Классификация потребностей
В удовлетворении потребностей, а они у разных людей разные, важно знать их содержательную сторону.
Сегодня существует множество различных классификаций потребностей. Надо отметить, что классификация потребностей вызывает немалые трудности, так как нелегко решить, что положить в ее основу.
В отечественной научной литературе потребности принято делить на материальные, духовные и социальные. Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе общественно-исторического развития человека. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей. Духовные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Однако надо подчеркнуть, что и материальные потребности являются продуктом социализации человека.
По способу удовлетворения потребности подразделяются на индивидуальные, которые человек может удовлетворить сам (приобретение холодильника, телевизора, продуктов питания и др.), и общественные, требующие общих усилий и больших материальных затрат ( например, строительство дорог, аэропортов, охрану общественного порядка и др.).
Проблемой классификации потребностей в зарубежной науке занимались
Томас, Ф. Герцберг, К. Левин, А. Маслоу, З. Фрейд, К. Обуховский, К. Хорни и другие.
Следует заметить, что некоторые зарубежные ученые не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление. Так, американский социолог Томас (в 1924 г.) на вопрос: « Каково минимальное количество потребностей, которые должны быть удовлетворены, чтобы человек мог нормально функционировать ?» - перечислил четыре основные потребности человека: 1) потребность безопасности; 2) потребность признания; 3) потребность дружбы) и 4) потребность нового опыта.
Наиболее стройную систему потребностей дал А. Маслоу. Он объединил их в группы:
1. Физиологические потребности – потребности в том, без чего человек не может жить, включая воздух, пищу , жидкость. Эти потребности (среднего гражданина) удовлетворяются на 85%.
2. Потребность самосохранения – уверенность в том, что наши психологические потребности будут стабильно удовлетворяться в будущем. Эта потребность удовлетворяется на 70%.
3. Потребность в общении и любви, желание быть любимой. Она удовлетворяется на 50%.
4. Потребность в признании, в чувстве собственного достоинства – желание самоутвердиться, заслужить уважение людей. Эта потребность удовлетворяется на 40%.
5. Потребность в самовыражении, в самоуважении – как можно полнее реализовать свой потенциал. Удовлетворения лишь на 10%.
Потребности низших уровней Маслоу называет нуждами, а высших – потребностями роста. Так, по его мнению, такая система строится на жесткой иерархии: более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как будут удовлетворены элементарные. Очевидно, что здесь Маслоу допускает ошибку. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребности в самоактуализации и уважении являлись доминирующими и определяли поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии Маслоу отказался от столь жесткой иерархии. Он объединил все потребности в два класса. Теория Маслоу оказала значительное влияние на теории менеджмента.
У К. Обуховского общие потребности разделены на две группы:
1. Потребности самосохранения:
- физиологические;
- ориентировочные.
2. Потребность размножения (сохранения вида).
Физиологические потребности – понимаются как состояние здоровья (пищеварения, сон и т.п.).
Ориентировочные – означают, что объектом потребности является деятельность человека и внешние ситуации, связанные с ориентировкой в среде. Они удовлетворяются индивидуально. Выделено три фактора, определяющие ход индивидуализации. Ими являются конкретизация, ментализация, социализация.
1. Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом. Число этих способов ограниченно, так как «готовность пользоваться неэффективными … способами угасает, тогда, как использование других способов закрепляется». В этом заключается процесс формирования индивидуальных черт поведения ( в том числе и потребительского) человека.
2. Ментализация основывается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ее аспектов. Она делает возможным сознательное участие человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей. Ментализация существенно влияет на ход процесса удовлетворения потребностей.
3. Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой протекает наша жизнь. Культура состоит из идей, технологий, моделей поведения, правил, ритуалов и традиций, передаваемых в обществе из поколения в поколение. Культуру, таким образом, усваивают в результате социального взаимодействия, а не получают на генетическом уровне. Культура «является обширной системой, которая предоставляет человеку лучшие возможности решения конкретных проблем, возникающих в ходе приспособления к окружающей среде и удовлетворения потребностей».
Итак, конкретизация, ментализация и социализация определяют то, что называется «индивидуальным стилем жизни»