Виды маркетинговых коммуникаций
Тема 7. Коммуникация регионов
7.1 Коммуникации в маркетинге регионов
7.2 Реклама и другие коммуникации в маркетинге регионов
7.3 Бренды регионов
7.4 Выставочно-ярмарочная деятельность как фактор развития экономики региона
7.5 Интернет-маркетинг регионов
Коммуникации в маркетинге регионов.
Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи целевой аудитории информации о продукте. Также их называют "комплексные продвижения".[1]
По некоторым источникам они повторяют коцепции 4p и относятся к такой функции как продвижение.
Виды маркетинговых коммуникаций
Основные направления маркетинговых коммуникаций:
1. реклама;
2. связи с общественностью (PR);
3. брендинг;
4. паблисити;
5. программы лояльности;
6. директ-маркетинг;
7. спонсорство;
8. стимулирование сбыта;
9. Личные продажи.
Прочие инструменты маркетинговых коммуникаций:
1. упаковка;
2. сувениры с фирменной символикой в качестве подарков;
3. предоставление лицензии на использование фирменных символов компании или продукта;
4. послепродажное (сервисное) обслуживание;
5. личная продажа;
6. незапланированные обращения;
7. средства стимулирования торговли или рекламно-оформительские средства для мест продажи, доставляющие маркетинговое обращение непосредственно в места продажи и повышающих вероятность приобретения товаров покупателями (внутренние купоны магазина и пр.).
Маркетинговыми коммуникациями называется деятельность, совокупность средств и конкретные действия по поиску, анализу, генерации и распространению информации, значимой для субъектов маркетинговых отношений.1
Как деятельность это, прежде всего коммуникационная политика, особая функция производителя, посредника или потребителя, определяющаяся его мотивами, интересами, установками, отношениями и конкретными целями (выход на новый рынок, выведение нового товара, увеличение или удержание рыночной доли и т.п.). Современный акцент в ней делается на формировании, поддержании и развитии долгосрочных партнерских отношений на основе знания друг друга, уважения друг к другу и нацеленности на взаимную выгоду. Как совокупность средств это комплекс содержания, носителей и способов передачи маркетинговой информации, позволяющий осуществлять информационные связи, контакты в виде рекламы, отношений с общественностью, прямого маркетинга (включая личные контакты) и смешанных видов (включая выставки, ярмарки и другие формы содействия продажам, сбыту). Современное эффективное направление формирования такого комплекса — интегрированные маркетинговые коммуникации, коммуникационный менеджмент.
Как конкретные действия это процессы передачи и восприятия тех или иных сообщений, направленных на решение конкретных задач побуждения к определенному маркетинговому выбору (заказу) или отражающие уже состоявшийся выбор, точку зрения, мнение субъекта или группы субъектов маркетинговых отношений. Этот выбор может быть сделан как в отношении какого-либо конкретного продукта (товара) по поводу степени его соответствия уровню развития потребности, специфике и остроте проблемы субъекта маркетинговых отношений, так и в отношении образа определенной группы продуктов (бренда) или субъекта как такового (фирмы, организации). Это могут быть, например, действия, позволяющие:
· выявить целевую аудиторию;
· определить ее качественные и количественные характеристики;
- определить желаемую ответную реакцию;
- выбрать средства распространения информации и её носителей;
- провести анализ информации, поступающей по каналам обратной связи
Роль коммуникаций в маркетинге определяют четыре основных фактора:
- Создание добавленной стоимости. Стоимость, создаваемая коммуникацией, является основой экономического роста даже при отсутствии крупных хозяйственных достижений. В современный период при оценке результатов деятельности организации на первый план выходят так называемые нематериальные активы, создаваемые с помощью коммуникации. К ним относятся репутация, деловые связи, способность создавать альянсы, торговые марки, брэнды, патенты, квалифицированные кадры и талантливые сотрудники.
- Конкурентоспособность. Многочисленные исследования показывают, что российские национальные брэнды, представленные на отечественном рынке, не являются ведущими. Перспективы развития российских национальных брэндов напрямую связаны с их способностью конкурировать с глобальными брэндами транснациональных корпораций по четырем основным направлениям: финансовые ресурсы; поддержка стандартов качества; стратегия в области маркетинговых коммуникаций; высокий уровень контрафакции (дизайн, полиграфия, мониторинг региональных рынков). Источником конкурентного преимущества в ряде крупнейших российских корпораций (РАО «Газпром», ЛУКОЙЛ, Альфа-банк) становится другой нематериальный актив – корпоративная культура как совокупность организационных, управленческих, технологических, информационных, неформальных межличностных отношений, которая достигается при определенном уровне развития коммуникации. Вера в порядочность таких организаций позволяет устанавливать с ними долгосрочные и доверительные отношения, намного использовать ресурсы, не опасаясь рисков, порождаемых недобросовестностью контрагентов.
- Развитие рынка информационных технологий. С управлением коммуникацией непосредственно связаны информационные технологии управления взаимоотношениями с клиентами; управления цепочками поставщиков; интеллектуальной поддержки принятия управленческих решений; ситуационного управления; а также корпоративные технологии совместной работы. Сегодня рынок ИТ развивается быстрее, чем другие отрасли российской экономики.
- Клиентоориентированность развития бизнеса. Производителям, работающим в высококонкурентных рыночных секторах, приходится все больше усилий, чтобы удержать клиента. Понятие «выгодный клиент» влияет на выбор стратегических приоритетов и на выбор концепции автоматизации.
Современная система маркетинговых коммуникаций представляет собой сложный, быстроразвивающийся процесс, который характеризуется ростом рынков средств коммуникации и появлением множества ее новых инструментов (рис. 10).2 Главная задача субъектов территориального маркетинга состоит в оптимальной организации взаимодействия многочисленных элементов этой системы, определении наиболее действенных и эффективных видов маркетинговых коммуникаций.