Направления повышения конкурентоспособности
Повышение конкурентоспособности предприятия является многофакторным процессом, подлежащим стратегическому управлению, ориентированному на ряд важнейших принципов.
Во-первых, это принцип системности, в соответствии с которым поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом, каждый элемент влияет на нее во взаимодействии хотя бы еще с одним элементом, нет элементов, которые влияли бы на систему независимо от других элементов, систему нельзя разделить на независимые части, а в целом она обладает свойствами, которые отсутствуют у ее частей. Для раскрытия сущности повышения конкурентоспособности предприятия показатели, характеризующие различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему.
Во-вторых, это принцип комплексной оценки факторов. Каждый показатель системы характеризует влияние на рассматриваемый процесс какого-либо фактора или группы факторов. Соответственно дополняющие друг друга показатели должны строиться с учетом комплекса факторов, обусловливающих конкурентоспособность предприятия.
В-третьих, это принцип функциональной направленности управления процессом повышения конкурентоспособности предприятия, предполагающий использование показателей, характеризующих различные функции: планирование организаций, учет и контроль, мотивирование и стимулирование, координацию и регулирование.
Четвертый принцип - учет специфики производства. Система должна включать в себя показатели, характеризующие отраслевые особенности производства и их влияние на конкурентоспособность.
В соответствии с пятым принципом иерархичности показателей они должны быть ранжированы по их значению - от общих к частным. К первым относятся сводные, обобщающие показатели, обеспечивающие полную, интегральную характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия. Частные показатели должны дополнять их, учитывая влияние на исследуемый процесс особенностей деятельности предприятия.
Шестой принцип - принцип информационного обеспечения. Система должна содержать такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся (в действующих формах учета и статистической отчетности) информацией, обладающей достаточной достоверностью. Показатели, полученные в результате абстрактных построений или экспертным путем, на наш взгляд, мало способствуют управлению процессом повышения конкурентоспособности.
Следующий принцип - обеспечение сопоставимости. Необходима сопоставимость показателей по их характеристикам, методам получения информации, единицам измерения и способам расчета.
Наконец, важным принципом является принцип непрерывности, предполагающий корректировку тех или иных показателей системы либо включение в нее дополнительных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования и окружающей его конкурентной среде. Такая корректировка должна иметь дискретный характер и осуществляться только по результатам использования системы показателей. Для повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта первая группа факторов является во многом определяющей, поскольку состояние и качество средств и предметов труда, степень их использования, уровень механизации и автоматизации производства, применяемых технологий напрямую влияют на операционную эффективность деятельности предприятия. Совершенствование этих факторов в результате использования научно-технических достижений и осуществления инновационных преобразований - основное условие повышения конкурентоспособности предприятия.
Организационно-управленческая подсистема факторов, предусматривающая использование и таких форм организации производства, как концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование - также одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности предприятия.
Это относится и к финансово-экономической подсистеме, поскольку от того, насколько предприятие ориентировано на достижение конечных результатов, эффективное использование сырья, материалов, живого труда, производственных мощностей, от интенсивности оборота его капитала, уровень его конкурентных возможностей зависит напрямую.
Отраслевая подсистема факторов характеризует внешние условия функционирования хозяйствующего субъекта, которые формируют возможные конкурентные преимущества предприятия и влияют на процесс повышения его конкурентоспособности. Эти условия определяются потребностью в отраслевом товаре и его эксклюзивностью, наличием доступа к качественному сырью и конкурентоспособностью поставщиков, общим уровнем отраслевой концентрации, специализации и кооперирования производства, качеством информационной и нормативно-методической базы управления в отрасли, степенью унификации, стандартизации и сертификации ее продукции, системой подготовки и повышения квалификации кадров, внедрением радикальных новшеств (патентованных товаров и технологий, современных информационных систем и т.п.), долей экспорта наукоемкой продукции и т.д. Перечисленные отраслевые факторы служат платформой деятельности хозяйствующих субъектов, в значительной мере предопределяя направления совершенствования техники, технологии, организации и управления производством на каждом предприятии.
Рыночная подсистема с учетом особенностей отраслевой подсистемы, в конечном счете, при правильном использовании соответствующих факторов делает предприятие действительно конкурентноспособным. Только за счет этих факторов можно обеспечить заинтересованность крупных инвесторов и финансовых посредников в его деятельности, воздействовать на процесс изменения предпочтений покупателей и клиентов, иметь отлаженную систему распределения производимой продукции, эффективную систему стимулирования ее сбыта и послепродажного обслуживания.