Структура управления товародвижением предприятия
Решение о складировании, поддержании товарно-материальных запасов и транспортировке требуют тщательной координации. Предприятия учреждают в своей структуре функциональные подразделения по товародвижению, а также постоянные комитеты, в состав которых входят управляющие, ответственные за разные аспекты деятельности по организации товародвижения. Такой комитет на регулярных заседаниях разрабатывают основные установки по повышению эффективности системы распределения в целом.
Вопросы для контроля и обсуждения.
1. Зачем нужны посредники? Поясните на конкретном примере.
2. Каково содержание понятия «канал распределения», его характеристики в обеспечении эффективной коммерческой деятельности?
3. Может ли один участник канала распределения выполнить все функции доведения продукта до потребления?
4. Определите типы торговых посредников и их роль в товародвижении.
5. В чем различия и схожесть функций, выполняемых оптовой и розничной торговлей?
6. Дайте классификацию организациям оптовой и розничной торговли.
7. Опишите главные характеристики различных типов ВМС.
9. Маркетинговое планирование в компании.
Маркетинговое планирование – это поэтапный процесс исследования и анализа конкурентной рыночной ситуации; разработки и документирования целей, стратегий и программ маркетинга; практической реализации, оценки и контроля за действиями, направленными на достижение поставленных целей.
План маркетинга
Результатом процесса маркетингового планирования должен стать план маркетинга - документ, в котором содержатся сведения о рынке, указываются маркетинговые стратегии и конкретные планы, которые предполагается реализовать для достижения маркетинговых и финансовых целей предприятия (Таблица 11, рис. 10).
Таблица 11 - Содержание плана маркетинга
Раздел плана | Описание |
Резюме для руководства | Краткий обзор основных моментов маркетингового плана. |
Текущая маркетинговая ситуация | Описываются факторы внешней и внутренней среды компании (товары, рынки, достигнутые результаты, конкуренты, другие факторы среды, SWOT – анализ). |
Цели и потенциальные проблемы | Описываются конкретные маркетинговые цели, которые предстоит достичь, и указываются потенциальные проблемы, которые могут повлиять на способность компании добиться этих целей. |
Целевой рынок | Объясняются решения, касающиеся сегментации, отбора целевых сегментов и позиционирования; анализируется рынок и отобранные сегменты потребителей. |
Маркетинговая стратегия | Описывается стратегия, которую предполагается использовать для достижения поставленных маркетинговых целей. |
Маркетинговые программы | Излагается сущность программ, поддерживающих выбранную маркетинговую стратегию, в том числе конкретные виды деятельности, календарные планы и обязанности, касающиеся: - товара - цены - каналов распределения - продвижения - обслуживания (сервиса). |
Финансовые планы | Исходя из маркетинговых программ, предусмотренных в данном плане, детализируются предполагаемые доходы, расходы и прибыль. |
Механизмы контроля за выполнением плана | Указывается, как будет измеряться степень продвижения компании в направлении достижения поставленных целей и как, по мере надобности, в программе будут вноситься поправки. |
Рисунок 10 – Основные этапы плана маркетинга
Стратегии маркетинга
Стратегия маркетинга – анализ возможностей предприятия на рынке, выбор системы целей, разработка и формулировка планов и осуществление маркетинговых мероприятий, ориентированных на снижение рыночного риска, обеспечение длительного и устойчивого развития предприятия.
Рисунок 11 – Виды стратегий маркетинга
Портфельные стратегии – это способы распределения ограниченных ресурсов между хозяйственными подразделениями предприятия с использованием критериев привлекательности рыночных сегментов и потенциальных возможностей каждой хозяйственной единицы.
Управление ресурсами предприятия на основе выбора хозяйственных направлений рыночной деятельности осуществляется с использованием следующих методов анализа: Матрицы BCG (БКГ), Матрицы McKinsey, Матрицы Ансоффа.