Маркетинговая среда предприятия

Маркетинговая среда формируется из множества действующих на компанию извне субъектов и факторов, которые влияют на развитие и поддержание службами маркетинга выгодных взаимоотношений с целевыми клиентами. Маркетинговая среда содержит как возможности так и угрозы для деятельности компании. Руководство преуспевающих компаний осознает необходимость постоянно следить за изменениями в маркетинговой среде и приспосабливаться к ним. Маркетинговая среда (marketing environment) – совокупность действующих за пределами компании субъектов и сил, которые влияют на развитие и поддержание службами маркетинга выгодных взаимоотношений с целевыми клиентами.

Маркетинговая среда предприятия состоит из внешней и внутренней среды маркетинга. Внешняя среда состоит из макро- и микросреды.

Макросреда маркетинга – это совокупность факторов, влияющих на деятельность предприятия и не поддающихся контролю со стороны маркетинговых служб. К факторам макросреды относятся политические, экономические, демографические, природные, научно-технические, социально-культурные.

Демография изучает население с точки зрения его численности, плотности размещения, возраста, соотношения полов, рас, рода занятий и т. п. Демографическая среда представляет особый интерес для маркетологов, поскольку она дает информацию о людях, из которых собственно и состоят рынки. Природная среда состоит из природных ресурсов, анализом которых занимаются маркетологи. Природные ресурсы, в свою очередь, также подвержены воздействию со стороны маркетинговой деятельности. За последних два десятилетия люди стали больше думать о состоянии природной среды. Научно-техническая среда является, возможно, самым главным фактором, определяющим наше существование. Новые технологии породили такие чудеса, как антибиотики, трансплантацию органов и портативные компьютеры. На маркетинговую деятельность сильное влияние оказывает политическая среда. Под политической средой подразумеваются законы, государственные учреждения и структуры, которые оказывают влияние и ограничивают деятельность компаний и отдельных лиц в данном обществе. Культурная среда включает социальные институты и другие силы, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов и норм поведения общества.

Микросреда маркетинга – это совокупность факторов, влияющих на деятельность предприятия, которые поддаются контролю со стороны маркетинговых служб. К факторам микросреды относят поставщиков, потребителей, посредников, конкурентов, контактные аудитории (финансово-кредитные учреждения, государственные учреждения, широкая публика, средства массовой информации, местные контактные аудитории, общественность, внутренние контактные аудитории)

Разработчики планов проведения маркетинга учитывают интересы других подразделений компании, в частности, высшего руководства, финансовой службы, отдела исследований и разработок, службы материально-технического снабжения, производства и бухгалтерии. Поставщики – важное звено в «системе создания и распространения потребительской ценности» каждой компании. Они предоставляют компании материальные ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Маркетинговые посредники – это компании, которые помогают продвигать, продавать и распространять товары среди конечных потребителей. Компания должна тщательно изучать свои рынки. На рис. 1.5 представлено шесть типов клиентурных рынков.

Маркетинговая среда предприятия - student2.ru

Рис. 2. Типы клиентурных рынков

Согласно концепции маркетинга, успеха добьется та компания, которая создаст высшую потребительскую ценность и которая удовлетворит потребителя лучше, чем конкуренты. Маркетинговая среда компании включает в себя различные контактные аудитории. Контактная аудитория – это любая группа людей, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к компании или влияет на достижение ею своих целей.

Внутренняя среда маркетинга – это факторы, находящиеся внутри организации и влияющие на ее деятельность, К таким факторам относятся организация и менеджмент, технология производства, ресурсы, маркетинг, персонал.

Многие компании рассматривают маркетинговую среду как «неподвластный» элемент, к которому приходится приспосабливаться. Они воспринимают маркетинговую среду пассивно и не пытаются изменить ее. Они анализируют силы, действующие в этой среде, и разрабатывают стратегии, помогающие компании избежать угроз среды и воспользоваться ее благоприятными возможностями.

Наши рекомендации