть социальных аспектов деятельности специалистов по маркетинговым коммуникациям: проблемы манипуляции общественным мнением, защиты права на частную жизнь, использования «дутой» рекламы, выпуска товаров и обращений, оскорбляющих чувства потребителей, использования стереотипов и распространения рекламы, предназначенной для детей.
Манипуляции и обращения, нацеленные на подсознание
Кое-кто утверждает, что маркетинговые коммуникации позволяют манипулировать людьми с целью заставить их покупать те товары и услуги, в которых они на самом деле не нуждаются. Подобные заявления имеют под собой определенные основания. С одной стороны, действительно есть доверчивые покупатели, верящие всему написанному и услышанному. Кроме того, существуют и такие люди, которые готовы покупать все, что они видят, вне зависимости от возможностей своего кошелька. Еще одна категория населения, включая детей, стариков и просто малообразованных покупателей, может просто не обладать достаточными интеллектуальными возможностями для того, чтобы отличить хорошее от плохого или истинное от ложного. Определение степени влияния маркетинговых коммуникаций на таких людей не представляется возможным. В то же время никакой объем маркетинговых коммуникаций не заставит большинство населения делать то, что оно не хочет. Даже самые ловкие и напористые продавцы не могут мгновенно убедить каждого клиента приобрести предлагаемый ими товар. Свобода выбора является тем неотъемлемым правом покупателя, которое не способны отнять у него никакие маркетинговые коммуникации.
Однако потребитель лишается этой свободы при использовании коммуникационных методов, воздействующих на его подсознание. Обращение, нацеленное на подсознание, направляется потребителю в такой форме, которая не позволяет ему осознать факт его получения. На практике это означает, что символы такого обращения передаются в течение слишком короткого промежутка времени или в настолько неотчетливой форме, что их получатель оказывается не в состоянии их распознать. В сущности, такой способ является ничем иным как «промыванием мозгов» и подлежит безусловному моральному осуждению.
Таким образом, основной вопрос заключается в том действительно ли рекламодатели используют обращения, влияющие на подсознание потребителей. Однако в пользу справедливости подобных предположений нет никаких доказательств. Во-первых, негативные последствия занятий подобной деятельностью могут оказаться неизмеримо выше ожидаемых выгод. Во-вторых, сами эти выгоды представляются не вполне очевидными, так как не существует доказательств в поддержку того, что символы, которые подсознательно воспринимаются одним человеком, будут точно также восприниматься и другим. В-третьих, специалисты по маркетинговым коммуникациям не могут предсказать как, где и в каких условиях их аудитория получит нацеленные на подсознание обращения. В силу этих факторов результаты использования любой стратегии, основанной на применении обращений, действующих на подсознание, будут в лучшем случае ограниченными и противоречивыми, в особенности с учетом риска того, что потребитель сможет выявить компанию, использующую подобные методы.