Семинар 3. Маркетинговая среда в которой функционирует фирма

1. Понятие «маркетинговая среда фирмы». Составные части маркетинговой среды, микросреда, макросреда.

2. Основные факторы микросреды функционирования фирмы.

Основные понятия

Микросреда, макросреда, маркетинговые посредники, поставщики, контактные аудитории, демографические, экономические, экологические факторы.

Вопросы для обсуждения

  1. В школе имеется кафе:

а) назовите составляющие микросреды данного кафе;

б) зависит ли успех кафе от его сотрудников;

в) как отразиться на результатах сбыта кафе повышение поставщиками цен на исходное сырье?

  1. На примере торговли сахаром покажите, когда имеет место потребительский рынок, рынок товаров промышленного назначения и рынок промежуточных продавцов; расскажите о различиях между ними.
  2. Родители учеников выразили неудовольствие продуктами питания школьного кафе. Как называется этот фактор микросреды кафе?
  3. Комитет народного образования закупил 5 тыс. экз. «Букваря» для передачи его в библиотеки государственных школ. Какой тип клиентурного рынка здесь имеет место?
  4. Журнал «Экономическая школа» закупила библиотека университета Упсала в Швеции. Какой клиентурный тип рынка здесь представлен?
  5. Коммерческая фирма «ИВЖ» закупила 5 тыс. экземпляров журнала «Экономическая школа» с целью последующей перепродажи их в других регионах. Какой клиентурный тип рынка здесь представлен?
  6. О каких типах конкурентов должен знать предприниматель, задумавший открыть новую блинную по соседству см вашей школой?
  7. Как падение рождаемости отразится на деятельности фирмы, выпускающих детские игрушки?
  8. Как скажется рост безработицы среди родителей учеников частного колледжа на его экономическом состоянии?
  9. Известно, что некоторые препараты в аэрозольной упаковке наносят вред слою озона в атмосфере. Как отразиться на успехе фирмы, выпускающей эти препараты, деятельность групп защитников окружающей среды? Что должна предпринять такая фирма для нейтрализации усилий этих групп?

Темы рефератов



  1. Эффективные технологии маркетинга.
  2. Применение маркетинга как условие успеха деятельности фирмы.
  3. Применение маркетинга для изучения макросреды, в которой функционирует фирма.
  4. Микро- и макросреда функционирования российских предприятий.

Семинар 4.. Разработка нового товара. Жизненный цикл товара

  1. Основные этапы разработки нового товара, разработка замысла и его проверка. Разработка предварительной стратегии маркетинга.
  2. Жизненный цикл товара. Этапы ЖЦТ.
  3. Оценка концепции жизненного цикла с точки зрения маркетинга.

Основные понятия

Товар, товарная единица, товарный ассортимент, товар по замыслу, классификация товаров и услуг, товарные марки, марочные названия, упаковка, ее виды, роль, товарная номенклатура.

Анализ возможностей производства и сбыта, жизненный цикл товара и его этапы, этапы выведения товара на рынок, комплексы маркетинга, соответствующие жизненному циклу товара.

Вопросы для обсуждения

  1. Расположите в нужном порядке этапы разработки нового товара:

а) разработка нового товара;

б) предварительная оценка и отбор идей;

в) разработка замысла и его проверка;

г) формирование идей для нового товара;

д) разработка предварительной стратегии маркетинга;

е) развертывание коммерческого производства.

  1. На каком этапе разработки новый товар впервые вступает в контакт с потребителями? Дайте, пояснение.
  2. Что покупают потребители: идею товара или замысел това­ра? Проведите четкое различие между идеей и замыслом товара.
  3. На каком этапе разработки товара замысел товара превра­щается в реальный товар? Какой этап предшествует этому этапу?
  4. При выходе с новым товаром на рынок фирма должна решить:

когда, где, кому и как предложить товар. Какие ответы скрываются за этими вопросами?

  1. Что такое жизненный цикл товара? Что он описывает?
  2. Назовите фазы жизненного цикла товара. Есть ли четкие гра­ницы между его отдельными фазами?
  3. Назовите причины медленного роста сбыта нового товара на этапе выведения его на рынок. Как называются покупатели нового товара на этом этапе? На что направлены основные усилия марке­тинга на этом этапе?
  4. Назовите некоторые стратегические приемы, к которым фирма может прибегнуть, чтобы продлить этап роста.
  5. По каким признакам можно судить о вступлении товара в этап зрелости?
  6. Что должна делать фирма, чтобы защитить свой товар от конкурентов на этапе зрелости?
  7. Чем объясняется попадание товара в фазу упадка? Каким может быть это падение? Расскажите, какие маркетинговые действия может совершать фирма на этапе упадка, если она некоторое время хочет остаться на рынке.
  8. Как вы можете объяснить такую фразу: «Нахождение на рынке «дряхлеющего» товара может отрицательно повлиять на престиж фирмы»?
  9. Ценовая эластичность спроса (измерение).

Некая фирма, выпускающая однородный товар, выступает на рынке несовершенным конкурентом, т.е. обладает значительной долей производства и сбыта в отрасли и может влиять на цены. При росте выпуска продукции фирмы происходит все большее насыщение рынка, уменьшение спроса и, следовательно, цены.

Отделом маркетинга фирмы выяснено, что в определенном разумном диапазоне при снижении цены на одну денежную единицу за каждую единицу товара спрос увеличивается на 200 единиц, что делает целесообразным соответствующее увеличение объема производства.

Базовый объем выпуска продукции составляет 2 тыс. штук, базовая цена – 90 денежных единиц за штуку. Исследуются возможности ступенчатого наращивания производства и сбыта продукции: 4, 6, 8, 10, 12 и 14 тыс. штук. Базовая валовая выручка (ВВ), т. е. сумма, полученная при продаже всей продукции в объеме К по соответствующей цене Ц, составляет: 2000 х 90 ден. ед. =180 тыс. ден. ед.

Фирму интересуют размеры предельного (дополнительного) дохода как разницы в выручке, получаемой при повышении объема производства на каждую единицу товара или на каждую ступень прироста (2000 штук). Предельный доход (ПД) представляет собой прирост ВВ.

а) Определите коэффициент ценовой эластичности спроса на товар по приведенной формуле.

б) Подсчитайте величины валовой выручки и предельного дохода для каждой ступени наращивания производства и сбыта. Сведите данные в таблицу (см. вариант прогноза экономических результатов, представленный в табл. 2).

Таблица 2

Данные прогноза экономических результатов

на основе расчета эластичности спроса

Количество товара, тыс. шт. Цена за 1 шт., ден. ед. Валовая выручка, тыс. ден. ед. Предельный доход, тыс. ден. ед
     
     
     
     
     
     
     

Темы рефератов

  1. Состояние потребительского рынка в условиях командно-административной экономики.
  2. Маркетинг и удовлетворение материальных потребностей человека.

Наши рекомендации