Методы организации эффективного формирования читательского интереса младших школьников

ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приучение Оценка
Упражнение Взаимооценка
Показ Похвала
Подражание Поощрение
Требование Соревнование
Дискуссия  
Беседа  
Игра  

Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм занятий литературного чтения, работы с учреждениями культуры.

Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.

Практикуют следующие формы занятий литературного чтения:

- дискуссия;

- коллективное чтение;

- беседа;

- беседа -"приманка";

- состязание чтецов;

- реклама книги;

- литературный праздник;

- литературная игра;

- литературная гостиная;

- театральный фестиваль;

- библиотечный час;

- час "тихого чтения".

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.

Литературные игры — игры, построенные на словесном материале.

Взяв за основу это определение, литературные игры разделили следующим образом:

- игры и упражнения по развитию речи;

- литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);

- литературные викторины;

- "стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаем детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение (в 1 классе привлекаем родителей или читают родители) [36, c. 49].

По окончании этого срока проводим литературные игры. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.

С огромным желанием учащиеся пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей [17, c. 80].

Можно использовать учителю в работе "дерево достижений", когда каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений". Все успехи детей отражены на "деревьях достижений". Победителям литературных игр, активным участникам творческих заданий вручаются ордена. "Дерево" растет вместе с ребенком от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.

Организация разнообразных форм работы с учреждениями культуры

В своей практике я использую следующие формы работы с учреждениями культуры:

- библиотечные часы, проводимые на базе библиотеки № 34 г.Саратова;

- экскурсии в музеи, посещение выставок;

- внутришкольные конкурсы чтецов;

- посещение театра, кинотеатра, Областного кино-видео фонда.

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения городской библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.

В процессе анализа научно-методической литературы мы выяснили, что педагогическая работа по развитию читательского интереса в начальной школе - направленно и углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать, полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения, взаимодействия в группе.

Таким образом, уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут способствовать развитию читательского интереса, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.

Выводы по первой главе

1. В процессе анализа научных источников были выявлены разные подходы к определению феномена «чтение»: как процесса и как деятельности. Нам ближе трактовка Н.Н. Светловской, так как чтение понимается как деятельность и акцентируется творческий аспект этой деятельности. Отметим, что в науке понимание явления читательской деятельности связывается со структурой учебной деятельности, что позволяет нам, выделив деятельностную составляющую в составе ЧК, рассмотреть ее значение в процессе формирования ЧК младшего школьника.

2. Важность чтения для развития подрастающего поколения отмечают не только школьные педагоги, но и такие известные люди, как Е.И. Кузьмин, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех"; Э.А. Орлова, директор Института социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры; И.А. Урмина, научный сотрудник Института социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры, которые разработали программу «Оценка социальной эффективности деятельности по продвижению чтения». По итогам реализации этой программы выяснилось, что для повышения уровня читательской компетентности работники учреждений (школьных библиотек) используют не самые эффективные способы работы с читателями и продвижения чтения, предлагаемые в программных документах и рекомендациях, разработанных МЦБС и опубликованных на сайте www.mcbs.ru. Поэтому в школе развитие читательского интереса будет наиболее актуальным.

3. В целях формирования устойчивого читательского интереса учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно. Исходя из вышесказанного, разнообразные формы работы, применяемые учителем, делают процесс чтения увлекательным, помогают воспитывать настоящего читателя, способствуют проявлению творческих способностей у детей, возрождению традиций домашнего чтения и повышению интереса детей и родителей к художественной литературе.

4. Работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически. Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель. Задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.

5. Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует: формированию устойчивого читательского интереса младших школьников; умению работать с литературой определенного рода; умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение; формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

6. Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей на уроке, нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся: о семье, в которой растет ребенок, и о библиотеке, которой он пользуется, если это происходит. Своевременное налаживание взаимного сотрудничества с родителями и библиотекарями школьной и городской библиотек позволяет учителю обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес и любовь к чтению и книгам, к самостоятельному чтению.

7. Проведенное теоретическое исследование не является исчерпывающим в отношении формирования читательского интереса младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем. Считаем в дальнейшем целесообразным разработать и использовать в воспитательной деятельности программу, включающую цикл мероприятий, направленных на развитие читательского интереса младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основные черты формирования личности.


Наши рекомендации