Классификация методов педагогического исследования

Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на:

эмпирические и теоретические;

констатирующие и преобразующие;

качественные и количественные;

частные и общие;

содержательные и формальные;

методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;

методы описания, объяснения и прогноза;

специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;

методы обработки результатов исследования и др.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т. е. логические методы);

социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);

социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);

математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Это теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др.

Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла - фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Статистические методы применяются при обработке массового материала – определения средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы – показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин – дисперсии, коэффициента вариации и др.

Метод моделирования – наглядно-образнаяхаракте-ристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т. п.

Наблюдение - организованное целенаправленное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса либо его явлений.

Анкетирование - письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет).

Исследовательская беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану.

Интервьюирование – разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются.

Требования к педагогу-исследователю

Исследование – научный труд.

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М., 1957. – С.250).

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых значимых теоретических и методологических для практики знаний.

Любое педагогическое исследование в конечном счёте является вкладом в научное обоснование практической педагогической деятельности.

Именно исследовательский элемент сближает научный поиск и учебно-воспитательный процесс.

Исследовательское начало обогощает практическую педагогическую деятельность, а последняя способствует научному творчеству.

• это значит вести научно-поисковую деятельность. Поиск и открытие – это преодоление какого-то познавательного барьера, встающего на пути понимания сути дела.

• это значит уметь находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности.

• это значит размышлять, проводить мысленный эксперимент, использовать различные виды воображения, учитывать широкий комплекс условий и факторов.

• Важно учитывать всё до мелочей: единичное, всеобщее, особенное, мало значительное или так называемые косвенные факты. Часто случается, что именно незначительные факты могут быть началом научных открытий.

• это значит искать противоречия в существующих, педагогических процессах, фактах и явлениях;

• измерять всё то, что может подлежать измерению, это также возвращаться к уже решённым проблемам и задачам, предлагать их рассмотрение с новых теоретических, методологических и методических позиций.

• Это значит в совершенстве ориентироваться в обширном мире научной литературы (книг, монографий, журналов, пособий и газет);

• глубоко овладеть методикой сложных инструментальных, лабораторных и прочих исследований;

• научиться классифицировать собранный материал, статистически правильно обрабатывать его, научно анализировать и обобщать, а затем выстраивать логически, делать выводы и вырабатывать практические рекомендации

Тебования

Педагогическое исследование предъявляет к человеку повышенные требования. Это не только гибкость и глубина мышления, но и увлеченность, интерес, вдохновение и упорство в поиске.

Сформированный стойкий познавательный интерес к педагогической профессии, науке, желание заниматься научными изысканиями

Профессиональная, мировоззренческая и нравственная подготовка

Воля, упорство в борьбе с консерватизмом, с противодействием.

Настойчивость в отстаивании своей позиции, идеи, суждения.

Целеустремлённость, организованность, трудолюбие и стремление к победе.

Наши рекомендации