Теория личности в деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений

А. Н. Леонтьев

Теория развития личности в человеческой деятельности

1. Личность человека есть формирующееся и развиваю­
щееся в течение индивидуальной жизни человека психоло­
гическое образование.

• Основой личности является совокупность общественных
отношений к миру, в которые включается человек.

• Такие отношения формируются в реализуемых человеком
деятельностях и связях с людьми.

2. Процесс развития личности — это путь от осуществле­
ния деятельности, обеспечивающей поддержание существо­
вания, жизни, к поддержанию своего существования для
осуществления, реализации определенной деятельности.

3. В ходе формирования и развития личности происходит
ряд преобразований.

На внешнем уровне реализации действий и деятельно­стей:

• деятельности и действия, реализуемые субъектом, органи­
зуются в иерархические отношения;

• иерархические отношения между разными видами дея­
тельностей приобретают относительную независимость
от физиологических состояний организма (органиче­
ских потребностей);

• развитие деятельностей ведет к их центрированию вокруг
немногих главнейших (ведущих). Этот процесс опосредст­
вуется сознанием и самосознанием.

На скрытом, психологическом уровне:

• за соотношением деятельностей формируются и изменя­
ются соотношения мотивов;

• иерархия мотивов образует основу личности — сферу лич­
ностных смыслов.

4. Основу индивидуальных личностных особенностей че­
ловека составляет иерархическая организация потребност-
но-мотивационной сферы человека, которая определяет
сферу индивидуальных личностных смыслов.

• Отдельные жизненные отношения, которые реализуются
человеком в действиях, могут отчуждаться, теряя или при­
обретая негативный личностный смысл.

5. Осознание мотивов — это акт установления отношений
мотива данной конкретной деятельности к мотивам деятель­
ности более широкой.

6. Существует два важнейших этапа в становлении лично­
сти человека:

• этап формирования иерархических отношений в мотива-
ционной сфере (после 3 лет);

• этап частичного осознания субъектом собственных моти­
вов (обычно с подросткового возраста).

Смысл и его формирование

1. Смысл представляет собой индивидуальное отношение субъекта к предметам потребности, которое возникает в про­цессе эволюции вместе с возникновением психической ори­ентировки организма в окружающей среде.

• На низших ступенях развития психики животных биологи­
ческий смысл приобретают отдельные ощущаемые свойст­
ва предметов (стадия сенсорной психики).

• На более высокой стадии развития психики животных био­
логический смысл приобретают отдельные целостные пред­
меты (стадия перцептивной психики).



• Еще на более высокой стадии развития психики биологиче­
ский смысл приобретают межпредметные связи, целостные
ситуации (стадия интеллекта).

2. Биологический смысл характеризуется:

• отсутствием постоянного, устойчивого отношения к од­
ним и тем же предметам;

• наличием смысловых отношений не ко всем предметам в
окружающем мире.

3. У человека в процессе общественного развития биоло­
гический смысл предметов приобретает относительную
устойчивость и преобразуется в частично осознаваемые
смысловые отношения (личностные смыслы) через меха­
низмы и элементы общественного и индивидуального со­
знания (см. теорию сознания).

• В общественном сознании фиксируется значение предме­
тов, обеспечивающих устойчивые способы удовлетворе­
ния общественных потребностей.

• Значения отделяются от актуально воспринимаемых пред­
метов и преобразуются в значения слов.

• Такое фиксирование значений в слове исходно реализует­
ся в формах общественного сознания. Значение — катего­
рия общественного сознания.

• Значение связано с операциональной стороной деятельно­
сти, а смысл — с интенциональной.

• С возникновением индивидуального сознания (выделени­
ем «Я») формируются индивидуальные отношения к зна­
чениям — личностные смыслы.

4. Индивидуальные реальные жизненные отношения вы­
ступают для человека как смысл.

• Развитие реальных отношений с миром происходит через
включение человека в новые виды деятельности, которые
определяются объективно-историческими условиями
жизни.

• Включение в различные деятельности ведет к развитию
мотивов.

• Изменения мотивационной сферы ведут к развитию и из­
менению личностных смыслов.

5. Исходно динамика смысла обусловлена динамикой развития деятельности. Смысл порождается включением че­ловека в деятельность и, в свою очередь, начинает ориенти­ровать и направлять деятельность.

• Изменение смысла деятельности — это всегда изменение

личности.

• Чувства есть смысловые обобщения так же, как понятия
есть обобщения значений.

Д. Б. Эльконин

Наши рекомендации