Отличие психики животных от психики человека.

Одним из отличий является "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

Общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Это похоже на речевое общение человека, но человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто, как на звук, но именно на отраженную в речи реальность. Совсем другое в случае голосового общения животных: животное отвечает не на то, что объективно отражает данный сигнал, но отвечает на сам этот сигнал, который приобрел для него определенных биологический смысл.

Итак, общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности.

Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его.

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах .Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития .Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в общество,

была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

12.Становление сознания в филогенезе.

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма обобщенного отражения объективной действительности, а также способ отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общеисторической деятельности людей.

Основные особенности: 1. возможно при совместной деятельности и речи; 2. в структуру входит совокупность знаний о мире; 3. позволяет разделять человеку субъект и объект (различать «Я» и «не Я»)

В развитии сознания различают два процесса:

филогенез - процесс исторического развития человека как вида продолжительностью в миллионы лет;

онтогенез - процесс развития индивида от его рождения до конца жизни.

Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина, в филогенезе психика прошла путь от уровня

простейшей раздражимости до сознания. Раздражимость - свойство всего живого

реагировать на воздействие внешней среды.

Этапы этого пути таковы.

Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды.(лук, червь)

Чувствительность - сигнальная форма раздражимости, позволяющая ориентироваться в более сложной среде, даже в той, которая не представляет интереса как источник биологической потребности. (Щука -Движение и блеск — это сигнал для поиска положительных раздражителей)

Поведение - принципиально новый уровень приспособления к окружающей среде, характеризующийся сложной совокупностью реакций на ее воздействия. Этому уровню присущи:

- инстинкт (врожденное)

- навыки (способ реагирования на среду через условные рефлексы);

- рассудок (способность отражать сложные отношения и взаимосвязи между предметами).

Сознание - высший уровень приспособления к окружающему миру. Для этого уровня характерно поведение не как пассивная реакция на воздействия внешних раздражителей, а в форме целенаправленного и мотивированного поведения. Человек приобретает способность самосознания, т. е. способность оценивать себя и выделять себя из среды себе подобных, видеть свое место в обществе других людей. Сознание рассматривается как общественно-исторический продукт развития психики, позволяквдий не только отражать мир, но и преобразовывать его.

Функции сознания.

В структуре сознания ряд исследователей (В. П. Зинченко и его последователи) выделяют два слоя – бытийный и рефлексивный. Бытийный – это «сознание для бытия», а рефлексивный – «сознание для сознания».

К бытийному слою относятся:

1) сенсорные образы;

2) биодинамические характеристики движений;

3) опыт действий и навыков.

К функциям сознания относятся следующие.

1. Отражательная – помогает отражать реальность нашего мира. Человек отражает и познает окружающий мир. С данной функцией связаны познавательные процессы.

2. Рефлексивная функция, являющаяся основной, характеризующей сознание функцией – участвует в изучении и отражении человеком внутреннего мира наблюдение своих состояний, изменений.

3. Функция оценки и регуляции поведения и деятельности – с помощью чувств и эмоций помогает оценивать. Оценивается конечный результат деятельности с поставленной целью.

4. Творческая функция, креативная, порождающая – помогает создавать новые образы, мечтать. Выражается в создании нового продукта деятельности.

5. Преобразующая – человек сознательно изменяет мир.

6. Время образующая функция – формирование целостной картины мира (прошлое - настоящее - будущее)

+

.Функция построения отношения к миру, другим людям, себе.

Духовная функция – обусловливающая становление индивидуальности и развитие духовности.

Объектами рефлексии выступают отражение мира, мышление о мире или мировоззрение, способы саморегуляции, самосознание, сами процессы рефлексии. Свойствами сознания как являются:

· Активность – связано с деятельностью и преобразованием окружающего мира;

· Избирательность;

· Обобщенность – оперирует не отдельными предметами;

· Целостность – единая структура;

· Константность – характеризуется относительной устойчивостью во времени;

· Динамичность – развивается по мере приобретения опыта;

· Искаженность – может отражать мир искаженно из-за наличия фильтров и личного опыта;

· Уникальность.

Виды сознания.

По тому, какому количеству людей оно принадлежит:

1. общественное сознание; 2. индивидуальное сознание.

По тому, какую сферу жизни отражает сознание: бытовое, научное, художественное, религиозное.

Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.

житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

Уровни сознания.

1. Бытийный (нижний) слой сознания:

Состоит из двух групп: биодинамическое ткани (наши движения) и чувственной ткани (то, что связано с органами сенсорики);

Направлен на отражение внешнего мира.

Биодинамическая ткань – основа предметных действий, человеческие движения.

Чувственная ткань – сенсорная база перцептивных образов и их свойств.

2. Рефлексивный уровень (отражает внутренний мир человека)

Обращен внутрь, на собственный субъективный мир. Состоит из двух механизмов: значения – получает в процессе обучения, развития; смысл – отношение человека;

3. Духовный слой сознания

Связывает внутреннее с внешним; переходит на более широкие формы отражения.

Складывается очень рано в пространстве между Я-Ты , Я-Другой.

Духовный слой заполнен отличной от самого индивида реальностью. Развиваясь, становится совестью, моралью, свободой индивида.

Классификация (интернет)

1)Внешний уровень.

На этом уровне сознания человек осознает себя. Во внешнем уровне сознания выделяется 4 характерных особенностей сознания.

- совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

- закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я».

- обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели.

- наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

2)Уровень бессознательных установок.

Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. 3)Глубинный уровень сознания.

Именно на этом уровне проявляются более глубокие слои сознания – наши вытесненные желания, заблокированные воспоминания, травматический опыт, все то что сильно противоречит нашими представлениям о самих себе.

На этом уровне главенствует концепция Зигмунда Фрейда. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются основные структуры личности. бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. Так же Фрейд ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и супер-эго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

4)Исторический уровень сознания

Исторический уровень сознания по Юнгу, глубинная часть психики, имеющая коллективную, универсальную и безличную природу, одинаковую для всех членов данного коллектива. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами.

5)Трансперсональный уровень сознания.

На этом уровне согласно концепции С. Грофа и Кена Уилбера лежат трансперсональные переживания и зоны. Кен Уилбер выделил спектр сознания, который состоит из уровня ума, трансперсональной зоны, экзистенционального уровня, уровня эго, уровень тени.

Наши рекомендации