Предмет психологии в психоаназизе, бихевеоризме и гештальтпсихологии.

Бихевиоризм — основоположник этого направления, американский физиолог Дж. Б. Уотсон (1878— 1958) предложил в качестве предмета изучения поведение. Для бихевиористов поведение человека и животных с точки зрения его строения, механизмов и стимулов принципиально не различается.Поэтому в качестве испытуемых использовались животные, в основном крысы и голуби.

Необихевиористы отказались от упрощенного понимания поведения как системы реакций на внешние стимулы. Э. Ч. Толмен (1886— 1959) ввел в бихевиоризм представления об активности, разумности и целесообразности поведения. Организующее и направляющее начало поведения он видел в цели, понимаемой как конечный результат, который должен быть достигнут в итоге практического выполнения организмом системы поведенческих актов.

Особую роль в бихевиоризме внес Б. Ф. Скиннер (1904—1990), который рассматривал поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания. Оперантное обусловливание — особый путь образования условных рефлексов, который заключается в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула, то есть за счет последствий

Гештальтпсихология в Германии среди ученых, имевших фундаментальное образование в области физики и математики. Представители этого направления М.Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967), К. Левин (1890—1947).

Окружающий мир, утверждали они, состоит из организованных форм, и само восприятие этого мира тоже организовано. Гештальтисты начали проводить социально-психологические эксперименты по исследованию личности и межличностного поведения.

Идеи гештальтпсихологов сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии, в частности таких категорий, как восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения.

Психоанализ разработан 3. Фрейдом (1856—1939), который начал с исследования и обобщения психотерапевтической практики, а затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию. Бихевиористы назвали это «черным ящиком», гештальтисты — «молчаливой организацией», а Фрейд ввел понятие «Ид» — «Оно». Человеческое Я представляет собой сферу осознанного, разумного вместилиша внешнего опыта, которое регулируется принципом реальности, но его энергия слаба. Напротив, оно имеет колоссальную психическую энергию, руководствуясь принципом удовольствия.

Предмет изучения – интроспекция – анализ психики.

Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное». Вот несколько имен, известных в мире не меньше, чем имя самого Фрейда.

А. Адлер (1870—1937) —основатель индивидуальной психологии. Главная цель – служить ориентиром. Основные концепции и принципы:

1. чувство неполноценности и компенсация. «исследование неполного органа и его психической компенсации» - один участок психики менее развит => компенсация за счет других участков. Неполноценность органа приводит к впечатляющим достижениям в жизни – комплекс неполноценности. Чувство неполноценности развивается в детстве, когда человек наиболее опирается и зависим от родителей. Социум – социальная окружающая среда. В социуме человек пытается выжить.

2. Стремление к превосходству. Фундаментальный закон человеческой жизни. Рассматривалось без негативных акцентов. Стремление врожденное. Стремление к лучшему из возможного. Каждый человек выполняет эту функцию индивидуально (зависит от стиля жизни).

3. Стиль жизни – способы поведения, черты; жесткая структура, мало меняется. Формируется к 5 годам. Типы личности: управляющий – незначительный социальный интерес, не предлагает заботы другим, установка – превосхождение над другими, напористый; берущий – паразитическое отношение к внешнему миру, нет социального интереса; избегающий – нет активности, нет социального интереса, опасаются проблем и бегут от задач; социально-полезный – воплощение зрелости; высокий социальный интерес, активность, истинная забота о других.

4. Социальный интерес. Люди – социальные создания. Предпосылки врожденные. Особенно важны для социального интереса родители. Чрезвычайно важны взаимоотношения между отцом и мамой (при разводе у ребенка мало шансов на социальный интерес). Чрезвычайная опека гасит интерес. Критика мужем жены – дети теряют уважение к обоим. Социальный интерес – показатель психического здоровья ребенка.

5. Творческое «я». Самый главный конструктор теории, его центр. Отвечает за метод достижения цели жизни. Главная движущая сила для человека.

6. Порядок рождения. Первый – центр мира смещается в сторону следующего малыша. Единственный – «царь в семье». Максимальная забота о нем; эгоцентризм. В семье он значит все, но во внешнем мире он не особенный. Второй (средний) – сложнее всего. Борьба за родительское внимание, прессинг от старшего. Последний – герой – почти не испытывает лишений. Меньше внимание от родителей; может возникнуть чувство неполноценности.

7. Фикционный финализм может быть пагубным.

К. Г. Юнг (1875—1961) — швейцарский психолог (психиатр) и философ, основатель аналитической психологии. два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое — это приобретенный человеком жизненный опыт, второе передается ему по наследству и отражает общественные знания, накопленные человечеством (мифы, впечатления, образы

т.п.

Э. Фромм (1900—1980) — немецко-американский психолог, философ и социолог, представитель гуманистического психоанализа, согласно которому у человека есть два способа существования — обладание и бытие. Активность человека подчинена удовлетворению базовой потребности — обретению единства с миром и с самим собой. Единственно адекватный ответ на проблему человеческого существования Фромм видит в любви — форме человеческих отношений, позволяющей обрести подлинное Я. Выделяет два вида любви: материнская – безусловная и отцовская – условная, ее нужно заслужить.

Российская психология также не избежала мирового кризиса XX в. Основы нового направления в отечественной психологии были заложены выдающимися физиологами И. М. Сеченовым и И.П. Павловым, которые предопределили его естественно-научный характер.

советской психологии в 1920—1930-х гг. Львом Выготским (1896— 1934) при участии его учеников А. Н.Леонтьева и А. Р. Лурия была разработана целостная культурно-историческая теория. Механическая память превращается в память логическую, импульсивное действие — в произвольное. Выготский назвал область своего исследования — изучение искусственно созданных человеком орудий и знаков, благодаря которым возникают высшие психические функции, — инструментальной психологией. Леонтьевым была предложена схема структуры деятельности (деятельность — действие

— операция), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие). На основе предложенной схемы изучались высшие формы психических процессов, мышление. В настоящее время деятельностный подход является одним из влиятельных направлений мировой психологии. Особых успехов представители этого направления добились в сфере обучения и умственного развития, нейропсихологии и психофизиологии.

Таким образом, внутри научной психологии существуют различные подходы к предмету ее исследования. Психология — наука, которая изучает:

• душу как свойство тела

• сознание как способность думать

• поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды

• гештальт как функциональную структуру

• бессознательное как совокупность психических процессов и состояний,

• психику как высшую форму взаимосвязи живых существ с предметным миром,

• психику как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную

Гуманистическая психология. Название было предложено А.Р. Коэном, А. Маслоу (1908—1970). каждый человек обладает врожденными потенциями, которые актуализируются под воздействием социальных условий. Главную роль в изучении человека они отводят его личному опыту.

Наши рекомендации