Оценка конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность фирмы во многом определяется уровнем конкурентоспособности ее товаров. Поэтому вопросы оценки уровня конкурентоспособности товара и разработки на этой основе рекомендаций по повышению конкурентоспособности очень важны для формирования конкурентоспособности в целом фирмы. «
Товар — все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Наиболее широко применяемое на практике определение конкурентоспособности товара:
Конкурентоспособность товара — совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени.
Из данного определения четко видно, что конкурентоспособность товара представляет собой определенный компромисс между качеством товара и его стоимостными характеристиками. Неконкурентоспособным может быть товар очень высокого качества, если соотношение цены и качества товара окажется для потребителей неприемлемым. И наоборот, товар с качественными характеристиками ниже среднего уровня'может обойти по конкурентоспособности конкурирующие товары, если рынок очень чувствителен к ценам.
Конкурентоспособность товара — это категория относительная. Она может иметь место только в том случае, если есть с чем сравнивать, т.е. если на рынке присутствуют конкурирующие товары.
Конкурентоспособность товара имеет характер конкретности проявления в отношении рынка и времени. Таким образом, если товар конкурентоспособен на одном целевом рынке, то это не значит, что он будет конкурентоспособен и на других рынках. Также, если товар конкурентоспособен сегодня, то завтра он может потерять свои конкурентные позиции ввиду появления на рынке новых товаров, изменения предпочтений потребителей, усовершенствования товаров конкурентами и по многим другим причинам.
Условие конкурентоспособности товара в общем виде
может быть представлено следующим соотношением:
(9.1)
где Р— полезный эффект товара;
С — затраты на приобретение и использование товара.
Полезный эффект товара определяется качественными его характеристиками, которые важны для потребителя.
Качество товара — это совокупность свойств и характеристик товара, обусловливающих его способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. На практике конкретные потребности переводятся в набор количественно и качественно установленных требований к характеристикам товара. Оценка качества продукции состоит в проверке соответствия продукции требованиям к качеству — перечню количественных характеристик (показателей качества) и качественных признаков.
Из соотношения (9.1) видно, что при оценке конкурентоспособности товара учитываются затраты потребителя не только на приобретение товара, но и на его использование в процессе эксплуатации. Совокупность цены приобретения товара и совокупных расходов, связанных с его эксплуатацией, называется ценой потребления. В расчетах уровня конкурентоспособности товара используется именно цена потребления.
В настоящее время существует множество методик оценки уровня конкурентоспособности товара. Наибольшее распространение на практике получила методика определения интегрального показателя уровня конкурентоспособности товара. Представим характеристику данной методики.
Оценка конкурентоспособности товара на основе определения интегрального показателя уровня конкурентоспособности.
Количественная оценка конкурентоспособности* товара предприятия включает в себя следующие этапы:
• выбор наиболее конкурентоспособного товара на рынке в качестве образца для сравнения и оценки конкурентоспособности товара предприятия;
• определение набора сравниваемых параметров обоих товаров;
• расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара предприятия.
При оценке уровня конкурентоспособности товара в качестве образца для сравнения может приниматься
лучший мировой аналог данного товара, если требуется определить уровень конкурентоспособности товара па мировом рынке. За базу сравнения при оценке конкурентоспособности товара может быть принят идеальный товар, который условно формируется из набора лучших по всей совокупности конкурентов свойств данной товарной группы. В реальной жизни такого товара не будет, но идеальная база сравнения может показать, насколько анализируемый товар отстает от идеального товара.
В качестве базы сравнения могут рассматриваться свойства анализируемого товара в предыдущие периоды времени. В таком случае будет установлен уровень конкурентоспособности товара относительно самого себя в динамике.
Оценка конкурентоспособности товара производится на основе трех групп параметров оценки:
• 1 группа. Нормативно-производственные параметры.
• 2 группа. Потребительские параметры.
• 3 группа. Экономические параметры.
На рисунке 9.1 показана примерная схема оценки уровня конкурентоспособности товара.