Концепция системы маркетинговой информации

В процессе анализа, планирования, осуществления и контроля эффективности маркетинговых мероприятий менеджерам требуется информация о спросе, клиентах, конкурентах, дилерах и других субъектах, действующих на рынке. Специалисты по маркетингу рассматривают информацию не только в качестве основы для принятия оптимальных решений, но и как ресурс, который обеспечивает стратегически важное преимущество над конкурентами.

Недавно компании были невелики, и их служащие лично знали почти всех своих клиентов. Маркетинговую информацию управляющие получали, в основном общаясь с клиентами, наблюдая за ними и задавая вопросы. По мере того, как деятельность компаний приобретает национальные и интернациональные масштабы, они нуждаются в информации о больших и удаленных рынках. С ростом доходов покупатели становятся разборчивее и требовательнее при выборе товаров, и продавцы нуждаются в более точной информации о реакции покупателей на различные характеристики и свойства товаров. Применение более сложных маркетинговых подходов и усиление конкуренции требуют, чтобы продавцы владели максимально полной информацией об эффективности применяемых маркетинговых инструментов. Наконец, менеджеры нуждаются в самой свежей информации для принятия решений в современном быстро меняющемся мире.

Маркетинговая информация   Анализ Планирование Претворение в жизнь Контроль за исполнением  
Маркетинговая информация
Маркетинговая информация
Маркетинговые решения и коммуникации
Система маркетинговой информации
Система внутренней отчетности
Система маркетинговых исследований
Система сбора внешней текущей маркетинговой информации
Система анализа маркетинговой информации
Маркетинговая среда     Целевые рынки Каналы маркетинга Конкуренты Контактные аудитории Факторы макросреды  

Рисунок - Система маркетинговой информации

Осуществление хозяйственной деятельности в современных условиях характеризуется следующими тенденциями:

1. Переход от маркетинга на местном уровне к маркетингу в национальном или международном масштабе.

2. Переход от покупательских нужд к покупательским потребностям.

3. Переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции.

4. Наблюдается ускорение изменения внешней среды.

Результаты деятельности предприятия формируются во внешней среде. На любом предприятии существуют информационные системы по учету материальных затрат с точностью до копейки, но не на каждом предприятии создана система маркетинговой информации, направленная на изучение внешнего окружения.

Система маркетинговой информации – это постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

Концепция системы маркетинговой информации представлена на рисунке

Система маркетинговой информации состоит из 4 вспомогательных подсистем.

Рассмотрим каждую из них более подробно.

1. Система внутренней отчетности, отражает показатели реализации товаров и услуг,

величину издержек, объема материальных запасов, движение наличности, данные о задолженности.

Она предназначена для оценки эффективности маркетинговой деятельности, а также для выявления проблем и возможностей маркетинга.

Бухгалтерия компании готовит финансовую отчетность и ведет детальный учет текущих продаж, заказов, цен и движения наличности. Производственный отдел составляет отчеты, в которых отражается время производства и поставок тех или иных товаров, а также их подробное описание. Отдел обслуживания предоставляет информацию об удовлетворении клиентов или о проблемах обслуживания.

Применение ЭВМ позволило предприятиям создать точные системы внутренней отчетности, которые способны вести учет реализации товаров поминутно, а также учитывать данные по каждому покупателю.

2. Система сбора внешней текущей маркетинговой информациипредставляет собой

набор источников и методических приемов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде. Руководители собирают внешнюю текущую маркетинговую информацию, читая книги, газеты и специализированные издания, беседуя с клиентами и поставщиками, с другими управляющими и сотрудниками самой фирмы.

Одним из важнейших источников информации являются сообщения продавцов и торговых агентов, которые являются «глазами и ушами» фирмы. Во-вторых, фирма поощряет дистрибьюторов, розничных торговцев и прочих своих союзников передавать для нее важные сведения. О конкурентах можно многое узнать, приобретая их товары, посещая специализированные выставки, читая публикуемые ими финансовые отчеты и присутствуя на собраниях акционеров, беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, анализируя их рекламу, читая газеты и документы профессиональных ассоциаций. В третьих, информация может быть приобретена у сторонних поставщиков внешней текущей информации, осуществляющих маркетинговые исследования. В четвертых, как в любой разведывательной деятельности основная масса информации может быть получена на основе анализа открытых источников информации.

В Японии маркетинговая разведка – составная часть культуры предприятия. Каждый, от рабочего сборочной линии до руководителя высшего звена считает своей обязанностью предоставить начальству информацию о конкурентах. Западные компании менее активны, однако большинство американских фирм имеет сегодня отделы, занимающиеся вопросами маркетинговой разведки. Компании все больше осознают необходимость сбора и защиты информации. В своих офисах в Бангкоке одна европейская фирма при входе в уборные развесила большие плакаты, которые гласят: «Мойте руки молча! Вы никогда не знаете, кто слушает! Храните наши секреты!».

3. Система маркетинговых исследований направлена на непосредственное изучение внешней среды.

Маркетинговое исследование – это процесс систематической подготовки и проведения различных обследований, анализа полученной информации и представления результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед фирмой (Божук,Ковалик, с. 222).

Маркетинговые исследования – это систематический сбор, обработка и анализ данных по тем аспектам маркетинговой деятельности фирмы, в рамках которых следует принять те или иные решения, а также анализ компонентов внешней среды, которые оказывают воздействие на маркетинговую деятельность фирмы [Завьялов, с.68].

Система маркетинговых исследований должна соответствовать следующим требованиям:

1) включать качественные и количественные исследования;

2) изучать ощущения и ожидания потребителей;

3) учитывать ценность информации и издержки на ее получение;

4) измерять приоритетность характеристик товара;

5) обеспечивать периодичность в проведении маркетинговых исследований;

6) включать измерение лояльности потребителей продукции предприятий;

7) обеспечивать требуемое качество получаемой информации;

8) способствовать определению зависимости финансовых результатов от качества продукции.

4. Система анализа маркетинговой информации – набор методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга. Основу любой системы анализа маркетинговой информации составляют статистический банк и банк моделей.

Статистический банк – совокупность методик статистической обработки информации, позволяющих вскрыть взаимозависимости в рамках подборки данных и установить степень их статистической надежности.

Банк моделей – набор экономико-математических моделей, способствующих принятию оптимальных решений, каждая из которых представляет некоторую реально существующую систему совокупности взаимосвязанных переменных, некий реально существующий процесс или результат.

Наши рекомендации