Проблемы рыночных отношений в здравоохранении.

Естественно, что здравоохранение имеет свои особенности, предпола­гающие главенство медицинских результатов над финансовыми. И в этом смысле сфера действия рыночных отношений в здравоохранении несколько ограничена. Речь идет о необходимости четкого разграничения сфер, где достижение наилучших медицинских показателей возможно на экономиче­ской основе, и сфер, где этого необходимо добиваться административными, общественными и другими мерами.

Следует иметь в виду, что здравоохранение, как специфическая сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы не сможет, очевидно, целиком и полностью ориентироваться только на рыночные отношения (по край­ней мере сейчас). Будут оставаться социально значимые виды медицинской помощи, которые должны субсидироваться государством - борьба со СПИ­Дом, туберкулезом, эпидемиями, инфекционными заболеваниями и т.д.

Не может быть в современном здравоохранении чисто рыночных от­ношений и в силу присутствия в качестве монополиста государства. При всем желании, тех или иных мер государственного регулирования здраво­охранения не избежать.

Наконец, для того, чтобы экономические отношения в здравоохранении были чисто рыночными, должно быть достигнуто совпадение субъекта, оплачивающего медицинские услуги, и потребителя этих услуг. Другими словами, при чисто рыночных отношениях каждый должен из своего карма­на оплачивать оказанную ему услугу. Однако, в системе охраны здоровья существует большое число общественно потребляемых услуг (в первую очередь речь идет о комплексе профилактических мероприятий и деятель­ности учреждений санитарно-эпидемиологического надзора), которые не могут и не должны оплачиваться и потребляться кем-либо индивидуально.

Понятие «рынок в здравоохранении» включает в себя целую систему отдельных взаимосвязанных рынков (структура рынка):

1. Рынок лекарственных препаратов

2. Рынок труда медицинского персонала

3. Рынок научных медицинских разработок

4. Рынок медицинского оборудования и техники

5. Рынок ценных бумаг

6. Рынок страховых услуг

К инфраструктуре рынкаотносятся:

1. Кредитные учреждения и банки

2. Эмиссионная система

3. Аукционы, ярмарки и другие формы небиржевого посредничества

4. Специальные рекламные и информационные агентства

Рынок вообще, в том числе в здравоохранении, выполняет ряд сущест­венных функций. Функции рынка:

Информационная. Через меняющиеся цены рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве услуг, другой продукции, поставляемой на рынок.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить взаимовыгодность их деятельности.

3. Ценообразующая. На рынок поступают услуги одного назначения, но различающиеся по затратам. Рынок признает лишь те затраты, которые соответствуют условиям предоставления основной массы услуг данного вида, именно их согласен оплачивать потребитель.

4. Регулирующая. Через конкуренцию рынок регулирует снижение затрат на единицу оказываемых услуг, повышение их качества, поощряет на­учно-технический процесс.

Здравоохранение, как сложная система, включающая ряд подсистем, имеет многообразные по содержанию, взаимному расположению, иерархии экономические связи. Их можно объединить в несколько групп.

Прежде всего, это связь но линии: медицинское учреждение- госу­дарство.В современных условиях медицинские учреждения не всегда яв­ляются субъектами государственной собственности, государство не в пол­ной мере финансирует медицинские учреждения, которые остаются в его собственности.Медицинское учреждение интересует государство как нало­гоплательщик.

В условиях рынка развиваются связи по линии: медицинское учреж­дение - партнеры.Партнерами являются поставщики различных матери­альных условий деятельности в здравоохранении: лекарственных препара­тов, медицинского оборудования, и др. В настоящее время медицинским учреждениям самим приходится искать партнеров, которые согласятся осу­ществить необходимые поставки по ценам, приемлемым для обеих сторон. Особую группу партнеров составляют финансово-кредитные учреждения, а также учебные заведения, готовящие кадры.

Связь по линии медицинские учреждении - аналогичные им учреж­денияпредполагает как совместные решения однотипных проблем в произ­водстве медицинских услуг, так и конкурентную борьбу.

Большое значение приобретает в последнее время развитие связи по ли­нии: медицинское учреждение - потребитель медицинских услуг.Среди прочего, если раньше пациент рассматривался как «клинический случай», то в настоящее время он рассматривается как потенциальный источник прибы­ли ЛПУ со всеми вытекающими отсюда возможными последствиями в об­ласти дифференциации пациентов. Сам же пациент думает не только о своей болезни, но и о затратах на лечение.

65. Спрос и предложение. Факторы, влияющие па уровень спро­са на медицинские услуги и уровень их предложения. Точка ры­ночного равновесия.

Спрос - это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период по определенной цене. Спрос зависит от ряда факторов:

1. Цена - при снижении цены спрос увеличивается

2. Уровень доходов населения - чем выше доход, тем больше возможно­стей получать медицинские услуги

3. Демографическая ситуация (численность населения - количество по­тенциальных пациентов, изменения в структуре населения, например. постарение населения увеличивает спрос на медицинское обслуживание и лекарства)

4. «Форсирование спроса» на медицинские услуги со стороны врачей (их диагнозы и рекомендации способны изменять спрос)

5. Изменение «вкусов» пациентов (мода на определенные пластические операции увеличила спрос на этот вид медицинских услуг).

Предложение - что количество медицинских услуг, которое врачи мо­гут оказать за определенный период времени населению.

На предложение медицинских услуг оказывают влияние следующие факторы:

1. Изменение цены: по мере роста цен производители предлагают пациен­там большее количество услуг и большее количество производителей согласны оказывать данные услуги. При падении цены соответственно уменьшается количество производителей, представленных на этом рын­ке, и уменьшается количество оказываемых услуг.

2. Совершенствование медицинского оборудования и техники (ввод более совершенного оборудования снижает издержки, что ведет к оказанию большего количества услуг)

3. Появление на рынке новых медицинских услуг, оказываемых конкурен­тами - увеличивает их предложение

4. Количество медицинских работников - чем их больше, тем больше предложение медицинских услуг

5. Повышения ставок налогов ведут к снижению предложения и т.д.

В результате пересечения интересов потребителей и производителей формируется точка рыночного равновесия, т.е. ситуация при которой спрос равен предложению. Цена в этой точке устраивает наибольшее коли­чество производителей и потребителей медицинской услуги.

66. Цена как экономическая категория. Цена спроса и цепа пред­ложения. Их влияние на уровень спроса и предложения. Рыноч­ная цена.

Цена- это денежное выражение стоимости услуг. Она формируется под воздействием спроса и предложения, т.е. в результате взаимодействия пациента и производителя.

Механизм действия рыночных отношений предполагает режим свобод­ной конкуренции. Это значит, что на рынке множество потребителей услуг. При этом потребитель располагает определенным объемом совокупного денежного дохода, предназначенного для оплаты полученных медицинских услуг. Пациенты, желающие получить медицинские услуги, предлагают за них такие цены, которые соотносятся с их доходом. Это. так называемая. цена спроса.Цена спроса - это та максимальная цена, по которой пациент согласен получить данную услугу. Выше цены спроса рыночная цена под­ниматься не может, т.к. у пациентов нет больше денег для оплаты услуги.

Производителем руководит в условиях рынка желание оказывать услу­ги по наиболее высоким ценам. В результате образуется цена предложения. Цена предложения— это та минимальная цена, по которой производители еще готовы оказывать данную услугу пациентам.

Рыночная ценане должна опускаться ниже цены предложения, потому что тогда предпринимательская деятельность окажется неэффективной. Цена предложения на медицинские услуги должна окупать затраты на их оказание и приносить прибыль. В результате пересечения интересов потре­бителей и производителей формируется точка рыночного равновесия.Цена в этой точке устраивает наибольшее количество производителей и потребителей медицинской услуги и, поэтому, она получила название «рав­новесная цена».

Особенностью равновесной цены является ее эластичность: если под влиянием некоторых факторов произойдет повышение спроса при неизмен­ном предложении, или снижение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет; если при неизменном предложении произойдет снижение спроса, или возрастет предложение при неизменном спросе, то цена снизит­ся. В результате достигается оптимальный объем производства, соответст­вующий возможностям потребления.

67. Ценообразование в здравоохранении. Принципы ценообра­зования. Стоимость, себестоимость и прибыль.

Цена - это денежное выражение стоимости медицинской услуги. Стоимость медицинской услуги - это количество труда, вложенное в ока­зание медицинской услуги определенною качества.

Общественное здоровье и здравоохранение Стомат. ф-т

Ценообразование в системе здравоохранения является довольно слож­ным вопросом по ряду причин:

1) Относительная новизна вопроса

2) Существуют определенные трудности при расчете тарифов на меди­цинские услуги в связи с особенностью ведения бухгалтерского уче­та в бюджетной сфер в учреждениях здравоохранения

3) Отсутствует отдельный учет по услугам, службам внутри отделения

4) Медицинское учреждение имеет сложную структуру. Нельзя ис­пользовать одинаковую систему ценообразования для стационара, поликлиники итд.

5) Сложность отношения тех или иных видов затрат к стоимости ме­дицинских услуг в медицинском учреждении.

6) Существование различных принципов расчета между медицинскими учреждениями и другими организациями, при обмене услугами с пациентом

Общие принципы ценообразования:

1. Цена должна отражать общественно необходимые затраты на оказание медицинских услуг, их потребительские свойства и качества

2. Цены должны обеспечивать получение прибыли медицинским учрежде­нием для оказания дополнительных медицинских услуг

3. Цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на каждый вид медицинской услуги

4. Цены должны носить противозатратный характер и стимулировать улуч­шение качества услуг

В здравоохранении несмотря на переход к рыночным отношениям цены на медицинские услуги формируются не по принципу спроса и предложе­ния, а отражают затраты медицинского учреждения на оказываемые меди­цинские услуги.

Стоимость это количество труда, вложенного в оказание медицин­ской услуги определенного (заданного) качества. При этом процесс оказа­ния услуги совпадает с процессом реализации.

Цена медицинской услуги складывается из двух частей:

1) Себестоимость - выраженные в денежной форме материальные затраты -и оплата труда в медицинском учреждении в расчете на единицу меди­цинских услуг. Себестоимость показывает, во сколько обходится меди­цинскому учреждению данная услуга.

2) Прибыль

Структура себестоимости (С/С):

1. Заработная плата (Зп) - годовой фонд заработной платы с начисления­ми на социальное страхование

2. Гадовой износ основного оборудования с учетом срока службы (О)

3. Годоиог/ износ дополнительного оборудования с учетом срока службы (Од)

4. Годовой износ медицинского инструментария с учетом срока службы (И)

5. Стоимость медикаментов, реактивов, потребленных медицинским учреждением на оказание определенной медицинской услуги (М)

6. Стоимость мягкого инвентаря (в основном белье) с учетом. срока службы (Б)

7. Расходы на питание (П)

8. Прочие расходы (Пр)

Таким образом С/С =П+Пр

Прибыль рассчитывается, исходя из уровня рентабельности, который в здравоохранении составляет 20-25 %, т.е. Прибыль = С\С х 0.25

Ценаскладывается из себестоимости и прибыли. Таким образом цена определяется по формуле: цена= С/С + (С/С х 0.25)

68. Виды цен и методы ценообразования в здравоохранении.

Существует три основных метода ценообразования:

1. Затратное ценообразование

2 Ценностное

3. Следование за конкурентом

Затратное ценообразование— метод ценообразования, применяющий в качестве отправной точки фактические затраты (издержки) фирмы на про­изводство и реализацию медицинской услуги. В этом случае величин)' за­трат на единицу продукции возможно определить только после того, как цена будет установлена. Это обусловлено тем, что установленная цена влия­ет на объем продаж услуги, и, как следствие, на возможный объем се произ­водства. Затраты на единицу при этом зависят напрямую от объема произ­водства. В этом заключен недостаток данного метода, однако, на нынешнем этапе функционирования медицинских учреждений он оправдан и является распростра! генным.

Ценностное ценообразование- метод ценообразования, обеспечи­вающий фирме получение большой прибыли за счет оптимального соотно­шения ценность услуги /затрата на нее.

Следование за конкурентом- метод ценообразования, при котором молодая (недавно возникшая) фирма не тратит силы на разработку страте­гии и тактики ценообразования, ориентируется на цены фирм-конкурентов, считая, что последние в своей деятельности не будут работать себе в убы­ток.

Наши рекомендации