Краткая характеристика отчета по практике
Структура ОТЧЕТА по организационно-экономической практике для студентов гр. ЗМГ-41
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
ЧИСТЫЙ ЛИСТ
ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ РЫНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Характеристика состояния рынка
1.2 Характеристика потребителей и покупателей (посредников)
1.3 Характеристика состояния конкуренции на рынке
1.4 Характеристика поставщиков
1.5 Тенденции развития внешней среды
1.6 Опасности и возможности
2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
2.1 Характеристика результатов хозяйственной деятельности
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия
2.2.1 Отдел маркетинга и сбыта
2.2.2 Товарная политика
2.2.3 Ценовая стратегия
2.2.4 Сбытовая политика
2.2.5 Политика продвижения
2.3 Сильные и слабые стороны предприятия
2.4 Научно–исследовательский раздел. Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Требования к оформлению:
- Работа должна быть выполнена на стандартной белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм) с помощью компьютерных средств.
- Шрифт Times New Roman 14 пт, межстрочный интервал – 1,13. Размеры полей: левое – 30, правое – 10, нижнее – 20, верхнее – 20.
- На все таблицы и рисунки обязательно должны быть сноски по тексту.
- Остальные требования к оформлению отчета представлены в Методических указаниях (нормоконтроль – электронный вариант на учебном портале).
Краткая характеристика отчета по практике
Во введении необходимо определить актуальность, сформулировать цель и задачи исследования, указать объект и предмет исследования. Объем введения 1–2 страницы.
В главе 1 проводится анализ факторов внешней среды предприятия, с целью выявления возможностей или угроз. Объем главы 10 листов.
Данная глава выполняется в основном по данным статистики. Обязательны сноски по каждой цифре на первоисточник.
В п.1.1 «Характеристика состояния рынка» по данным периодической печати, интернет и статсборникам описывается рынок деятельности предприятия. Дается оценка общего размера рынка (по статданным об объемах производства, потребления, численности потребителей, комплексной программы развития данной промышленности и т.п.). Далее необходимо по собранным данным оценить темпы роста рынка. Анализ должен охватить 10 лет.
В п.1.2 «Характеристика потребителей и покупателей» описываются:
– конечные потребители продукции, их характеристика, сегментация, интенсивность пользования товаром, предпочтения и вкусы потребителей. Для этого необходимо разработать анкету и опросить потенциальных потребителей. Можно использовать данные периодической печати. При составлении анкеты необходимо предусмотреть вопросы, проверяющие степень согласованности мнений (коэффициент конкордации) и оценивающие конкурентоспособность продукции вашего предприятия и самого опасного конкурента;
– покупатели. Как правило, продукция промышленных предприятий реализуется посредникам: оптовым и розничным торговцам. Необходимо описать состояние рынка посредников.
В п.1.3 «Характеристика конкуренции» необходимо:
- перечислить конкурентов, оценить уровень конкуренции, вид конкуренции, описать модель Портера для отрасли;
- указать импортеров–конкурентов, оценить возможность импортозамещения;
- оценить ассортимент и уровень цен конкурентов;
- оценить наличие раздела сфер влияния между конкурентами;
- уровень обновления ассортимента у конкурентов, выявить лидера;
- определить степень дифференциации товара;
- если предприятие работает и на внешнем рынке, то такую же характеристику дать состоянию конкуренции и там.
В п.1.4 «Характеристика поставщиков» необходимо:
- Охарактеризовать структуру потребности предприятия;
- дать структуру поставщиков предприятия, оценить импортозависимость;
- оценить надежность поставщиков;
- выявить существует ли у предприятия какая-либо зависимость от поставщиков.
Анализ должен осуществляться за период 2 - 3 года (расчеты прилагать в Приложении). После таблиц обязательно должны быть сделаны качественные выводы.
В п.1.5 «Тенденции развития внешней среды» необходимо:
- определить наиболее значимые для предприятия факторы макросреды;
- проанализировать тенденции в выбранных факторах;
- спрогнозировать дальнейшее развитие того или иного фактора макросреды.
Анализ должен осуществляться за период 10 – 12 лет. После таблиц обязательно должны быть сделаны качественные выводы.
В конце данного раздела необходимо сформулировать выводы о возможностях и угрозах со стороны факторов макросреды.
В п. 1.6 «Опасности и возможности»»
В конце данного раздела необходимо сформулировать выводы о возможностях и угрозах со стороны всех выше проанализированных факторов внешней среды предприятия в виде таблицы «опасности–возможности».
В главе 2 проводится анализ факторов внутренней среды, с целью выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Объем второй главы 10 листов.
В п.2.1 «Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия» необходимо:
- указать форму собственности предприятия;
- перечислить основные виды деятельности предприятия;
- проанализировать основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за 3 года, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Сведения об основных технико-экономических показателях финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Милкавита» за 2012-2014гг.
Показатель | Ед. изм. | Относительное изменение, % | ||||
2013 к 2012 | 2014 к 2013 | |||||
1. Объем товарной продукции в текущих ценах | млн. руб. | 139 212 | 208 557 | 551 286 | 149,81 | 264,33 |
2. Выручка от реализации продукции с НДС. | млн. руб. | 139 212 | 205 678 | 260 505 | 147,74 | 126,66 |
3. Выручка от реализации продукции (без НДС), | млн. руб. | 157 665 | 226 831 | 604 446 | 143,87 | 266,47 |
4. Себестоимость реализованной продукции | млн. руб. | 139 254 | 194 532 | 508 491 | 139,70 | 261,39 |
5. Прибыль (убыток) от реализации | млн. руб. | 12 936 | 53 229 | 1329,50 | 411,48 | |
6. Прибыль (убыток) отчетного периода | млн. руб. | -669 | 2 816 | 33 933 | - | 1205,01 |
7. Рентабельность реализованной продукции | % | 0,70 | 6,65 | 10,47 | - | - |
8. Численность ППП | чел. | 63 211 | 80 107 | 176 382 | 126,73 | 220,18 |
9.Добавленная стоимость на 1 работника | млн. руб. | 115,12 | 86,64 | |||
10.Глубина добавленной стоимости | % | - | 3,52 | 19,24 | - | - |
11.Среднемесячная заработная плата ППП, | тыс. руб. | 184,63 | 240,27 | 733,09 | 130,14 | 305,11 |
12.Прибыль от реализации на 1 работника | млн. руб. | 184,63 | 236,96 | 346,42 | 128,34 | 146,19 |
13.Коэффициент опережения роста производительности труда над ростом заработной платы | - |
Источник: отчетность предприятия
После таблицы необходимо сделать качественные выводы (по каким причинам произошли те или иные изменения).
В п. 2.2 «Анализ маркетинговой деятельности предприятия» необходимо провести анализ маркетинговой деятельности.
В п. 2.2.1 «Отдел маркетинга и сбыта» необходимо проанализировать функции, выполняемые отделами маркетинга и сбыта. Структуру отделов и положения об отделах представить в приложениях. В тексте необходимо сделать ввод о типе структуры отдела маркетинга, о наличии/отсутствии дублирования функций между отделами, о системе премирования работников данных отделов.
Вп. 2.2.2 «Товарная политика» необходимо:
- дать характеристику ассортимента выпускаемой продукции, определить показатели номенклатуры, степень обновления продукции;
- структуру выпускаемой продукции;
- проанализировать объемы реализации в динамике;
- рентабельность отдельных видов реализованной продукции;
- провести АВС–анализ по объему продаж и прибыли;
- построить модифицированную матрицу БКГ;
- провести ранговый анализ ассортимента;
- оценить конкурентоспособность продукции (по результатам анкетирования п.1.2);
- охарактеризовать остальные элементы товарной политики (сервис, упаковка, маркировка и др.).
Анализ должен осуществляться за период 2 - 3 года (расчеты прилагать в Приложении). После таблиц обязательно должны быть сделаны качественные выводы.
Вп. 2.2.3 «Ценовая стратегия» необходимо:
- указать метод ценообразования, который используется на предприятии;
- уровень цен на продукцию на внутреннем и внешних рынках;
- привести структуру отпускной цены на определенный вид продукции (товар выбирается студентом самостоятельно).
Анализ должен осуществляться за период 2 - 3 года (расчеты прилагать в Приложении). После таблиц обязательно должны быть сделаны качественные выводы.
Вп.2.2.4 «Сбытовая политика»
- определить какие каналы распределения используются на предприятии;
- охарактеризовать фирменную и дилерскую сеть;
- проанализировать структуру сбыта по каналам распределения;
- представить структуру затрат на содержание каналов распределения;
- оценить эффективность каналов распределения предприятия.
Анализ должен осуществляться за период 2 - 3 года (расчеты прилагать в Приложении). После таблиц обязательно должны быть сделаны качественные выводы.
В п.2.2.5 «Политика продвижения» необходимо:
- определить какие элементы коммуникационной политики используются на предприятии;
- представить структуру затрат на коммуникационную политику предприятия;
- участие в выставках;
- оценить эффективность коммуникационной политики предприятия.
Анализ должен осуществляться за период 2 - 3 года (расчеты прилагать в Приложении). После таблиц обязательно должны быть сделаны качественные выводы.
В п.2.3 «Сильные и слабые стороны предприятия» необходимо сформулировать выводы о сильных и слабых сторонах маркетинговой деятельности предприятия. Далее следует определить конкурентоспособность предприятия по сравнению с самым опасным конкурентом и самым близким конкурентом. Оценивается конкурентоспособность предприятия любым методом.
В2.4 «Научно–исследовательский раздел. Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия»
Сформировать перечень из десяти факторов внутренней и внешней среды, оказывающих влияние на прибыль (или объем реализации, если предприятие убыточное). Собрать по этим факторам занчения за последние десять лет. Провести корреляционный анализ и выявить три фактора, оказывающих самое сильное влияние. По этим трем факторам построить регрессионную модель и оценить ее. Объем главы 3–5 листов.
В заключении необходимо сделать обобщающие выводы по главам. Объем заключения 2 – 3 листа.