Принципы и цели паблисити
Успешная деятельность фирмы и эффективность мероприятий паблисити обеспечивается предварительно сформированной философией деятельности фирмы (для чего создана, какие полезные обществу услуги, напрямую не связанные с получением прибыли, готова оказывать и т.д.), базированием на национальном менталитете, социальных исследованиях, идеологической схеме воздействия на массовое сознание. При этом необходимо помнить, что только при добрых отношениях с окружающим миром, при благоприятном общественном мнении можно достичь максимальной реализации коммерческих целей.
Исходя из этого, основными принципами паблисити являются:
w честность и правдивость прежде всего и всегда;
w сочувствие и сострадание;
w гласность, доступность и искренность;
w своевременность;
w упреждение, а не реагирование.
Принцип правдивости подаваемой информации не утверждает, что необходимо публиковать всю правду, важно отделять информацию, которую можно предоставить, от информации, которую ни в коем случае нельзя показывать. Сообщение должно быть простым и понятным, увлекательным, но ни в коем случае навязчивым. Важно тщательно отслеживать интересы и стиль подачи информации журналистами для своевременного предоставления нужного им материала.
Знание и руководство этими принципами особенно актуально, так как из-за недоброкачественной и ненаказуемой рекламы, широкомасштабного рекламного обмана клиент будет искать информацию о предприятии и товаре, которая имеется в обществе.
Главной целью паблисити является формирование успеха фирмы в обществе и увеличение сбыта продукции.
Основные цели паблисити можно охарактеризовать следующим образом:
позиционирование объекта – создание и поддержание благоприятного имиджа;
повышение имиджа путем определения рангов показателей имиджа по степени значимости;
снижение имиджа для уменьшения притока клиентов в том случае, если фирма не в состоянии всех удовлетворить, а обижать отказом нежелательно;
позиционирование на фоне конкурентов (например, зачем пить плохой кофе, если можно пить хороший чай);
восстановление имиджа – опровержение недобросовестной рекламы конкурентов, ликвидация ее негативных последствий, устранение противоречий.
Имидж фирмы – это отражение в сознании потенциальных потребителей коммерчески важных реальных и привнесенных как фирмой, так и самими потребителями характеристик фирмы. Фирма должна стремиться к тому, чтобы ее образ в сознании потребителей как можно больше соответствовал образу, сконструированному специалистами фирмы. Это требует выявления, определения и ранжирования значимых показателей, влияющих на имидж (табл. 33).
Реальные и привнесенные специалистами достоинства фирмы, коммерчески важные для потребителей, составляют сконструированный образ фирмы (рис. 82), который должен максимально приближаться к образу фирмы у потребителей.
При построении имиджа фирмы следует руководствоваться определенными правилами:
сконструированный образ фирмы должен основываться на реальных достоинствах фирмы, а привнесенные характеристики должны вытекать из реальных достоинств фирмы;
имидж разрабатывается для конкретной группы потребителей;
имидж должен быть оригинальным, отличным от других;
имидж должен быть простым и понятным, легко запоминающимся;
оставаясь неизменным в глазах потребителей, имидж должен оперативно изменяться под влиянием изменения экономической, социальной, психологической ситуации, моды и восприятия его потребителем.
Таблица 33
Ранжирование показателей имиджа фирмы
По степени их значимости
№ | Показатели | Ранг показателя для | |
потенциальных клиентов | деловых партнеров | ||
Общая известность и репутация | |||
Скорость реагирования на заказы | |||
Соблюдение сроков и условий | |||
Гибкость цен | |||
Инновационность | |||
Финансовая устойчивость | |||
Престиж товара | |||
Объем сервиса | |||
Условия платежа и система скидок | |||
Торгово-сбытовая политика | |||
Рекламная политика | |||
Наличие торговой сети | |||
Уровень зарубежных связей | |||
Конкурентный статус |
Рис. 82. Формирование имиджа фирмы