Характеристика этапов реализации проекта
Этап | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя (руководителя) |
1. Выдвижение идеи проекта (сроки ….) | Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта | Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем | Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели |
2. Составление письменного плана выполнения проекта (сроки ….) | Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта (для группового проекта), составление плана действия | Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи | Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи |
3.Выполнение проекта (сроки ….) | Осуществление действий по сбору необходимой информации | Выполняют исследовательскую, информационную, практико-ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал | Наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия) |
4.Завершение проекта (сроки ….) | Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта | Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект | Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник |
5. Подготовка отчета по проекту (сроки ….) | Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой | Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление | Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления |
6. Представление отчета и его оценка (сроки ….) | Определение ценности выполненного проекта | Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта | Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом |
правило:каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! (например, это могут быть сформулированные задачи, вопросы, план действий, список литературы, набор фото, схемы и др.)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, диаграммы, мультимедийные продукты и др.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, входят:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту исходного замысла, цели и назначения проекта; краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов; список использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Для оценки результатов работы и деятельности обучающегося над проектом возможно представление проектной папки (портфолио проекта). Основное назначение папки проекта (портфолио проекта) на защите - показать ход работы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
• четко организовать работу каждого участника проектной группы или самостоятельной деятельности ученика;
• стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
• объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
• судить о личных достижениях и росте обучающегося на протяжении выполнения проекта.
Проектная папка (портфолио проекта) может включать:
• паспорт проекта;
• планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
• промежуточные отчеты;
• вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
• результаты исследований и анализа;
• записи всех идей, гипотез и решений;
• отчеты о совещаниях, проведенных дискуссиях и т. д.;
• краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
• эскизы, чертежи, наброски продукта;
• материалы к презентации (сценарий);
• другие рабочие материалы и черновики группы.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Для успешного осуществления проектной деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
• оформление результатов проектной деятельности как конечного продукта;
• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
При этом необходимо соблюдать ряд условий:
• проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
• для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;
• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
• необходимо обеспечить педагогическое руководство проекта как в отношении выбора темы и содержания, так и в отношении собственно работы и используемых методов;
• необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
• результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
Паспорт проектной работы - методическая разработка проекта, которую руководитель проекта утверждает (в зависимости от того, как это отражено в Положении об организации проектной деятельности в ОО – у директора, на педсовете, методобъединениии и т.д.) перед началом работы над проектом.
- паспорт проекта необходимое вступление к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.
- паспорт проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.
Паспорт проектной работы может включать:
• Название проекта.
• ФИО руководитель проекта.
• ФИО консультанта(ов) проекта.
• Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
• Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
• Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
• Ф.И.О. обучающихся, класс.
• Тип проекта.
• Заказчик проекта (если таковой имеется).
• Цель проекта.
• Задачи проекта (2—4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
• Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить в ходе его выполнения).
• Необходимое оборудование.
• Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
• Предполагаемые продукт(ы) проекта.
• Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы обучающихся, содержание работы).
Примерный календарный план
организации работы по подготовке и реализации индивидуальных проектов обучающихся
№ п/п | Содержание | Сроки (примерные) | Деятельность заместителя директора | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Локальное нормативно-правовое обеспечение организации промежуточной аттестации в форме индивидуального проекта | 2-3 четверть 8 класса | Анализирует ООП основного общего образования на предмет наличия информации об индивидуальном проекте в системе оценки достижения планируемых результатов, вносит необходимые корректировки. Разрабатывает положение о индивидуальном проекте (как формы промежуточной аттестации) | Знакомится с требованиями, методическими рекомендациями, представленными к организации проектной деятельности обучающихся, представленные в ООП основного общего образования, в положении о индивидуальном проекте | Знакомится с положением о индивидуальном проекте |
| Определение тематики и видов проектов | 3-4 четверть 8 класса | Формирует группу учителей, разрабатывающих перечень тем, формирует общий перечень тем, видов проектов, доводит до сведения всех учителей | Предлагает темы и виды проектов, которыми может руководить | - |
| Выбор и утверждение тем проектов | 4 четверть 8 класса 1 четверть 9 класса | Проводит методический совет по утверждению тем проектов, определению состава руководителей проектов, экспертов, аттестационной комиссии. Формирует сводную информацию о выборе проектов обучающимися. | Доводит до сведения обучающихся, их родителей о перечне тем и видов проектов обучающихся. Формирует группу обучающихся, проектами которых будет руководить. | Выбирает тему проекта и руководителя проекта |
| Разработка и утверждение паспорта проекта | 4 четверть 8 класса 1 четверть 9 класса | Организует рассмотрение и утверждение паспортов проектов на методическом или педагогическом совете | Осуществляет консультирование обучающихся по разработке паспорта проекта | Разрабатывает паспорт проекта (пример в приложении 1) |
| Разработка содержания этапов проекта | 4 четверть 8 класса 1-2 четверть 9 класса | Осуществляет контроль за деятельностью учителей по разработке содержания проектов | Определяет содержание деятельности обучающихся, планируемые результаты на каждом этапе проекта (приложение 6). Оказывает консультационную помощь обучающимся по вопросах определения этапов и содержания работы над проектом на каждом этапе | Определяет этапы работы над проектом, продумывает содержание каждого этапа. Осуществляет планирование деятельности по этапам. |
| Реализация проекта | 1-2 четверть 9 класса | Формирует сводный график консультаций учителей для обучающихся по реализации проекта. Осуществляет контроль за деятельностью учителей по сопровождению реализации проекта | Организует консультирование по вопросам реализации проекта, подготовки продукта проектной деятельности. | Осуществляет деятельность по работе над проектом в соответствии с планом |
| Оформление результатов проекта | 2-3 четверть 9 класса | Определяет сроки предоставления результатов проекта для организации экспертизы | Консультирует обучающихся по вопросам оформления проектной папки (портфолио проекта) | Оформляет проектную папку (портфолио проекта), готовит текст выступления |
| Защита проектов | 2-3 четверть 9 класса | Распределяет проекты по экспертам, организует экспертизу проектов, Составляет расписание защиты проектов. Организует подготовку и проведение защиты проектов. Формирует сводные ведомости по результатам проведении защиты проектов. | Организует предзащиту проектов в малых группах, консультирует обучающихся по вопросу подготовки тезисов выступления, формы презентации. Осуществляет оценку процесса подготовки и реализации индивидуального проекта (приложение 2). | Представляет результаты проекта, проводит самоанализ и самооценку своей деятельности (возможно в виде рефлексивного текста, представленного в приложении 5) |
| Анализ результатов, принятие управленческих решений по корректировке проектной деятельности обучающихся | 4 четверть 9 класса | Анализирует полученные результаты обучающихся, готовит справку по оценке достижения метапредметных результатов обучающихся в ходе реализации индивидуального проекта, готовит вопрос для рассмотрения на итоговом педагогическом совете | По результатам проведения итогового педагогического совета вносят коррективы в рабочие программы по предметам с целью повышения качества проектной деятельности обучающихся | - |
Раздел 3. Оценочные процедуры
при проведении промежуточной аттестации обучающихся в форме индивидуального проекта
При организации промежуточной аттестации в форме итогового проекта могут быть использованы следующие оценочные процедуры.
1. Оценка процесса подготовки и реализации индивидуального проекта, осуществляемая руководителем проекта.
Осуществляется руководителем проекта на основе наблюдений и анализа процесса подготовки и реализации итогового проекта.
Основными критериями педагогической оценки при этом являются:
· Сформированность познавательных действий;
· Сформированность регулятивных действий;
· Сформированность коммуникативных действий;
· Сформированность предметных знаний и способов действий.
2. Оценка результата индивидуального проекта учащегося, осуществляемая экспертом.
Оценка результата / продукта деятельности учащегося осуществляется экспертом.
В качестве критериев оценки результата / продукта проектной деятельности учащегося экспертом используются следующие критерии:
· Актуальность темы проекта;
· Формулировка цели и задач проекта в соответствии с темой проекта;
· Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
· Планирование, определение сроков и последовательности выполнения работ;
· Раскрытие темы и идеи проекта через содержание;
· Соответствие текста проекта нормам русского литературного языка;
· Культура оформления проекта.
3. Оценка участия учащегося в презентации проекта, осуществляемая экспертной комиссией.
Осуществляется экспертной комиссией (представителями образовательного учреждения) в процессе презентации проекта.
Критерии оценки метапредметных результатов должны быть разработаны на основании:
1) требований к метапредметным результатам, зафиксированных в ФГОС ООО;
2) специфических результатов, актуальных для конкретной образовательной организации, в соответствии с основной образовательной программой;
3) специфических результатов, актуальных для конкретной итоговой работы.
Критериями оценки защиты проекта являются:
· Качество представления доклада;
· Качество ответов на вопросы;
· Использование демонстрационного материала;
· Оформление демонстрационного материала.
4. Самооценка ученика.
Самоанализ и самооценку ученик проводит в письменной форме в виде рефлексивного текста.
Проводится в письменной форме в виде рефлексивного текста, который включает в себя:
· плюсы и минусы проведенной работы;
· приобретенные навыки и умения;
· возможности дальнейшего развития в этой области;
· достигнутые результаты;
· самооценка участия в презентации.
Материалы, предоставляемые по итогам индивидуального проекта:
1. Паспорт индивидуального проекта с запланированными этапами и мероприятиями по итоговой работе (см. Приложение 1)
2. Портфолио, содержащее сведения и отчет о каждом пройденном этапе подготовки итоговой работы.
3. Дополнительные материалы о проделанной работе (например, записи бесед со специалистами, видео- или фотосъемка, список прочитанной специализированной литературы, и т.п.).
4. Итоговый продукт (если он отчуждаем) или презентационный текст о результатах индивидуального проекта.
5. Оценочный лист руководителя проекта. (см. Приложение 2)
6. Оценочный лист эксперта. (см. Приложение 3)
7. Оценочные листы членов экспертной комиссии. (см. Приложение 4)
8. Самооценку в виде рефлексивного текста (см. Приложение 5).
Успешность достижения планируемых метапредметных результатов в ходе выполнения индивидуального проекта обучающихся оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2» по трем составляющим:
- оценка процесса подготовки и реализации индивидуального проекта;
- оценка продукта индивидуального проекта;
- оценка презентации проекта.
Перевод баллов в отметку представлен в таблице 4.
Таблица 4.
Сводная таблица результатов оценочных процедур по выполнению индивидуального проекта
№ п/п | Оценочная процедура | Максимальное количество баллов | Перевод в отметку |
1. | Оценка процесса подготовки и реализации индивидуального проекта | 85% и выше – «5» 61% - 84% - «4» 45% - 60% - «3» меньше 45% - «2» | |
2. | Оценка продукта индивидуального проекта | ||
3. | Оценка презентации проекта |
Приложение 1.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
(пример)
Название проекта: ______________________________________________________________
Описание проблемы __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проблемные вопросы _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Аннотация(актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание)__________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика проекта
для каждого признака выделите соответствующую характеристику проекта
ПРИЗНАКИ | ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА | |
количество учащихся | а) индивидуальный б) групповой (уточнить форму | |
привязка к учебным дисциплинам(указать предметные области) | а) монопредметный __________________________________________ б) межпредметный ___________________________________________ | |
продолжительность | а) краткосрочный б) среднесрочный в) долгосрочный | |
тип проекта | а) информационный б) исследовательский в) творческий | г) реферативный д) практико-ориентированный е) ролевой |
характер контактов | а) внутриклассный б) внутришкольный в) региональный (в пределах одной страны) г) международный | |
ценностно-ориентированные признаки | а) экологический б) социальный в) культурологический | г) экономический д) политический е) технологический ж) смешанный |
возрастная категория (выберите одну или несколько категорий) | ð |
Цель проекта:_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задачи проекта: ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Планируемые результаты проекта(рекомендуется заполнять после составления таблицы «Этапы проекта»)
предметные __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
метапредметные ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
личностные __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Предполагаемый(е) продукт(ы) проекта ________________________________________
_____________________________________________________________________________
Необходимое оборудование ____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Приложение 2.
Лист оценки процесса подготовки и реализации индивидуального проекта
(для руководителя проекта)
Критерии | Показатели | Вариант шкалы оценивания |
Сформированность познавательных действий | Учащийся способен: · обрабатывать информацию (группировка, схематизация, упрощение и символизация, визуализации); · выполнять логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление связей, рассуждения, отнесение к известным понятиям); · вести целенаправленное наблюдение, сопровождающееся выдвижением и проверкой предположений; · преобразовать известное с получением нового результата, нового взгляда на известное; · найти новую информацию, подтверждающую или опровергающую известное, или уточняющую границы применимости известного; · найти новое применение известному; · устанавливать новые связи и отношения; · выдвигать и проверять новые идеи; · интерпретировать и оценивать (результаты, суждения); · переносить знания и способы действий на новые объекты, новые области знания | 3 – 2 – 1 оценивается каждый показатель |
Сформированность регулятивных действий | Учащийся способен: · определять цель своей работы и планировать ее; · контролировать процесс выполнения задания и качество его выполнения; · оценивать процесс и результат деятельности, соотнося результат выполнения задания: a) со своим пониманием учебной задачи, своим замыслом или b) с предоставленными учителем или с разработанными совместно критериями оценки или c) с выбранным способом выполнения задания · выявлять позитивные и негативные факторы, повлиявшие на выполнение задания; · ставить для себя новые личные цели и задачи | 3 – 2 – 1 оценивается каждый показатель |
Сформированность коммуникативных действий | Учащийся способен: · участвовать в обсуждении, диалоге в процессе защиты проекта; · создавать устное высказывание и текст в соответствии с коммуникативной задачей, темой и форматом; · оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно отвечать на вопросы | 3 – 2 – 1 оценивается каждый показатель |
Сформированность предметных знаний и способов действий | Умение раскрывать содержание работы, в соответствии с заявленной темой | 3 – 2 – 1 оценивается каждый показатель |
Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале: «3» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «2» - показатель представлен частично, «1» - показатель не представлен.