Вопрос 1. Личные неимущественные и имущественные права субъектов авторского права.

Лекция №3.

Тема №20. Авторское право

План

1. Личные неимущественные и имущественные права субъектов авторского права.

2. Сроки правовой охраны имущественных прав авторского права.

3. Случаи свободного использования объектов авторского права.

4. Служебное произведение: особенности имущественных прав создателя и работодателя.

5. Коллективное управление имущественными правами субъектов авторского права.

6. Защита авторского права.

Вопрос 2. Сроки правовой охраны имущественных прав авторского права.

В авторском праве действует принцип отсутствия формальностей относительно возникновения исключительных авторских прав на произведения науки, литературы и искусства. Статья 437 ГК и ст. 28 Закона закрепляют, что авторское право возникает с момента создания произведения. Но сроки действия личных неимущественных и имущественных прав являются разными.

Относительно личных неимущественных прав ст. 425 ГК устанавливает, что эти права являются действующими бессрочно, если другое не предусмотрено законом. Обязанность их соблюдения неограниченна во времени.

Имущественные права интеллектуальной собственности, в соответствии со ст. 425 ГК, действуют в течение сроков, установленных Кодексом, другим законом или договором. Законодательством (ст. 446 ГК, ст. 28 Закона) определено, что имущественные права автора произведения по общему правилу действует в течение всей жизни автора и семьдесят лет после его смерти. Если произведение было создано в соавторстве, этот срок исчисляется после смерти последнего соавтора. Семьдесят лет отсчитывается с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Для отдельных случаев Закон (ст. 28) предусматривает специальные правила определения сроков действия имущественных прав автора. Если личность автора неизвестна по той причине, что произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, срок действия авторского права заканчивается через 70 лет после его обнародования. Но в случаях, когда псевдоним не вызывает сомнения относительно лица автора, действует общее правило, и 70 лет отсчитывается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. По общему правилу исчисляется также срок, если авторство произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскрывается не позднее чем через 70 лет после обнародования произведения.

Авторское право на произведения посмертно реабилитированных авторов действует в течение 70 лет после их реабилитации. Авторское право на произведение, впервые опубликованное в течение 30 лет после смерти автора, действует в течение 70 лет от даты его правомерного опубликования. В случае, когда все произведение публикуется (обнародуется) не одновременно, а последовательно во времени томами, частями, выпусками, сериями и т. п., срок действия авторского права определяется отдельно для каждой опубликованной (обнародованной) части произведения.

Кроме непосредственных создателей произведений и их правопреемников, имущественные правомочия в отношении произведения могут принадлежать лицу, которое после окончания срока охраны необнародованного произведения впервые его обнародует. По своему характеру эти правомочия не являются авторскими, но ч. 8 ст. 28 Закона установлено, что данное лицо пользуется защитой, которая является равноценной защите имущественных прав автора. Срок охраны этих прав составляет 25 лет от времени, когда произведение было впервые обнародовано.

Следствием истечения срока охраны авторского права является переход произведения в общественное достояние. Такие произведения, согласно ст. 447 ГК и ст. 30 Закона, могут свободно, без выплаты вознаграждения использоваться любым лицом, но с обязательным соблюдением личных неимущественных прав автора.

Лекция №3.

Тема №20. Авторское право

План

1. Личные неимущественные и имущественные права субъектов авторского права.

2. Сроки правовой охраны имущественных прав авторского права.

3. Случаи свободного использования объектов авторского права.

4. Служебное произведение: особенности имущественных прав создателя и работодателя.

5. Коллективное управление имущественными правами субъектов авторского права.

6. Защита авторского права.

Вопрос 1. Личные неимущественные и имущественные права субъектов авторского права.

Наиболее распространенной классификацией авторских прав является их разделение по характеру интереса на личные неимущественные и имущественные. Кроме общих норм о личных неимущественных правах интеллектуальной собственности (ст. 423 ГК), они регламентируются также статьями 438, 439 ГК и ст. 14 Закона. К ним относятся:

1) право на признание человека творцом, то есть право авторства;

2) право автора на имя;

3) право на неприкосновенность произведения и сохранение его целостности.

Право авторства — это право требовать признания своего авторства, как со стороны общества, так и со стороны отдельного человека.

Благодаря праву на имя автор может реализовать право авторства, требуя признания последнего путем указания своего имени на экземплярах произведения. Право на имя является широким по объему и включает несколько правовых возможностей для автора. Он может требовать указания надлежащим образом своего имени на произведении и его экземплярах и при любом публичном использовании произведения, если это практически возможно; запрещать во время публичного использования произведения упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом; выбирать псевдоним; указывать и требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования.

Право на неприкосновенность произведения означает возможность противодействовать любому извращению, искажению или другому изменению произведения либо любому другому посягательству на произведение, которое может навредить чести и репутации автора. Защищая неприкосновенность произведения, автор вправе запрещать внесение любых изменений или дополнений к произведению (иллюстраций, предисловий, послесловий, комментариев) или, наоборот, исключения из него отдельных частей, что нарушает целостность произведения. Статья 439 ГК предусматривает меры обеспечения неприкосновенности произведения после смерти автора. В этом случае право на охрану неприкосновенности относится или лицу, специально уполномоченному на это автором, или при отсутствии такого полномочия — наследникам автора.

Имущественные права автора.Виды имущественных прав на произведение различаются по способу использования произведения. Законодательство (ст. 441 ГК, ст. 15 Закона) приводит примерный перечень имущественных прав автора в соответствии с известными и распространенными в современных условиях способами использования и распространения произведений, которыми являются:

1) право на опубликование произведения (выпуск в свет);

2) право на воспроизведение произведений;

3) право на публичное исполнение;

4) право на публичное оповещение произведений;

5) право на публичную демонстрацию и показ;

6) право на перевод произведений;

7) право на переделки, изменения произведений; включение произведений как составных частей в сборники, аналогии, энциклопедии и т.д.;

8) право на распространение произведений путем первой продажи, отчуждение другим способом в какой-либо форме;

9) право сдачи произведения в имущественный наем или в прокат;

10) право следования в отношении произведений изобразительного искусства;

11) право на представление произведений к общему сведению публики таким образом, что ее представители могут осуществлять доступ к произведению с любого места и в любое время по их собственному желанию;

12) право на импорт экземпляров произведений;

13) право на получение вознаграждения за использование произведения.

Опубликованием произведения (выпуском в свет), согласно ст. 442 ГК, считается сообщение его любым способом неопределенному кругу лиц, в том числе издание, публичное исполнение, публичный показ, передача по радио или телевидению, отображение в общедоступных электронных системах информации. Законодательно закреплены определенные ограничения в отношении опубликования произведения, которые нарушают права человека на тайну его личной и семейной жизни, наносят ущерб общественному порядку, здоровью и нравственности населения. Они распространяются, во-первых, на произведения, которые затрагивают «личную сферу» человека: личные письма, дневники, фотографии, звуковые записи или видеозаписи, а также любые другие материалы, содержащие информацию о личных, семейных, интимных сторонах жизни человека. Во-вторых, запрет касается произведений, которые призывают к террористическим актам, погромам, захвату зданий или сооружений, уничтожению, разрушению или порче памятников истории или культуры, хулиганским действиям; произведений, пропагандирующих преступную деятельность, проституцию, пьянство, употребление наркотических средств, попрошайничество, культ насилия и жестокости, имеют порнографический характер.

В случае смерти автора право на опубликование произведения имеют его правопреемники, если это не противоречит воле автора.

Воспроизведением, согласно ст. 1 Закона, считается изготовление одного или более экземпляров произведения, видеограммы, фонограммы в любой материальной форме, а также их запись для временного или постоянного хранения в электронной (в том числе цифровой), оптической или иной форме, которую может считывать компьютер. Воспроизведение может проходить в виде изготовление печатных экземпляров литературного произведения или копий, репродукций или иллюстраций с изображением картин, или изготовление экземпляров записи музыкального произведения на магнитной ленте или компакт-диске, изготовление экземпляров видеозаписи. Произведения живописи, графики, скульптуры, художественной фотографии, декоративно искусства могут воспроизводиться в промышленных изделиях — шкатулках, коробках, футлярах, упаковках, обложках, флаконах и т. п.

Право на публичное исполнение — представление с согласия субъектов авторского права и (или) смежных прав произведений, исполнений, фонограмм, передач организаций вещания путем декламации, игры, пения, танца и другим способом как непосредственно (в живом исполнении), так и с помощью любых устройств и процессов (за исключением передачи в эфир или по кабелям) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к кругу семьи или близких знакомых этой семьи, независимо от того, присутствуют ли они в одном месте и в то же время или в разных местах и в разное время.

Публичной демонстрацией следует считать публичное однократное или многократное представление публике с согласия субъектов авторского права и (или) смежных прав в помещении, в котором могут присутствовать лица, не принадлежащие к кругу одной семьи или близких знакомых этой семьи, аудиовизуального произведения или зафиксированного в видеограмме исполнения или любых подвижных изображений.

Публичный показ определен законом как любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения, исполнения, фонограммы, видеограммы, передачи организации вещания с согласия субъектов авторского права и (или) смежных прав непосредственно или на экране с помощью пленки, слайда, телевизионного кадра и т. п. (за исключением передачи в эфир или по кабелям) или с помощью других устройств или процессов в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к кругу одной семьи или близких знакомых этой семьи лица, осуществляющего показ, независимо от того, присутствуют ли они в одном месте и в то же время или в разных местах и в разное время (публичный показ аудиовизуального произведения или видеограммы означает также демонстрацию отдельных кадров аудиовизуального произведения или видеограммы без соблюдения их последовательности).

Публичное оповещение произведений охватывает несколько разновидностей действий по доведению произведения до всеобщего сведения: 1) передача произведений в эфир с помощью радиоволн а также лазерных лучей, гамма-лучей и тому подобное, в том числе с использованием спутников; 2) передача на расстояние с помощью проводов или любого вида наземного или подземного (подводного) кабеля (проводникового, оптоволоконного и других видов). Признак публичности действий заключается в том, что их результатом является возможность восприятия произведений неограниченным количеством лиц в различных местах со значительной отдаленностью от места передачи.

Право на перевод произведения означает возможность для автора осуществлять перевод на другой язык самостоятельно, давать согласие на это другим лицам или, наоборот, запрещать такое.

Право на переработку означает право на любое творческое изменение произведения, в результате которого возникает новое произведение производного характера. Наиболее распространенными способами переработки являются адаптация, аранжировка, оркестровка. Переработка литературного произведения возможна в форме перевода повествовательного произведения в драматический, драматического — в сценарный, стихотворного — в прозу и т. п.

Право на включение произведений в составные произведения распространяется на включение произведений как составных частей в сборники, антологии, энциклопедии и другие составные произведения, возникающие в результате сочетания других самостоятельных произведений (или их частей) разных авторов по любому критерию (тематике, жанру, научной направленности в определенной области, историческим периодом, сферой деятельности человека).

Распространение произведений дает возможность неограниченному кругу лиц ознакомиться с произведением в индивидуальном порядке или приобрести его экземпляр в собственность. Исходя из ст. 441 ГК и ст. 15 Закона признается распространением:

- первая продажа либо другое отчуждение (обмен, дарение, поставка, правовой целью которых является передача права собственности на экземпляр произведения);

- передача произведений в имущественный наем (аренду) или в прокат, как до первой продажи, так и после.

Принадлежность автору права на импорт означает, что импорт экземпляров произведения требует отдельного согласия лица, которое имеет авторские права, независимо от цели ввоза и осуществления в дальнейшем каких-либо действий по их распространению. Тиражирование произведений в странах, где права украинских авторов не охраняются, также не дает правовой возможности ввезти их на Украину без согласия автора.

Право на представление произведений к общему сведению публики таким образом, что ее представители могут осуществить доступ к произведениям с любого места и в любое время по их собственному выбору, предусмотренное п. 9 ч. 3 ст. 15 Закона. Его введение имело целью охватить все возможные способы доведения произведений до всеобщего сведения публики, которые не подпадают под другие перечисленные в законе формы их распространения. Наиболее распространенным способом доведения произведения до всеобщего сведения является размещение информации в глобальной информационной сети Интернет, что делает произведения доступными для публичного использования.

Действующее законодательство закрепляет некоторые имущественные права, которые могут быть реализованы только в отношении определенных объектов авторского права. Так, ст. 448 ГК и ст. 27 Закона регламентируют так называемое право следования в отношении оригинала произведения изобразительного искусства или оригинала рукописи литературного произведения. Оно заключается в возможности автора получать пять процентов от цены каждой последующей продажи оригинала произведения, осуществленной по его первому отчуждению автором.

Еще одно особое право автора произведения изобразительного искусства — это право доступа к произведению. Оно закреплено в ст. 26 Закона и заключается в том, что при передаче произведения изобразительного искусства или материального объекта, в котором воплощено это произведение, в собственность другому лицу автор имеет право требовать доступа к этому произведению (без его доставки автору) с целью его использования для воспроизведения (изготовления экземпляров, слайдов, карточек, переработок и т. п.).

Как отдельное право ст. 15 Закона закрепляет право авторов произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства на их участие в реализации проектов этих произведений. С целью реализации данного права автор (архитектор) может осуществлять авторский надзор во время строительства объекта архитектуры. При обнаружении отклонений от проектных решений автор вправе заявить требования подрядчику об их устранении, а в случае его отказа — оповестить об этом заказчика и соответствующую инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля для принятия мер в соответствии с законодательством.

Авторское право на вознаграждение.Ст. 445 ГК и ч. 5 ст. 15 Закона предусматривают, что автор (или другое лицо, имеющее авторское право) имеет право требовать выплаты вознаграждения за любое использование произведения. Законодательство Украины, исходя из принципа свободы договора, позволяет самостоятельно определять форму, размер и порядок выплаты вознаграждения авторам. Они могут быть определены в авторском договоре, который заключается непосредственно между автором и пользователем, либо в договоре, составляемом организациями коллективного управления по поручениям авторов или их правопреемников. Формой вознаграждения может быть паушальный платеж (единовременный), или отчисления за каждый проданный экземпляр книги или каждое использование (роялти). Авторский гонорар может определяться также в комбинированной форме, то есть путем сочетания единовременной выплаты определенной суммы с последующими платежами пропорционально прибыли от использования произведения.

Размер вознаграждения автор согласовывает с пользователем на свое усмотрение. Однако законодательство установило минимальные ставки авторского вознаграждения за использование объектов авторского права, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2003 г. № 72 и имеют целью определить минимальные гарантии обеспечения имущественных интересов авторов при использовании результатов их творческого труда. Таким образом, определены ориентиры для авторов относительно стоимости использования произведения, а для пользователей установлены предельные границы, ниже которых размер вознаграждения быть не может.

Исключения и ограничения в имущественных правах автора.Перечень случаев правомерного свободного использования произведений (исключений) предусмотренный ст. 444 ГК и статьями 21-25 Закона имеют исчерпывающий характер. Все указанные в нормах исключения установлены с учетом интересов общества и имеют определенную информационную, социальную, общекультурную или образовательную цель. К ним относятся:

1) использование цитат из опубликованных произведений с полемической, критической, научной или информационной целью в объеме, оправданном этой целью;

2) использование литературных и художественных произведений в качестве иллюстраций в изданиях, передачах вещания, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в прессе, публичное исполнение и публичное оповещение предварительно опубликованных в газетах или журналах статей и публично извещенных произведений по текущим экономическим, политическим, религиозным и социальным вопросам, когда такое использование прямо не запрещено автором;

4) воспроизведение и доведение произведения до сведения публики с помощью средств фотографии, кинематографии, эфирного и кабельного вещания с целью освещения текущих событий в объеме, оправданном информационной целью;

5) воспроизведение в каталогах произведений, выставленных на доступных публике выставках, аукционах, ярмарках, в коллекциях для освещения указанных мероприятий, без использования этих каталогов в коммерческих целях;

6) публичное вещание и воспроизведение в периодических изданиях публично произнесенных речей, обращений, докладов и других подобных произведений с информационной целью;

7) издание выпущенных в свет произведений рельефно-точечным шрифтом для слепых;

8) воспроизведение произведений для судебного и административного производства в объеме, оправданном этой целью;

9) публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных, религиозных, ритуальных церемоний;

10) воспроизведение репрографическим способом (то есть способом фотокопирования и подобными ему, исключая запись в электронной форме) некоммерческими библиотеками и архивами одного экземпляра статей, отрывков из письменных произведений и небольших произведений по запросам физических лиц с целью их образования, обучения, частного исследования;

11) воспроизведение репрографическим способом некоммерческими библиотеками и архивами с целью сохранения или замены утерянного, поврежденного и непригодного экземпляра, если получение такого экземпляра другим путем невозможно;

12) воспроизведение отрывков из опубликованных произведений с целью обучения;

13) воспроизведение учебными заведениями репрографическим способом опубликованных статей, небольших произведений или отрывков из письменных произведений для аудиторных занятий;

14) использование компьютерных программ в виде:

- внесения изменений в компьютерную программу (модификация) с целью обеспечения ее функционирования на конкретных технических средствах лица-пользователя;

- использования в соответствии с назначением программы;

- исправления явных ошибок, если иное не предусмотрено соглашением с лицом, которое имеет авторское право;

- изготовления одной копии компьютерной программы для архивных целей или для замены утраченного, уничтоженного или непригодного правомерно приобретенного оригинала;

- декомпилирования компьютерной программы, то есть превращения ее из объектного кода в исходный текст для достижения способности к взаимодействию с другими компьютерными программами. Информация, полученная в результате декомпиляции, может использоваться для разработки похожей компьютерной программы;

- изучения, исследования программы в процессе ее загрузки, показа, функционирования, передачи или записи в память с целью определения идей и принципов ее работы;

15) воспроизведение правомерно обнародованных произведений в личных целях для круга семьи, кроме произведений архитектуры в форме зданий и сооружений, компьютерных программ, репрографического воспроизведения книг, нотных текстов, произведений изобразительного искусства.

Ограничение (определенное сужение объема имущественного права) заключается в том, что лицо, которое имеет авторское право, не может запретить указанное в законе, но при этом вправе требовать по нему выплаты вознаграждения. Так, ограничением прав является установленная ч. 2 ст. 25 Закона возможность свободно, без согласия автора, воспроизводить в домашних условиях исключительно в личных целях произведения, зафиксированные в фонограммах, видеограммах и их экземплярах, а также аудиовизуальные произведения и их экземпляры. Это вознаграждение включается в цену оборудования и материальных носителей, с помощью которых возможно осуществить воспроизведение произведения исключительно в домашних условиях. Отчисления авторского вознаграждения в виде определенных процентов от стоимости указанных товаров осуществляется производителями и импортерами оборудования и материальных носителей организациям коллективного управления, уполномоченным Министерством образования и науки Украины на сбор и распределение указанных средств. Далее эти средства распределяются между субъектами авторского права, исполнителями, производителями фонограмм и видеограмм. Частью 7 ст. 42 Закона определены проценты, по которым организации коллективного управления должны распределять полученные средства между правовладельцами, если специальными соглашениями между ними не предусмотрен иной порядок. Так, авторы вправе получить 50 процентов, исполнители — 25 процентов, а производители фонограмм или видеограмм — 25 процентов полученных отчислений. Размер отчислений, которые должны выплачиваться производителями и импортерами оборудования и материальных носителей, установлен постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июня 2003 г. № 992.

Наши рекомендации