Предмет психологии в культурно-исторической теории и деятельностном подходе.
Культурно-исторический подход изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода Л. С. Выготский. Первый описал знак, который лежит в основе высших психических функций. По его мнению, именно слово-знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. Он даже повторил чей-то афоризм: «Речь думает за человека». Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность.
Вначале человек был неотделимой частью окружающей природы, которая «шлифовала», по выражению автора, его «натуральные» (врожденные, не требующие волевых осознанных усилий) свойства, дающие ему возможность просто выживать, приспосабливаться к среде. Затем он сам стал воздействовать на природу через орудия труда, вырабатывая у себя высшие психические функции («культурные»), позволяющие ему осуществлять осознанные действия. В качестве орудий еще психологические знаки. Знаком могла служить палка, воткнутая в землю и указывающая направление движения. Это могли быть зарубки на деревьях . процесс трансформаций внешних средств - знаков (палок-указателей, зарубок, чужих звуков) во внутренние (внутренняя речь, образы представления, образы воображения) получил название интериоризации.
Говорит о зонах развития – то поле деятельности, познания, которое доступно человеку. ЗАР и ЗБР.
Леонтьевым была предложена схема структуры деятельности (деятельность — действие
— операция), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие). На основе предложенной схемы изучались высшие формы психических процессов, мышление. Для понимания сущности деятельностного подхода к личности важно отметить, что: эта форма активности для отдельно взятого человека не является генетически наследуемой. деятельность предметна, она воплощается в ее продуктах, в ней отражаются знания, умения, язык, ценности, накопленные человечеством; деятельность субъектна, так как подчинена потребностям, мотивам и целям индивида (субъекта); средством освоения деятельности является процессы интериоризации.
Личность рассматривается как совокупность социальных характеристик (свойств, качеств), которые человек приобретает в предметной деятельности, выполняя полезную общественную роль с позиций своего положения в обществе. Социальная среда, в которой живет человек, занимаясь общественно полезной деятельностью, вступая в деловые и межличностные отношения с другими людьми через общение, есть источник становления его личности.
Леонтьева интересовала деятельность: 1. с помощью деятельности преобразуется этот мир; 2. через деятельность человек формирует себя.
Структуры деятельности: мотивационный компонент (отвечает за побуждение) и операциональный компонент (определенный набор действий).
Мотивационный компонент включает: потребности (физиологическую, социальную, духовно-культурную); мотив (потребность, направленная на предмет); цель; действие; операцию; психофизиологические механизмы.
6. Психология и ее разделы, связь с другими науками.
Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. 1. Психический процесс — активность, динамичность процессов области психики; это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь и представление) и регуляционные (эмоциональные и волевые).
Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение.
Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
2. Психические свойства или особенности – характеристика личности человека; акцентуация характеристик (заостренные черты поведения).
.
3. Психическое состояние —душевное благополучие или неблагополучие человека. Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.
Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д.
1-Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности, взаимодействие личности и социума, формирование и развитие групп.
2-Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти.
3-Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).
4-Психология труда рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности
5-Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства.
6-Психология аномального развития, или специальная психология:
олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.
7-Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей:
индивидуальные, типологические, этнические и др. 8-Математическая психология постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.
9-Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.
Связь с другими науками
1-Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель, но это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга.
2-Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине.
3-Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией - связь мыслей, чувств и установок отдельных людей с феноменами массового сознания.
4-История. Современный человек — есть продукт исторического развития.
5-Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.