Становление сетевого лидера
Серьезный разговор о лидерстве завязался у меня однажды с украинскими сетевиками еще задолго до начала занятий, прямо в машине, на которой мы поехали из киевского аэропорта Борисполь к месту проведения тренинга. Путь был неблизкий, и я успел ответить на многие вопросы, заданные мне двумя очаровательными провожатыми, оказавшимися руководителями крупнейших структур компании, пригласившей меня. Большая часть вопросов сводилась к двум: где брать (или как выращивать) лидеров и что делать с лидерами-лентяями, которые не уважают, не подчиняются, не работают со своими дистрибьюторами, но при этом не хотят уходить? Стало совершенно ясно, что и здесь (впрочем, как и во всех других сетевых компаниях, с которыми мне довелось познакомиться) это наиболее болезненные вопросы. И весьма живая реакция при их обсуждении на тренинге лишь подтвердила это. Итак: лидерами рождаются или становятся? Заявляю абсолютно убежденно: невозможно сделать из среднего человека лидера методами внешнего воздействия, но совершенно точно можно воспитать лидера в себе. Ученые многих стран провели множество экспериментов, убедительно доказавших тот факт, что все мы от рождения наделены огромными способностями, о которых большинство даже не подозревает и, отправляясь в мир иной, уносит с собой, не раскрыв в жизни даже на 10%. Один из экспериментов заключался в погружении в глубокий гипноз человека без каких- либо выраженных способностей. Затем ему давались со ответствующие установки, и вот человек, который никогда не держал в руках музыкального инструмента, берет в руки скрипку и начинает довольно сносно играть. Человек, который никогда не рисовал, берет кисть и пишет вполне приличную картину. Бывали случаи, когда в состоянии гипноза люди вдруг начинали чисто говорить на иностранном языке, которого никогда не изучали. Ученые долго искали причины этого. Какие каналы открываются в подсознании человека? И если каждый от рождения почти гениален, то можно ли открыть и развить его действительные способности? Оказалось, ответ заключен в Библии: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир». Современные ученые, опираясь на достижения квантовой физики и работая на суперсовременных приборах (позволяющих, например, даже взвесить человеческую душу в момент смерти человека), доказали, что в каждой клетке человека заключена абсолютная информация о всей Вселенной и надо лишь научиться находить к ней доступ. Ученые пока не знают, как это сделать, а вот наиболее продвинутые тибетские ламы, оказывается, знают. Не выходя из своего монастыря, они совершают путешествия во времени и пространстве и знают, что происходит в мире без радио, телевидения и газет. Что же они делают? Да просто настраивают свое подсознание на канал связи с энергоинформационной оболочкой Земли (первая версия) или со своим внутренним «Я», где также содержится вся информация, и считывают ее, как компьютер с дискеты. • В моей жизни я, к сожалению, не встречал таких лам, а вот золушка, превратившаяся в принцессу. была. Как-то раз, еще на заре моей сетевой деятельности, одна сотрудница из моей прямой линии привела ко мне домой свою знакомую, чтобы я помог «уговорить» ту подписать дистрибыоторский договор. Святое дело (спонсор обязан помогать своим новичкам) — и я приступил к детальному разговору с Еленой. Через час она загорелась идеей, а я пришел к неутешительному выводу: этой женщине карьера в MLM не светит. Судите сами, на какие факты я опирался: в Санкт-Петербурге живет первый год, приехав из далекой провинции, где остались все связи. По специальности инженер-конструктор (не психолог, не педагог), поселилась в общежитии, где один телефон-автомат на всех. Риторикой никогда не занималась, и опыт публичных выступлений отсутствует напрочь. Я честно высказал свое мнение и посоветовал Елене поискать себя в другом деле. (Вот она, характерная ошибка новичков — я сам тогда был таким — решать за людей, кто чего стоит и кому что надо!) В ответ услышал робкое: «А может, мне все же попробовать? Я буду учиться, вы только помогите мне. Не хочу всю жизнь прозябать в бедности и жить в общежитии». И такая мольба светилась в ее глазах, что я не устоял, и Елена стала нашим дистрибьютором. Получив все необходимые рекомендации, она первым правилом для себя сделала их неукоснительное соблюдение. Добавила собственную бешеную активность. И процесс пошел. Появились первые клиенты, ставшие ее дистрибьюторами. Но главным, на что Елена потратила силы, стала работа над собой. Она хорошо усвоила, что сетевой лидер — это прежде всего Личность, и не жалела времени на свой личностный рост. Она все делала сама, а мне оставалось лишь слегка направлять ее, подсказывая, какие книги и как читать, какими упражнениями для раскрытия собственных способностей заниматься и на чем концентрировать главные усилия. Через два года это была совсем другая женщина, уверенно выступавшая перед большими аудиториями (а на своей первой лекции она так нервничала, что я только вздыхал, глядя на ее попытки взять себя в руки). Теперь Елена стала настоящим топ-лидером, доказав своей жизнью, что майку лидера может надеть каждый, кто этого сильно захочет и приложит к этому большой труд. И такие случаи в сетевых структурах не единичны. За считанные месяцы люди, еще вчера страдавшие многими комплексами, превращаются в самодостаточных, привлекательных людей, меняясь даже внешне. Правда, до уровня тибетских лам пока еще никто не дошел, да и надо ли? Но вот еще одно интересное наблюдение: любой из топ-лидеров мечтает иметь в своей первой линии «золотую пятерку» и прилагает, как правило, максимум усилий, чтобы сделать лидером каждого. И натыкается иногда на сопротивление того, кого буквально за уши тащит наверх. Никогда не надо этого делать! Оказывается, каждый может стать лидером, но не каждый этого хочет! Однажды на семинаре для новичков я читал лекцию о маркетинг-плане компании, попутно рассказывая о возможных заработках на каждой ступеньке карьерной лестницы (разумеется, абсолютно достоверных, опираясь на конкретные факты из реальной практики). И вот что заметил: когда называл суммы 100, 200, 300 долларов, в глазах слушателей светился восторг. Когда планка поднялась до 1000 долларов, восторг сменился подозрением, а когда дошел до 5000 долларов, увидел во многих глазах откровенное недоверие и даже страх. Они были не готовы к таким цифрам, никогда таких денег в глаза не видели, да и не нужны они им были тогда при том уровне их сознания и при той планке потребностей. Вот заработать в два раза больше обычного и при этом особо не напрягаться и жить в своей привычной скорлупе — это здорово, на это они согласны. А руководить тысячами людей, постоянно разъезжать по регионам, глубоко изучать менеджмент и психологию — от этого увольте! Поэтому попробуйте выяснить у своего дистрибьютора, чего же он на самом деле хочет от сетевого маркетинга а уж потом «нагружайте» его соответствующими рекомендациями. Что же конкретно я предлагаю, чтобы разобраться в этом вопросе с потенциальным (в вашем представлении) лидером? После откровенного разговора попросите дистрибьютора самостоятельно выполнить три упражнения (письменно и максимально откровенно): 1. Написать в порядке важности преимущества сетевого маркетинга по сравнению с другими видами деятельности (стандартный набор этих преимуществ вы можете найти в моей книге «Блестящий Шанс»). 2. Изложить свои конкретные жизненные цели на ближайший год и на жизнь вообще. Этим вы поможете человеку самому разобраться в себе. Многие сталкиваются с огромными трудностями при выполнении этого упражнения, так как ни разу всерьез не задумывались, зачем они живут на свете. 3. Составить контракт с самим собой, в котором изложить пути достижения своих целей. И сразу станет ясно, кто перед вами. И не стоит тратить усилий на превращение куропатки в орла, если куропатка сама того не хочет! Важный тезис, известный всем спортсменам-чемпионам: майку лидера легче завоевать, чем сохранить. Такое же положение и в сетевом маркетинге. Лидер — это не должность, полученная раз и навсегда. Лидер — это звание, которое нужно подтверждать ежедневно, причем не столько перед вышестоящими структурными руководителями, сколько перед своими дистрибьюторами. Знаю многих, не понявших этого принципа и потерявших все: и структуры, и деньги. Поэтому примите такой совет: постоянно, общаясь со своими сотрудниками, наблюдайте за собой со стороны, причем смотрите на себя их глазами. Как вы одеты и причесаны, насколько вы дружелюбны и, самое главное, насколько вы для них полезны. Отношение к вам, как к лидеру, легко можно определить на проводимых вами структурных собраниях и занятиях. Надо ли насильственно сгонять на них людей или ваш зал всегда полон? Как они вас слушают и с каким настроением уходят? А настроение зависит прежде всего от полученной ими мотивации. То ли они видят в своем лидере человека, которого интересуют только дополнительные баллы (очки, единицы), то ли они видят искренний интерес лидера к себе, как личностям. Ощущают ли они себя членами одной команды, связанными общей целью? Ox, тяжела ты, шапка Мономаха! И вот для того, чтобы в ней не утонуть, требуется постоянная работа над собой. Я давно взял за правило: проводить занятия так интересно, чтобы в зале не хватало мест для всех желающих поучаствовать. К каждому готовился, как к экзамену, и в большинстве случаев сдавал его на «отлично». Но иногда ставил сам себе и «тройку» и всегда, анализируя неудачу, приходил к одному и тому же выводу: слабо подготовился, понадеялся на свой высокий статус и авторитет. Ан нет, не проходит, рейтинг падает мгновенно, и в следующий раз приходится выкладываться вдвойне, чтобы достичь ранее завоеванных позиций. На тренингах всегда спрашивают: а как же конкретно работать над личностным ростом, что именно делала ваша золушка, чтобы превратиться в принцессу? Мы тоже хотим быть на вершине успеха и готовы потрудиться! Если действительно готовы, то, пожалуйста, у Мастеров секретов нет. Рецепт первый: не рассчитывать, что вышестоящий спонсор возьмет вас за руку и потащит самой короткой и комфортной дорогой на вершину. Его задача — лишь осветить путь и указать на те опасности, которые на нем непременно встретятся. Идти вам придется самому, внимательно приглядываясь к тому, что и как делают успешные лидеры. Рецепт второй: только самообразование и самомотивация, производимые постоянно (ежедневно), смогут изменить вашу личность. Сегодня на прилавках книжных магазинов можно найти сотни книг по психологии, менеджменту, нейролингвистическому программированию, холодинамике и прочим предметам, кои могут оказаться полезными. Здесь важно вот что: методик по изменению своего самосознания, а значит, и личности, существует сотни, но вам из всего этого множества нужно выбрать свою, ту, что ближе вашей душе. Ею и пользоваться. Лично мне, например, ближе всего советы доктора Ч. К. Тойча, изложенные в книге «Второе рождение, или Искусство познать и изменить себя». Книга уникальна тем, что только в Японии выдержала 29(!) переизданий. Нравится мне и более доступный для понимания Ог Мандино. Его «Величайший в мире торговец» стал настольной книгой для многих моих учеников. Много лично выстраданных рекомендаций спонсорам содержится и в этой моей книге. Вообще тема лидерства настолько широка и глубока, что мне удалось затронуть только меньшую часть вопросов, обсуждавшихся на киевском тренинге.