Реклама в системе маркетинга
Тема.Продвижение товаров
1. Сущность коммуникационной политики предприятия, факторы, определяющие структуру системы маркетинговых коммуникаций.
2. Реклама в системе маркетинга.
3.Личная продажа.
4. Сущность стимулирования продаж (сбыта). Средства стимулирования продаж (сбыта).
5. Понятие «паблик рилейшнз». Функции «паблик рилейшнз» в системе маркетинговых коммуникаций. Мероприятия «паблик рилейшнз».
Сущность коммуникационной политики предприятия, факторы, определяющие структуру системы маркетинговых коммуникаций.
Создание имиджа фирмы и мнения о престижности ее товаров обеспечивается путем разработки и реализации политики продвижения товаровиликоммуникационной политики.Эта политикареализуется благодаря использованию таких средств коммуникации, как:
§ реклама;
§ личная продажа;
§ стимулирование продаж;
§ общественные связи.
Реклама – всякая платная форма неличного представления в целях ознакомления, приобретения и потребления товаров.
Личная продажа – предполагает непосредственный контакт между продавцом и покупателем с целью совершения покупок.
Стимулирование продаж – это кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара.
Общественные связи – установление и поддержание коммуникаций между фирмой и общественностью в целях создания благоприятного мнения о товаре и его изготовителе.
Составной частью общественных связей является пропаганда (паблисити). Именно она и рассматривается многими авторами как один из инструментов коммуникационной политики.
Реклама, личная продажа, стимулирование продаж, общественные связи образуют комплекс коммуникацийиликомплекс стимулирования.Благодаря этому комплексу обеспечивается продвижение товара. В качестве источника сообщения (или коммуникатора) выступает предприятие (фирма), осуществляющее необходимые ему коммуникации.
Формирование и оценка коммуникационной политики состоит из следующих этапов:
ü формирование (установление) целей коммуникационной политики;
ü анализ факторов, влияющих на коммуникационную политику;
ü определение значимости инструментов коммуникационной политики;
ü составление сметы расходов на коммуникационную политику и ее составляющие;
ü оценка эффективности коммуникационной политики.
При формировании целей коммуникационной политикиглавным является установление приоритетов, призванных оказать позитивное воздействие на потенциальных потребителей и побудить их к совершению покупок.
В процессе реализации коммуникационной политики следует выявить факторы, оказывающие влияние на эффективность каждого из инструментов коммуникационной политики. Степень влияния каждого из инструментов на эффективность коммуникационной политики зависит:
1) от типа покупателя (вида рынка: потребительский рынок, рынок товаров производственного назначения, посреднический рынок, рынок государственных учреждений, международный рынок);
2) вида товара;
3) этапа жизненного цикла товара.
Степень значимости инструментов коммуникационной политикизависит от сформулированных целей коммуникационной политики.
Длясоставления сметы расходов на коммуникационную политику используют следующие методы:
· метод исчисления с учетом наличных средств (самый необоснованный, т.е. предприятие считает, что оно может потратить столько средств, сколько для этого имеется у него в наличии);
· метод фиксированного процента (расходы на политику продвижения устанавливаются как процент от прошлогодней или ожидаемой суммы продаж);
· метод конкурентного паритета (предприятие устанавливает расходы на коммуникационную политику на уровне аналогичного бюджета конкурентов);
· метод максимального дохода (предприятие исходит из того, что существует связь между объемом продажи и затраченными средствами на коммуникационную политику);
· метод соответствия целям и задачам предприятия.
Оценка эффективности коммуникационной политики(определяется на основе оценки целевой аудитории узнаваемости товара, уровня качества товара. имиджа предприятия, а также узнаваемости и запоминания мероприятий коммуникационной политики).
Реклама в системе маркетинга.
Поскольку реклама, как уже подчеркивалось выше, является безличной формой связи с потенциальными покупателями, то реализация ее не всегда обеспечивает ожидаемый эффект. Вместе с тем реклама является наилучшим средством продвижения товара в таких случаях, когда необходимо проинформировать потребителей о новых товарах, о создании имиджа товарной марки или о товарах определенных марок.
По существу каждое предприятие в той или иной мере осуществляет свою рекламную деятельность. Все различие лишь в масштабах рекламной деятельности и используемых средствах распространения рекламы. При этом политика рекламной деятельности каждого конкретного предприятия может довольно часто меняться.
Любую рекламу можно отнести к той или иной разновидности. Это зависит от того, что лежит в основе классификации рекламы. Например, может быть выделена:
Ø товарная реклама (призвана стимулировать продажу отдельных товаров);
Ø институционная реклама (направлена на создание имиджа фирмы);
Ø сравнительная реклама (призвана дать сопоставление основных параметров двух или более товаров);
Ø конкурентная реклама (обеспечивает показ преимуществ товаров фирмы по сравнению с аналогичными товарами конкурирующих фирм).
Выделяют также следующие виды рекламы:
§ информативная реклама;
§ увещевательная реклама;
§ напоминающая реклама.
Информативная реклама призвана информировать потенциальных покупателей о новом товаре, о его цене, принципах действия, послепродажном обслуживании. Она создает заинтересованное отношение к товару и имиджу фирмы. Для такой рекламы характерно использование следующего слогана: "Взгляни на меня, и я тебе понравлюсь".
Увещевательная реклама формирует предпочтение к товару. Она убеждает потенциальных покупателей в необходимости изменения отношения к товару, целесообразности его апробирования и приобретения. В качестве примера такой рекламы можно привести рекламу, имеющую слоган: "Попробуй меня, и я тебе понравлюсь".
Напоминающая реклама информирует потенциальных покупателей о том, что товар еще может пригодиться, и содержит информацию о возможном месте его покупки. Для такой рекламы характерно использование следующего слогана: "Вспомни меня, ведь я тебе нравлюсь".(Например: реклама сигарет "Mariboro". Появившийся еще в середине 50-х годов сильный уверенный в себе ковбой до сих пор напоминает о сигаретах"Mariboro")
Основные этапы осуществления рекламной деятельности:
I. Установление целевой аудитории.
II. Постановка задач рекламной деятельности.
III. Установление рекламного бюджета.
IV. Решение о разработке рекламного обращения.
V. Выбор средств и установление времени рекламного обращения.
VI. Оценка эффективности рекламной деятельности.
При установлении целевой аудитории, на которую будет направлена реклама, необходимо провести ее исследование. Необходимо установить:
ü осведомленность потенциальных покупателей о товаре и его производителе;
ü знание товара;
ü предрасположенность к товару, степень предпочтения его;
ü убежденность потенциальных покупателей в целесообразности приобретения товара;
ü способность совершать покупки.
Одновременно с этим необходимо на выбранном целевом рынке выявить:
§ уровень насыщенности рынка в данном товаре;
§ на каком этапе жизненного цикла находится товар;
§ какова коммуникационная политика конкурентов;
§ степень удовлетворения покупателей в данном товаре;
§ используемые средства распространения рекламы, их доступность и стоимость.
Основными задачами рекламной деятельностиявляются:
1. информирование потенциальных покупателей о товаре;
2. повышение заинтересованности в товаре;
3. напоминание о товаре, месте его продажи и др.
Установление рекламного бюджета.Рекламный бюджет является составной частью общей сметы расходов, предусмотренных на коммуникационную политику. При его установлении используются такие же методы, как и при определении затрат на политику продвижения в целом, о чем более подробно говорилось выше.
Процессразработки рекламного обращениявключает три основных этапа:
1. Создание банка возможных рекламных обращений (рекламное обращение должно содержать убедительные и действенные аргументы, адресованные соответствующей целевой аудитории. Например: "Качество, которому вы можете доверять"(Procter Gamble); "У Форда есть лучшая идея"(Ford); "Изменим жизнь к лучшему" (Philips ); "Ритм нашей жизни" ("Московский комсомолец").
2. Выбор наилучшего рекламного обращения;
3. Детальная разработка рекламного обращения (Это выбор стиля обращения, цвета, тона, взаимодействие образа и слова, графическое оформление) .