Методы обучения и преподавания
· Проведение практических занятий: малые группы; дискуссия; работа в парах; решение ситуационных задач; презентации.
· Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП): консультации по теме; работа с учебной литературой; выполнение заданий, решение ситуационных задач, тестовых заданий.
· Самостоятельная работа студентов (СРС): работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения; подготовка тестовых заданий по темам; подготовка презентаций.
Методы оценки знаний и навыков
· Текущий контроль: письменный/устный опрос, тестирование; проверка выполнения заданий; решение ситуационных задач; презентации.
· Рубежный контроль: коллоквиум в виде письменного/устного опроса, тестирования.
· Итоговый контроль: экзамен с учетом результатов текущего и рубежного контроля.
2.10. Рекомендуемая литература
Основная:
1. Кодекс Республики Казахстан от 18.09.2009 № 193-IV ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения».
2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.
3. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: АCADEMIA. – Том I. – 2003.
4. Мескон M., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – Москва: Дело, 2001.
5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: Экономпресс «Финансы, учет, аудит», 1998.
6. Чудновская. История менеджмента: Учебник для вузов. – Санкт-Петербург, 2004.
7. Демин. Эффективный офис-менеджер. – Москва – Санкт-Петербург, 2004.
8. Карпов. Психология менеджмента: Учебное пособие для вузов. – Москва, 2003.
9. Белецкий. Менеджмент. Деловая карьера. – Минск, 2001.
10. Котлер Ф. Основы маркетинга. – Москва: Прогресс, 1997.
11. Мнушко З.Н. Менеджмент и маркетинг в фармации. Ч. 2. Маркетинг в фармации. – Харьков: Изд.НФаУ, 2008. – 536 с.
12. Юданов А.Ю. Фармацевтический маркетинг. – Издательство «Ремедиум», 2007. – 400 с.
13. Грибкова Е.И. Изучение эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности субъектов фармацевтического рынка. – Москва, 2004. – 300 с.
14. Макашов Д. Мерчандайзинг – искусство сбыта товара. // www.psy-portal.ru
15. Рамазанов И.А. Мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе: Учебное пособие. – Москва, 2004.
Дополнительная:
1. Веснин Ф.М. Основы менеджмента. – Москва, 1997.
2. Русинов Ф.М., Разу М.Л. Менеджмент. – Москва: ФБК-Пресс, 1998.
3. Манн И. Маркетинг на 100%. – Санкт-Петербург, 2003.
4. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э. Современный маркетинг. – Москва, 2003.
5. Стоун, Дейвкс, Бонд. Прямой маркетинг. – Минск, 2003.
6. Наумова. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы: Учебное пособие. – Москва, 2004.
7. Эриашвили, Ховард, Ципкин. Маркетинг: Учебное пособие для вузов. – Москва, 2003.
8. Соловьев. Стратегический маркетинг. – Новосибирск – Ростов-на-Дону, 2002.
9. Галкин, Двойников, Павлов, Поляков, Уваров. Маркетинг. Лизинг. Логистика в здравоохранении. – Самара – Санкт-Петербург, 1998.
10. Колборн Р. Мерчандайзинг / Пер. с англ. // Под ред. И.О. Черкасовой. – Санкт-Петербург, 2002.
11. Канаян К. и Р. Мерчандазинг. – Москва, 2001.
12. Батра Р., Майерс Дж.Дж., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент / Пер. с англ. 5-е изд. М.; СПб., 2000; Энджел Дж.Ф., Блекуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб., 2000; Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга / Пер. с англ.: Учеб. пособ. М., 2000; Говард Дж. и Шет Дж. Теория поведения покупателя // Классика маркетинга / Сост. Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Моква. СПб., 2001. С. 175–197; Лоусон Р. Поведение потребителей // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. СПб., 2002. С. 134–149.
13. Паркинсон С. Покупательское поведение организаций // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. СПб., 2002. С. 150–164; Энджел Дж.Ф., Блекуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб., 2000; Лоусон Р. Поведение потребителей // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. СПб., 2002. С. 134–149.
СИЛЛАБУС
Дисциплина: Фармацевтический менеджмент и маркетинг.
Специальность: 5В110300– «Фармация»
Объем учебных часов: 90часов (2 кредита)
Курс: 5 Семестр: IX
Практические (семинарские) занятия: 30 часов
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателей (СРСП): 14 часов
Всего аудиторных: 44 часов
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС): 46 часов
Форма контроля: экзамен
Алматы, 2014
Силлабус разработан в соответствии с Рабочей программой, составлен доцентами модуля «Фармацевт-менеджер» Нураховым Д.Б. и Шопабаевой А.Р., обсужден и утвержден на заседании модуля от «____»______________2014 года, протокол № ____.
Руководитель модуля, доцент А.Р. Шопабаева
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Наименование вуза | – | Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова |
Модуль | – | «Фармацевт-менеджер» |
Дисциплина | – | Фармацевтический менеджмент и маркетинг. Мерчандайзинг в аптечных организациях |
Специальность | – | 5В051103 – «Фармация» |
Объем учебных часов | – | 2кредита (90часов) |
Курс и семестр обучения | – | пятый курс; девятый семестр |
Сведения о преподавателях кафедры:
№№ р/с | Ф.А.Ж. | Қызметі | Дәрежесі |
1. | Шопабаева Алма Рахимбаевна | доцент | фарм.ғ.к. |
2. | Жарымбетов Құрақбай Байсейтвич | аға оқытушы | |
3. | Елшибекова Қарлығаш Мұхаммедвна | оқытушы | |
4. | Жалдыбаев Қайрат Кеңшілікұлы | аға оқытушы | - |
5. | Бақтыбаева Маржан Рүстемқызы | оқытушы | - |
6. | Мусабек Гүлнар Қалижанқызы | оқытушы | - |
7. | Кеукенова Жұлдыз Қалибекқызы | оқытушы | - |
8. | Асемова Айжан Оңдасынқызы | оқытушы | - |
Сералиеа Мақсат Серікұлы | оқытушы | - |
Контактная информация
Адрес: ул. Богенбай батыра 151, учебный корпус № 2, первый этаж.
Телефоны:
Политика дисциплины
Студенты обязаны:
1. Посещать практические занятия без опозданий, в халатах.
2. Не пропускать занятия без уважительной причины (по болезни …), предоставлять разрешение деканата на отработку пропущенных занятий.
3. Пропущенные занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем.
4. Все задания практических занятий выполнять и оформлять соответственно требованиям.
5. Все виды работ сдавать в установленные сроки.
6. При низкой успеваемости, посещаемости, в случае, если студент не получает перевод на следующий курс, он имеет право отработать дисциплину во время каникул на платной основе.
Штрафные меры при невыполнении разделов работы:за неисполнение обязанностей к студенту могут быть применены меры воспитательного воздействия, включая дисциплинарные.
ПРОГРАММА
Введение
Менеджмент и маркетинг являются одними из важных фармацевтических дисциплин, которые формируют профессиональные знания, умения и навыки специалиста, работающего на фармацевтическом рынке. Данные дисциплины являются логическим продолжением изучения дисциплин «Основы фармацевтической деятельности» и «Управление и экономика фармации», на базе других учебных предметов охватывают управленческую и рыночную деятельность субъектов обращения лекарственных средств.
Мерчандайзинг – маркетинговая технология, реализуемая в розничной торговле. Это сравнительно новое направление в арсенале маркетинга, которое основывается на знании психологии потребителя. Широкое распространение методов мерчандайзинга связано с проведением мероприятий по продаже товаров аптечного ассортимента с наименьшими затратами сравнительно с традиционной рекламной кампанией, при этом сохраняется высокая эффективность продаж товаров.
Учебная программа дисциплины «Фармацевтический менеджмент и маркетинг. Мерчандайзинг в аптечных организациях» направлена на изучение методических подходов к управлению субъектами и объектами фармацевтического рынка, задач и функций мерчандайзинга, инструментов управления экономическим рынком, а также инструментов мерчандайзинга, таких как: внешний вид, интерьер, планирование торгового пространства; организационное проектирование; оборудование и оснащение торговых мест; реализация отдельных принципов торговли; обучение специалистов навыкам продаж.
Цель дисциплины
Формирование знаний, умений, практических навыков по организации фармацевтического бизнеса и управлению фармацевтическим рынком, проведению торговых операций в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Задачи обучения
Сформировать компетенции: знания, умения, коммуникативные и правовые навыки, самосовершенствование:
1. Формирование знаний осуществляется в процессе изучения менеджмента, маркетинга и мерчандайзинга.
2. Формирование учений и навыков осуществляется в процессе использования функций менеджмента, маркетинга и мерчандайзинга (планирования, организации, мотивации и контроля) в практической фармации.
3. Формирование коммуникативных компетенций осуществляется, когда аптечные организации вступают в экономические взаимоотношения со смежными организациями.
4. Формирование правовых компетенций осуществляется в процессе выполнения требований соответствующих нормативных и руководящих документов РК, регулирующих фармацевтическую деятельность.
5. Самосовершенствование достигается путем написания рефератов, проведения презентаций, решения ситуационных задач, составления тестовых заданий, написания рецензий и пр.