Тема: Маркетинг в здравоохранении. Основы рыночных отношений в здравоохранении. Ценообразование в здравоохранении. Организация платных медицинских услуг
1.Сущность и основные понятия маркетинга.Концепции маркетинга. Роль информации в маркетинговых исследованиях.
2.Маркетинг в здравоохранении. Цели, функции, принципы маркетинга. Основные направления маркетинговой деятельности в здравоохранении.
3.Рынок медицинских услуг. Виды и особенности медицинских услуг. Основные характеристики рынка медицинских услуг.
4.Ценообразование в системе маркетинга. Методы формирования цены на медицинские услуги. Себестоимость медицинской услуги. Проблемы ценообразования в условиях рынка. Виды цен.
5.Функции цен. Группы цен. Основные положения по определению цены медицинской услуги.
6.Порядок формирования тарифов на платные медицинские услуги. Организация платных медицинских услуг.
7.Распределение доходов и расходов от платных медицинских услуг.
1.Сущность и основные понятия маркетинга. Концепции маркетинга. Роль информации в маркетинговых исследованиях.
Маркетинг – социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя.
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Маркетинговая деятельность возникла с момента появления обмена, но систематическое формирование принципов маркетинга началось на рубеже 19-20 веков.
Выделяют три области маркетингового действия:
- потребительский маркетинг;
- индустриальный маркетинг;
- социальный маркетинг.
Любой вид маркетинга – это маркетинг идеи. Если речь идет об идее общественного характера, то такой маркетинг называют общественным, или социальным. С учетом этого, маркетинг – это разработка, претворение в жизнь и контроль выполнения программ, цель которых – добиться восприятия целевой группой социально значимой идеи.
Таким образом, конечная цель социального маркетинга – долгосрочное благополучие потребителей, а не просто удовлетворение их краткосрочных нужд.
Для понимания сути маркетинга рассмотрим следующие термины:
Нужда – чувство осязаемой человеком нехватки чего-либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих потребностей и ресурсов.
Товар – всё, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования, потребления.
Существует пять основных подходов, на основе которых организации могут вести свою маркетинговую деятельность.
1. Концепция совершенствования производства.
Эта концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к тем товарам и услугам, которые широко распространены и доступны по цене. В связи с этим усилия руководства должны быть направлены на совершенствование производства и рост эффективности системы распределения. Применение концепции целесообразно в 2-х ситуациях:
- когда спрос на товар или услугу превышает предложение и следует искать способы увеличить производство;
- когда себестоимость товара или услуги слишком высока, и её необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.
2. Концепция совершенствования товара.
По этой концепции, потребители будут благосклонны к товарам и услугам наивысшего качества, с лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно, усилия производителя должны быть направлены на постоянное их совершенствование. Например, в прошлом шприцы, системы для переливания крови, иглы и другой медицинский инструментарий применялись многократно, проходя повторную стерилизацию. Развитие вируса СПИДа показало некачественность этих услуг и заставило медицинскую промышленность переходить на выпуск одноразовых инструментов.
3.Концепция интенсификации коммерческих усилий.
Концепция утверждает, что потребители не будут покупать товары (услуги) организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
4. Концепция целевого маркетинга.
Концепция утверждает, что залогом успешной деятельности организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков, обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Целевой маркетинг – сосредоточенность на нуждах покупателя.
5. Концепция социально-этичного маркетинга.
Данная концепция исходит из того, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Этой концепции придерживаются, например, предприятия, выпускающие экологически чистые продукты питания, при потреблении которых негативное влияние на здоровье сведено к минимуму.
Концепция требует от участников рынка увязки в рамках политики маркетинга 3-х факторов:
- извлечения прибыли,
- удовлетворения покупательской потребности,
- благосостояния общества.
В ходе маркетинговых исследований организация нуждается в огромном количестве информации. В систему маркетинговой информации входят четыре вспомогательные системы:
1. Система внутренней отчетности - отражает показатели внутреннего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, денежной наличности и др.
2. Система сбора внешней текущей информации – информация о событиях, происходящих в коммерческой среде.
3. Система по сбору информации, актуальной с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркетинговой проблемы.
4. Система анализа маркетинговой информации, использующая современные методики статистической обработки данных.
Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Этапы маркетингового исследования:
1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.
2. Отбор источников информации.
3. Сбор информации.
4. Анализ собранной информации.
Вывод из совокупности данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявление разного рода взаимосвязей.
5. Представление полученных результатов.
Методы сбора информации:
- наблюдение;
- эксперимент;
- опрос.