Оценка нематериальных активов с помощью коэффициента Тобина

Категория интеллектуального капитала возникла в результате стремления к более полному учету основных факторов, участвующих в производстве на информационной стадии развития экономики, наряду с физическим капиталом и трудом. В условиях информационного общества интеллектуальный капитал признается ведущим ресурсом, наличие и использование которого является основой деятельности любого индивида, любого экономического субъекта и влияет на его эффективное функционирование. Значимость данного фактора производства возрастает с каждым днем, поскольку в современном мире приоритет отдается интеллектуальной (творческой) деятельности индивидов. Основная цель оценки интеллектуального капитала - обеспечить устойчивое развитие организации.

Интеллектуальный капитал представляет собой основу для будущего роста. Поэтому оценка интеллектуального капитала помогает формировать долгосрочную стратегию организации в постоянно меняющейся внешней обстановке. Обычно оценка интеллектуального капитала имеет большое значение для тех предприятий, которые осуществляют свою деятельность в какой-то высокотехнологичной отрасли. Если компания уже давно работает на рынке, известна и завоевала хорошую репутацию, то стоимость нематериальных активов может составлять существенную долю ее общей стоимости. К сожалению, в практике российского бизнеса стоимость нематериальных активов часто недооценивают. А между тем знание их стоимости и умелое использование может значительно укрепить положение фирмы на рынке. Поэтому так важно правильно оценивать интеллектуальный капитал. Понимание особенностей понятия интеллектуальный капитал и соответственно его оценки необходимо и определяется с помощью структуры интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал - знания, навыки и производственный опыт конкретных людей, а также нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов [6].

Интеллектуальный капитал имеет определенную структуру, классически выделяют три элемента, где может быть сконцентрировано знание: 1) Человеческий капитал – это знания, творческий и интеллектуальный потенциал, личные качества, моральные ценности, умения и навыки, лидерство, культура труда, которые используются для получения дохода организацией либо индивидом. Причем это не простая совокупность знаний и качеств каждого конкретного сотрудника: в коллективной работе проявляется синергический эффект, многократно увеличивающий эффективность индивидуальных решений. Человеческий капитал принципиально не может являться собственностью организации, так как является неотъемлемой частью личности сотрудника. Организация может лишь стремиться к извлечению максимально возможной выгоды из работы каждого сотрудника, пока он работает на нее. Для достижения этой цели крайне важны такие стороны управления, как эффективное лидерство, мотивация сотрудников, управление изменениями и так далее [5]. 2) Потребительский капитал организации – это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями. Потребительский капитал обеспечивает потребителям, клиентам возможность продуктивного, удовлетворяющего их потребности общения и взаимодействия с персоналом организации. Потребительский капитал часто понимается как «капитал отношений». В этом смысле он включает в себя контракты и соглашения, репутацию, бренд, товарные знаки, каналы распределения продукции и портфель заказов, отношения с клиентами. Так, деловая репутация организации, складывающаяся из ее этических норм и норм поведения, социальной ответственности, представляет собой рыночную категорию. Если организация пользуется доверием, она может продавать продукты по более высоким ценам, увеличивать объемы продаж, пользоваться высокой лояльностью клиентов и сотрудников, привлекать для трудоустройства лучших специалистов. Символом деловой репутации часто выступают товарные знаки и бренды.

Маркетинговая стратегия – также часть потребительского капитала организации: выбор целевых рынков, создание отличительных преимуществ, стимулирование лояльности потребителей, базы данных о клиентах и их анализ, call- центры для потребителей [5]. 3) Организационный капитал включает технологии, процедуры, системы управления, культуру, техническое и программное обеспечение, патенты, организационные формы и структуры. Иными словами, это способность организации отвечать требованиям рынка, и то, как она использует свой человеческий капитал. Организационный капитал большей частью находится в собственности организации и может быть объектом купли-продажи. Чтобы оставаться успешной организации необходимо регулярно пересматривать свой организационный капитал. Это подразумевает как масштабную исследовательскую деятельность, так и постоянное развитие корпоративной культуры, которая также является частью интеллектуального капитала. Корпоративная культура имеет своей основой некий свод понятий, известный и ясный всем сотрудникам: это ценности, миссия, видение, нормы поведения и коммуникации, символы, способы ведения дел и так далее. Наличие всего этого помогает выбрать общее направление движения организации в будущее в соответствии с ее системой целей, создает имидж организации. Вид организации определяет ее типичных клиентов и партнеров, ту нишу, которую она занимает на рынке [5]. Существуют и иные модели структуры интеллектуального капитала, например, разделение его на внешнюю структуру (соответствует потребительскому капиталу), внутреннюю структуру (организационный капитал) и индивидуальные компетенции (человеческий капитал).

Также можно условно разделить интеллектуальный капитал на собственно интеллектуальный – к нему относятся знания, информация, технологии и т. п. – и эмоциональный, то есть эмоции, ценности, символы, культура, репутация, философия компании и так далее. Следует понимать, что такое разделение интеллектуального капитала на элементы достаточно условно, так как в реальности они не обособлены, а существуют совместно, создавая синергетический эффект, и тогда просходит перекрестное влияние одних видов нематериальных активов на другие. На рисунке представлено взаимодействие основных элементов интеллектуального капитала. Вышеперечисленные особенности составляющих интеллектуального капитала требуют объективной комплексной оценки. Элементы интеллектуального капитала удобно оценивать по частям, тем не менее не забывая об их взаимодействии. Так, для оценки человеческого капитала можно рекомендовать следующие показатели [4]: ¾ состав человеческих ресурсов фирмы и качество управления ими; ¾ степень удовлетворенности персонала; ¾ объем продаж в расчете на одного работающего; ¾ добавленная стоимость в расчете на одного занятого; ¾ уровень образования персонала; ¾ опыт персонала, число лет работы в рамках данной профессии; ¾ затраты на обучение одного работающего; ¾ количество рабочих дней в году, потраченных на повышение квалификации; ¾ текучесть персонала.

В процессе измерения интеллектуального капитала основной акцент делается на тех показателях, которые позволяют достичь устойчивого роста конкурентоспособности организации, и ее капитализации. Оценка интеллектуального капитала подразумевает использование специальных методов. Традиционные методы экономических оценок и измерений, базирующиеся на принципах бухгалтерского учета, перестали быть адекватными в современной российской практике. Патенты, лицензии учитываются в бухгалтерской документации в соответствии со стоимостью их регистрации, а не реально стоимостью. Кроме того, происходит ошибочное разделение инвестиций и затрат, например, расходы на обучение персонала считаются затратами, в то время как по сути они являются долгосрочными инвестициями. Помимо этого, большое количество совокупного капитала организации вообще никогда не фигурируют в бухгалтерских балансах – например, связи с потребителями, базы данных, квалификация персонала. В целом, метод бухгалтерского учета основан на презумпции аддитивности всех величин, а элементы интеллектуального капитала имеют неаддитивную природу. Таким образом, метод бухгалтерского учета не может эффективно применяться к оценке интеллектуального капитала. Она требует переосмысления возможностей применения традиционных методов учета и применения новых. Такие исследователи как Л. Эдвинссон, М. Мэлоун, К. Свейби, Т. Стюарт, Э. Брукинг и другие, разработали ряд методов для оценки интеллектуального капитала. В литературе представлены четыре основные группы методов оценки интеллектуального капитала [7]: 1) Методы прямого измерения интеллектуального капитала (Direct Intellectual Capital methods – DIC) основываются на идентификации и оценке в денежных величинах отдельных активов или ее компонентов, после чего выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании. 2) Методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods – MCM), когда вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов. К этой группе относится, например, коэффициент Тобина.

Коэффициент Тобина – отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов). Суть применения этого коэффициента в следующем: если цена компании существенно больше цены ее материальных активов, это значит, что нематериальные активы оценены по достоинству. Под такими активами подразумевается талант персонала, управляющие системы, менеджмент, бренд. Приобретая компанию, покупатель платит не столько за ее материальные активы, сколько за интеллектуальный капитал. В успешных, развивающихся организациях коэффициент Тобина высок и продолжает расти. Высокое значение указывает на возможность достоверной оценки экономического эффекта инноваций и соответствующих продаж на ранней стадии инновационного цикла. Значение коэффициента Тобина меньше единицы свидетельствует о проблемах в организации: например, она может быть оценена неадекватно, или это может демонстрировать ее низкую конкурентоспособность. Сегодня для большинства компаний значения коэффициента Тобина колеблются от 5 до 10. Для наукоемких фирм этот коэффициент еще больше. Для отдельных компаний, действующих в сфере производства программного обеспечения и интернет-технологий, коэффициент Тобина может достигать нескольких сотен.

Также можно отметить, что исследование такого направления экономики, как интеллектуальный капитал, чрезвычайно актуально для нашей страны. И в условиях рынка грамотное управление именно этой составляющей компании может значительно повысить эффективность бизнеса и обеспечить отрыв от конкурентов.

Контрольные вопросы

  1. Концепция инженерного маркетинга.
  2. Понятие наукоёмкой и высокотехнологичной продукции. Понятие НТНВ.
  3. Комплекс инженерного маркетинга 9Р.
  4. Инженерные решения по комплексу инженерного маркетинга.
  5. Структура рынка НТНВ.
  6. Значимость интеллектуальной продукции в бизнесе организации.
  7. Оценка нематериальных активов с помощью коэффициента Тобина.

Наши рекомендации