Представление максимально широкого выбора
Этапы развития маркетинга в США.
Производственная концепция (концепция, ориентированная на производство)
· Потребители отдают предпочтение доступным и недорогим товарам.
· Актуальна для бизнеса в период экономического спада.
· Основные проблемы фирм связаны с приобретением факторов производства и финансированием этого производства. Конкуренция полностью отсутствует. Предприятия сконцентрированы на достижение эффективности производства за счет дешевого сырья, снижения цен и массовый сбыт.
Товарная концепция (концепция, ориентированная на товар)
· Потребитель отдает предпочтения продукции с наивысшим качеством.
· Актуальна в период экономического и технологического подъема. На рынок поступает больше товаров, чем потребитель может приобрести.
· Проблемой становится сбыт, не смотря на увеличении рекламы. Повышение качества продукции за счет создания новых образцов товара.
Ориентация на продажи (на сбыт)
· Потребители добровольно никогда не будут покупать продукцию фирмы, поэтому фирма должна вести агрессивную политику продаж и интенсивное продвижение товаров на рынок.
· Для фирм с ограниченным сегментом рынка сбыта.
· Цель фирмы ориентироваться на сбыт, но не производство и продажа товаров в которых нуждается рынок.
· Таким образом, маркетинг направлен на увеличение сбыта, за счет увеличения рекламы и сбытовых усилий (разнообразия средств и методов продаж).
Собственно маркетинг (В середине 50-х годов 20 века)
· При ориентации на продажи внимание менеджмента сосредоточено на нуждах продавца, а в маркетинге на нужды покупателей.
· При ориентации на потребителя разнообразным становятся инструменты маркетинга: реклама и способы сбыта, ценообразование, обеспечение доступности.
Социально-ответственный маркетинг (гуманистический и экологический)
· Учитываются в бизнесе социальные этические проблемы. Сторонники основываются на достижении определенного баланса между прибылью фирмы, удовлетворением клиента и общественными интересами.
· Появляется третья сторона – социум и ответственность перед ними. Ответственность за ложную информацию в рекламе.
3. Маркетинг как социальное явление. Социальные основы маркетинга: удовлетворение людских потребностей. Основные понятия маркетинга: потребность, желание, спрос, товар, обмен, сделка, рынок
Маркетинг есть алгоритм потребительского обмена. Главная характеристика потребителя как социального актора - носитель потребности. Маркетинг конструирует взаимодействие потребителей организует, регулирует и контролирует потребительский обмен
Нужды - это самое главное понятие, лежащее в основе маркетинга. Человеческие нужды - это то, в чем человек нуждается, т. е. состояние осознаваемой нехватки чего-либо.
Потребность (Want) — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Желания-Второе базовое понятие маркетинга - человеческие желания. Это те конкретные формы, которые принимают человеческие потребности под воздействием культуры общества и индивидуальных качеств определенной личности.
Спрос— это потребность, подкреплённая покупательной способностью.
Товар— всё, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен — акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Сделка -коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Рынок— совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Цели системы маркетинга: достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни
Достижение максимально возможного высокого потребления.Девиз: "Чем больше люди покупают, тем они счастливей".
Достижение максимальной потребительской удовлетворенности.Девиз: "Люди счастливы, если их удовлетворяет то, что они потребляют".
Ограничения:
· невозможно точно оценить потребительскую удовлетворенность;
· степень удовлетворения, испытываемого потребителем определенного продукта (продукт престижной группы, показатель имиджа владельца) зависит от того, у сколь малого круга лиц эти товары есть.
Представление максимально широкого выбора.
Ограничения:
· чем шире ассортимент, тем дороже товары;
· увеличение времени на знакомство с товарами и их оценкой;
· эффект марочного изобилия (увеличение числа товаров не всегда означает для потребителя расширение возможности реального выбора).
Максимальное повышение качества жизни. Понятие качество жизни включает:
· качество, количество, ассортимент, доступность и стоимость товаров;
· качество физической среды;
· качество культурной среды.
5. Процесс управления маркетингом. Современные концепции управления маркетингом: совершенствования производства, совершенствования товара, продаж, маркетинга, социально – этического маркетинга – и их сравнительные характеристики.
Управление маркетингом- это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей организации.
Концепция совершенствования производствастроится на утверждении: "Потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене". Данная концепция ориентирует на увеличение объема производства, снижение издержек и рост производительности труда. Применяется чаще всего для товаров первой необходимости (хлеб, овощи), а также при чрезмерном спросе и в случае, когда себестоимость товара слишком высока.
Концепция совершенствования товара строится на утверждении: "Потребители будут благосклонны к товарам, обладающим наивысшим качеством (наилучшими эксплуатационными характеристиками)". Данная концепция целесообразна, если основные покупатели - консерваторы, а также при отсутствии инновационных возможностей.
Концепция сбыта (агрессивная продажа) базируется на утверждении: "Потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если фирма не предпримет усилий по сбыту и его стимулированию". Применяется преимущественно в условиях пассивного спроса. В этом случае широко используется метод персональных продаж. В основе данной концепции лежит система мер стимулирования продавцов (бесплатные представления товаров, совместная реклама, премии) и потребителей (скидки, купоны, премии, конкурсы).
Концепция активного маркетинга базируется на анализе рынков и запросов потребителей.