Тема 4. Маркетинговая информация, состояние и перспективы развития

Семинар

Основные вопросы:

1. Маркетинговая информация: понятие, сущность.

2. Типология маркетинговой информации: по форме планирования, месту сбора информации (внутрифирменная, внешняя);по времени использования; по направлению(справочная, нормативная, статистическая, рекомендательная и т. д).

3. Методы сбора и анализ маркетинговой информации.

4. Использование маркетинговой информации в управлении фирмой.

5. Преимущества и недостатки маркетинговой информации различных типов.

Литература

1. Герасимова, Л.Н. Информационное обеспечение маркетинга [Текст] / Л.Н. Герасимова. – М.: МГУКИ, 2002. – 190 с.

2. Долгополова Е.Е. Информационное обеспечение маркетинга: теория и практика [Текст] / Е.Е. Долгополова. – Минск: Новое знание, 2010. – 144 с.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. [Текст] / Ф. Котлер и др. – 5-е европейское издание. –СПб.: Вильямс, 2012. – 752 с.

4. Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации. Учебно-практическое пособие [Текст] / Е.И. Мазилкина. – М.: Издательство: ИТК Дашков и К., 2012. – 256 с.

5. Токарев, Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации [Текст] / Б.Е. Токарев. – М.: Юристъ, 2001. – 256 с.

Тема 5. Маркетинговая среда фирмы

Практическая работа

Для выполнения задания необходимо:

- раскрыть сущность понятия «маркетинговая среда» фирмы;

- показать отличия макро среды от микросреды;

- показать, что основные отличия понятий макро- и микросреды базируются на особенностях неконтролируемых и контролируемых факторов.

Содержание и последовательность выполнения задания:

1. Определить основные понятия маркетинговой среды фирмы.

2. Дать каждому понятию определение.

3. Составить таблицу факторов макро- и микросреды фирмы и дать характеристику каждому фактору.

Образец таблицы

Факторы макро- и микросреды Характеристика
Макросреда 1. 2. 3. … Микросреда 1. 2. 3.  

Задание может выполняться в аудитории под руководством преподавателя, дома или в библиотеке.

Литература

1. Герасимова, Л.Н. Информационное обеспечение маркетинга [Текст] / Л.Н. Герасимова. – М.: МГУКИ, 2002. – 190 с.

2. Долгополова Е.Е. Информационное обеспечение маркетинга: теория и практика [Текст] / Е.Е. Долгополова. – Минск: Новое знание, 2010. – 144 с.

3. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. Учебное пособие [Текст] / П.С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 495 с.

4. Казакова Н.А. Маркетинговый анализ: учебное пособие [Текст] / Н.А. Казакова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 240 с.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. [Текст] / Ф. Котлер и др. – 5-е европейское издание. –СПб.: Вильямс, 2012. – 752 с.

6. Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации. Учебно-практическое пособие [Текст] / Е.И. Мазилкина. – М.: Издательство: ИТК Дашков и К, 2012. – 256 с.

7. Токарев, Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации [Текст] / Б.Е. Токарев. – М.: Юристъ, 2001. – 256 с.

8. Хьюз А. Маркетинг на основе баз данных [Текст] / А. Хьюз. – М.: ИД Гребенникова, 2008. – 448 с.

Тема 6. Коммуникационные стратегии фирмы.

Семинар

Основные вопросы:

1. Определение понятий, «формирование спроса и стимулирование сбыта» (ФОССТИС).

2. Основные цели, задачи, функции ФОССТИС.

3. Реклама (планирование выбор средств распространения рекламы, бюджет, оценка эффективности).

4. Этапы разработки программы стимулирования сбыта.

5. Личная продажа и ее составляющие.

6. Связь с общественностью, особенности реализации цели.

Литература

1. Богданова, Е.Л. Информационный маркетинг [Текст] / Е.Л. Богданова. – СПб.: Альфа, 2006. – 174 с.

2. Герасимова, Л.Н. Информационное обеспечение маркетинга [Текст] / Л.Н. Герасимова. – М.: МГУКИ, 2002. – 190 с

3. Дубровин И.А. Маркетинговые коммуникации: учебник [Текст] / И.А. Дубровин. – М.: ИТК Дашков и К., 2012. – 580 с.

4. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. Учебное пособие [Текст] / П.С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 495 с.

5. Казакова Н.А. Маркетинговый анализ: учебное пособие [Текст] / Н.А. Казакова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 240 с.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. [Текст] / Ф. Котлер и др. – 5-е европейское издание. –СПб.: Вильямс, 2012. – 752 с.

7. Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации. Учебно-практическое пособие [Текст] / Е.И. Мазилкина. – М.: Издательство: ИТК Дашков и К, 2012. – 256 с.

Тема 7. Средства распространения рекламы как источников маркетинговой информации

Практическая работа

Цель работы: Познакомиться с различными видами средств распространения рекламы и выявить маркетинговую информацию, содержащуюся в них.

Сбор маркетинговой информации осуществляется с использованием большого числа внешних источников этой информации. Однако можно выделить основные блоки таких источников. К ним относятся средства распространения рекламы. В процессе выполнения практической работы по данной теме необходимо составить таблицу по основным видам средств распространения рекламы, которые наиболее часто используются для характеристики маркетинговой среды информационной фирмы, и данные из которых формируют подсистему внешней информации.

Образец

Виды средств распространения рекламы Маркетинговая информация, содержащаяся в средствах распространения рекламы
1. Рекламный проспект – справочное и/или рекламное издание. Перечень предметов, предназначенных к выпуску, продаже, экспонированию, сведения о продавце, фирме-агенте, описание товара и иллюстрации.

Литература

1. Бурцев, В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции [Текст] / В.В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - № 6. – С. 57 – 69.

2. Герасимова, Л.Н. Информационное обеспечение маркетинга [Текст] / Л.Н. Герасимова. – М., 2002. – С. 116 – 139.

3. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. – М: Прогресс, 1990. – С. 509 – 547.

4. Крылов, И.В. Маркетинг [Текст] / И.В. Крылов. – М.: Москва Центр, 1998. – 192 с.

5. Макиенко, И. Методы определения рекламного бюджета компании [Текст] / И. Макиенко // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - № 2. – С. 87 – 101.

6. Матыжев, Г.О. Печатные СМИ на рекламном рынке: факторы конкурентоспособности товара [Текст] / Г.О. Матыжев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - № 4. – С. 84 – 93.

7. Оганесян, А.С. Анализ и управление эффективностью рекламы [Текст] / Оганесян А.С., Оганесян И.А. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - № 3. – С. 79 – 90.

8. Павлова, Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара [Текст] / Н.Н. Павлова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. - № 1. – С. 82 – 89.

9. Ращупкин С.Н. Реклама: теория и практика: Учеб. прогр. / Рос. пед. агенство, Ассоц. преп. Моск. Вузов. – М., 1994. – 22с.

Тема 8. Планирование маркетинга: информационное обеспечение ситуационного анализа

Практическая работа.

Цель работы: ознакомление со стратегическим планированием маркетинга и его основным этапом – ситуационным анализом (или как его еще называют «моментальной фотографией») деятельности фирмы. Практическая работа позволяет оценить прошлую маркетинговую деятельность и недостатки, вскрыть их причины и на этой основе провести планирование маркетинга.

Для выполнения задания необходимо провести анализ:

- маркетинговой среды;

- стратегии маркетинга;

- организации службы маркетинга;

- систем маркетинга;

- результативности маркетинга;

- функциональных составляющих маркетинга.

Для каждого этапа выбрать информационные источники, обеспечивающие его выполнение.

Образец таблицы

Этапы ситуационного анализа Источники информации, обеспечивающие выполнение этапов
I Ситуационный анализ маркетинговой среды а) Микросреда   1. Приказы по основной деятельности.
  1. Договора об установлении экономических связей с другими организациями.
  2. Годовой отчет о выполнении финансовых планов.
  3. Отчеты по кадрам.
  4. Договора, контракты о снабжении и сбыте продукции и т.д.
6. Отчеты о результатах опроса потребителей.

Литература

1. Герасимова, Л.Н. Информационное обеспечение маркетинга [Текст] / Л.Н. Герасимова. – М.: МГУКИ, 2002. – С. 84 – 95.

2. Голубков, Е.П. Организация и контроль маркетинга [Текст] / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - № 6. – С. 109 – 131.

3. Голубков, Е.П. Планирование маркетинга [Текст] / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - № 5. – С. 125 – 143.

4. Голубков, Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации [Текст] / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - № 3. – С. 103 – 123.

5. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ [Текст] / А.И. Ковалев, В.В. Войленко. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. – 178 с.

6. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. – М: Прогресс, 1990. – С. 574 – 609.

7. Кретов, И.И. Организация маркетинга предприятия [Текст] / И.И. Кретов – М.: Юристъ, 2001. – 96 с.

8. Кузьмин, В.В. Развитие маркетинговых систем в организациях [Текст] / В.В. Кузьмин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - № 6. – С. 3 – 11.

9. Токарев, Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации [Текст] / Б.Е. Токарев. – М.: Юристъ, 2001. – 256 с.

10. www.aup.ru

11. www.cfin.ru

12. www.my-market.ru

13. www.md-marketing.ru

Наши рекомендации