Структура себестоимости и методика калькулирования затрат на оказание платных услуг
В производстве платных продуктов и услуг учреждения культуры использует разнородные ресурсы и различные технологии потребления, то есть несет определенные издержки.
Затраты (или издержки производства) представляют собой себестоимость всех используемых в процессе оказания услуги материалов и ресурсов. Понятие затрат тесно связано с экономической категорией для определения величины затрат.
«Себестоимость - денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, часть стоимости». Состав затрат, включаемых в себестоимость и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли (дохода).
В алгоритме расчета рыночной цены платной услуги, независимо от выбранного учреждением культуры метода ЦО, главным этапом является оценка затрат (издержек производства). В практике платной деятельности учреждений культуры используются разные способы группировки произведенных затрат, оценка наиболее часто при формировании прейскурантов услуг, калькулировании, ведении сметной и отчетной финансовой документации применяются группировки затрат по:
- экономическим элементам;
- отношению к технологическому процессу;
- способу отнесения на себестоимость.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (с 2001г. - единый социальный налог), прочие затраты.
Наряду с уже рассмотренной группировкой затрат по экономическим элементам существует их группировка по отношению к техническому процессу, согласно которой они делятся на основные и накладные затраты.
Основные затраты непосредственно связаны с оказанием услуг.
Накладные, как правило, включают расходы по обслуживанию процесса производства:
1. общехозяйственные - затраты на содержание помещения и оборудования, почтовые, канцелярские и др.;
2. административно-управленческие - на планирование, учет и контроль, организацию труда;
3. общепроизводственные и коммерческие.
Кроме того, по способу отнесения издержек на себестоимость услуги различаются затраты прямые и косвенные. Именно такая группировка использована в характеристике затратного метода определения цены.
Прямые затраты возникают непосредственно в процессе оказания платных услуг и относятся сразу (прямо) на соответствующие услуги в полном объеме (сумме), в то время как косвенные (распределенные) затраты распределяются между объектами калькуляции пропорционально какому-либо признаку.
Знание структуры себестоимости услуг, классифицируемых по различным основаниям, создает необходимые условия для правильного оформления разнообразных документов, грамотного составления финансово-экономического обоснования требуемых денежных ресурсов, калькуляций и смет.
Калькуляция - это способ (метод) определения затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы изделий на отдельные виды производства. Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция широко используется в процессах бухгалтерского учета и при формировании прейскуранта продукции или услуг.
В калькуляционный лист включают назначение услуги, указание на единицу измерения, а так же наименования статей калькуляции и сумм.
Для обоснования прямых (основных) затрат на единицу продукции, работы, услуги КПУ ведется технологическая карта, в которой указываются не только все операции по производству платных услуг, но и требуемый для них уровень квалификации (разряд и квалификационно-должностные характеристики), оснащение рабочего места - оборудование и материалы, используемые для их оказания.
Несмотря на наличие общих подходов к формированию содержания квалификационного листа, имеются определенные различия в формировании его правового статуса. В определенной части КПУ, получивших юридическую и хозяйственную самостоятельность, калькуляции утверждают директор и главный бухгалтер. Однако, значительная часть учреждений культуры все еще согласовывает и утверждает калькуляции в вышестоящих организациях, региональных и муниципальных органах управления, которые, как правило, являются активными участниками в процессе ЦО.
В упрощенном варианте формулу расчета цены услуги или продукции осуществляемых УК, можно представить следующим образом:
С(ПЛ) = З(Д) : Н(В) + С(Т)
Ц(ЕД) = С(ПЛ) + К или Ц(ЕД) = С(ПЛ) х К : 100%
Ц(СУМ) = Ц(ЕД) х И(Н), где
С(ПЛ) - плановая себестоимость единицы выработки,
З(Д) - средняя дневная заработная плата исполнителя,
Н(В) - средняя дневная норма выработки (на одного сотрудника),
С(Т) - средние материальные затраты на техническое оформление (обслуживание) единицы выработки,
Ц(ЕД) - устанавливаемая (планируемая) цена за единицу выработки)
К - повышающий коэффициент (%) прибыли, коэффициент рентабельности,
Ц(СУМ) - сметная (суммарная) цена планового продукта или услуги,
И(Н) - итоговое исполнение услуги или продукта (объем работ).
Популярной остается методика расчета цен по формуле «издержки+ прибыль». Однако, эта простая формула не может гарантировать прибыль, потому что оценка прибыли и убытков зависит от оценки объема реализации продукта или услуги; а это объем, в свою очередь, помимо всех прочих факторов, - от того, на сколько верно установлены цена.
Осуществлять научно обоснованную ценовую политику помогает комплекс методов, объединенных термином «ценовой маркетинг».
Процесс разработки стратегии ценообразования услуг, в том числе и в сфере культуры, включает в себя следующие этапы:
I. Цель ценового предложения (выживание, максимизация текущей прибыли, текущих расходов);
II. Оценка реализации услуги при каждом возможном уровне цен (чем больше спрос, тем выше цена);
III. Уровень издержек при различных объемах оказания услуг (цена билет на зрелищное мероприятие зависит от величины зрительного зала; стоимость групповых занятий в кружке изучения иностранных языков ниже, чем индивидуальные занятия);
IV. Наличие конкуренции в оказание определенной услуги;
V. Выбор метода ЦО.
Анализ процесса ЦО позволяет выявить три наиболее опасные ошибки, становящиеся причиной потери интереса потребителя к определенной услуге:
1. Снижение качества услуги в погоне за увеличением прибыли и сокращением затрат на ее осуществление;
2. Повышение цен без достаточных на то причин (когда причина повышения цены на услугу не имеет ничего общего с потребностью в ней);
3. Частное и значительное изменение скидок на услугу (потребители перестают доверять ценовой политике производителя услуги).