Сущность туристского и гостиничного продукта
Маркетинг в туризме и гостиничном бизнесе имеет свою специфику, обусловленную особенностями производства и потребления туристского продукта.
Прежде всего следует определить:
во-первых, каков характер туристского производства;
во-вторых, каковы потребности в его товарах и услугах, как они удовлетворяются;
в-третьих, что представляет собой туристский и гостиничный продукт и из каких элементов он состоит;
в-четвертых, как формируются каналы сбыта продуктов.
Выяснение этих вопросов объясняет экономическую сущность туризма и гостеприимства.
Цель туристского производства — удовлетворение конкретных потребностей в рамках восстановления работоспособности людей и их оздоровления. Именно в этом состоит основная миссия туризма.
Туристический продукт. Это понятие имеет большое значение для теории и практики туристического маркетинга.
Туристический продукт можно рассматривать в двух плоскостях:
♦ с одной стороны — это набор услуг, продаваемый туристам в одном пакете;
♦ с другой стороны — элементы, производящие услуги (транспортные средства, рестораны, отели и т.д.).
Первая трактовка продукта более близка туристам (потребителям), вторая — производителю туристического продукта.
Исходя из особенностей восприятия туристического продукта, его производители рекламируют не столько продукты, сколько их потребительские качества и свойства.
Туристский продукт представляет собой совокупность потребительных стоимостей с рекреационным эффектом, существующих в форме конк ретных туристских и курортных товаров и услуг, которые произведены и имеются в наличии в данный момент для потребления в определенной природной и общественной среде. Все перечисленные особенности туристского продукта и его экономической сущности дают представление об особенностях деятельности в туризме и рекреации.
Рассмотрим туристский продукт как пакет благ, который может удовлетворить рекреационные нужды и потребности (рис. 1).
Рис. 1. Три уровня туристского продукта
При создании турпродукта разработчику предлагается воспринять идею на трех этапах.
На первом этапе определяется, какой продукт будет приобретать потребитель, поскольку, приобретая его, потребитель, прежде всего, надеется поправить свое здоровье, развлечься, удовлетворить другие потребности. В случае с туристским продуктом это его сердцевина (транспорт, приют, развлечение, лечение).
На втором этапе разработчик должен сделать туристский продукт готовым к реализации и привлекательным для клиентов. Для этого он должен отвечать следующим условиям:
• обладать набором разнообразных, варьирующих услуг;
• обладать определенным уровнем качества;
• иметь продуманный имидж;
• быть подкрепленным рекламой, информацией и пропагандистскими мероприятиями.
На третьем, заключительном, этапе созданный продукт следует подкрепить гарантиями того, что потребитель обязательно получит обещанные выгоды в полном объеме, а если фирма по каким-либо причинам не сможет удовлетворить всех ожиданий, то потери потребителя будут полностью компенсированы.
На этом этапе можно подкрепить турпродукт гарантиями:
• полноты и качества заявленных услуг;
• возврата денег;
• страхования клиента во время путешествия;
• возможности кредита, скидок или рассрочки платежа и т.д.
Однако, рассматривая вопросы сущности туристского продукта и особенности его предложения на рынке туристских и рекреационных услуг, следует учитывать следующее:
− туристский продукт — понятие комплексное, его элементы взаимодополняемы, плохое качество одного из них отрицательно влияет на все предложения, в данном случае важен метод мультипликатора;
− туристский продукт имеет свою «жесткость», он производится одновременно с потреблением и неподвижен во времени и в пространстве, фактически отсутствует возможность создавать его запасы, даже если спрос на него можно было бы запрограммировать;
− особенность туристского продукта заключается в том, что его производство совпадает со временем потребления, нельзя туристский продукт накапливать или складировать для того, чтобы предлагать позже;
− туристский продукт нельзя превратить в предмет, с тем чтобы демонстрировать в качестве товарного образца его потенциальным потребителям, стимулируя посещение того или иного туристского региона. Требуется особый подход к рекламным и пропагандистским мероприятиям туристского или гостиничного продукта. В этом смысле наилучшим образом зарекомендовали себя туристские ярмарки, конференции, презентации;
− спрос на туристский продукт крайне эластичен, так как структура и уровень потребления туристского продукта быстро меняются под воздействием цен на товары и услуги. Кроме того, спрос концентрируется по времени — в краткосрочных курортных, туристских сезонах и по месту — в определенных центрах, туристских районах.
Туристский продукт состоит из множества компонентов, которые могут быть как осязаемыми, так и неосязаемыми.
К осязаемым относятся продукты питания, одежда, туристское снаряжение и т.д.
К неосязаемым относятся услуги, которые оказываются туристам, например размещение в отеле, бронирование билетов, развлечение и т.д. Многие из благ, в которых нуждается потребитель, образованы самой природой (водные ресурсы, ландшафт, растительность и т.д.).
Проблемой туристского продукта и его структуры занимались ученые ряда стран, некоторые авторы предложили собственные подходы к классификации составных элементов туристского продукта.
Например, Д. Джеффрис выделяет шесть групп элементов:
1) транспортное средство, используемое для передвижения до места назначения;
2) транспортное средство, используемое на месте;
3) форма предоставления жилья;
4) продолжительность отдыха;
5) маршрут путешествия;
6) показатели мобильности.
Заслуживает внимания классификация Аграй и Гранде, которые делят элементы турпродукта на первичные (базисные), вторичные и третичные, или дополнительные.
Первичные (базисные): транспорт, форма доставки, проживание, питание, лечение, досуг, способы приобретения турпродукта и т.д.
Вторичные: материально-техническая база, оборудование и оснащение мест отдыха и путешествия.
Третичные (дополнительные): театры, магазины, музеи, экскурсионное обслуживание, места для игр и развлечений и т.д.