Методы эффективного управления товарной политикой организации

Управление товарной политикой необходимо рассматривать как целенаправленное воздействие на объекты, процессы и на людей участвующих в них, осуществляемое с целью придать определенную направленность деятельности, реализовать программу практических действий по развитию и непрерывному совершенствованию конкурентных преимуществ и получить желаемые результаты. В условиях быстро меняющихся рыночных отношений становится очевидным, что управление предприятием с помощью грамотно сформированной товарной политики принесет необходимый эффект только в том случае, если будет обеспечен механизм системы эффективного управления товарной политикой.

Повышение эффективности функционирования системы управления товарной политикой предприятия предполагает формирование современного механизма управления товарной политикой на основе внедрения в практику новых принципов организации деятельности и методов управления.

Большинство проблем товарной политики предприятий являются неструктурированными и бессистемными, кроме того, часто решения являются безрезультатными и не имеют никакого смысла, поскольку лишены одной четкой цели – повышения конкурентоспособного благосостояния фирмы.

Среди основных проблем управления товарной политикой предприятия можно выделить следующие из них:

- отсутствие единой концептуальной основы системы управления товарной политикой;

- эпизодическое формирование товарной политики (ее планов, проектов, стратегий, программ и т.д.);

- отсутствие обобщенного опыта в формировании управления товарной политикой;

- слабое представление управленческого состава об управлении товарной политикой;

- отсутствие современных методик оценки эффективности системы управления товарной политикой предприятия.

Организация механизма системы эффективной товарной политики требует выявления перспективных областей в деятельности предприятия, после чего возможны разработка и реализация соответствующих управленческих решений в направлении повышения эффективной деятельности фирмы. Это обеспечивается путем определения основных ориентиров, согласно которых будет строиться товарная политика, а также следует указать цели, задачи и ожидаемый результат по следующим укрупненным этапам: определение перспективных направлений развития предприятия; организация эффективного управления товарной политики предприятия; выбор стратегических направлений товарной политики предприятия; оценка эффективного управления товарной политики.

Указанные выше проблемы характерны для многих отечественных предприятий и отрицательно сказываются на эффективности технологии разработки и организации исполнения управленческих решений. В связи с этим очевидна объективная необходимость в разработке модели системы построения эффективного управления товарной политикой.

оварная политика предусматривает формирование и использование системы управления, которая, с одной стороны, включает такие компоненты как цель, задачи, принципы, функции и методы, а, с другой стороны, данные компоненты существенно различаются в зависимости от используемого предприятием варианта товарной политики. Товарная политика является фундаментом всей маркетинговой деятельности. Товарная политика имеет экономическое и социальное значение. Умелое управление товарной политикой позволяет предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции. Товарная политика предусматривает решение задач, связанных с тем:

  • что производить;
  • для кого производить;
  • в каком виде производить.

Основной особенностью товарной политики в маркетинге является ее направленность на удовлетворение потребностей покупателей. Управление товарной политикой предприятия является одним из составляющих звеньев в управлении маркетингом на предприятии. Ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Современная товарная политика промышленных предприятий должна формироваться на долгосрочном взаимодействии по товарным линиям с покупателями, бизнес-партнерами и инвесторами, принятии совместных решений по управлению продукцией, планировании и организации специальных программ повышения лояльности, приверженности потребителей. Товарная политика в системе предпринимательских решений промышленной компании тесным образом связана с маркетингом взаимодействия, который позволяет производить высококачественную продукцию, создавать эффективные взаимоотношения с клиентами, приводящие к удовлетворению потребностей на протяжении всей цепочки взаимодействия.2 Существенной составляющей товарной политики, основанной на маркетинговом взаимодействии, является обеспечение адаптивности продукции в пространстве (по отношению к различным сегментам рынка), во времени (приспособляемость товара к требованиям не только настоящих, но и будущих потребителей). Именно адаптивность промышленной продукции во многом решает задачу оптимизации расходов по осуществлению товарной политики компании в системе маркетинга.

Практическая часть

Наши рекомендации