Классификация методов педагогического исследования
Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на:
эмпирические и теоретические;
констатирующие и преобразующие;
качественные и количественные;
частные и общие;
содержательные и формальные;
методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
методы описания, объяснения и прогноза;
специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;
методы обработки результатов исследования и др.
К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:
общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т. е. логические методы);
социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);
социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);
математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).
К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).
Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Это теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др.
Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла - фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.
Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
Статистические методы применяются при обработке массового материала – определения средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы – показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин – дисперсии, коэффициента вариации и др.
Метод моделирования – наглядно-образнаяхаракте-ристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т. п.
Наблюдение - организованное целенаправленное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса либо его явлений.
Анкетирование - письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет).
Исследовательская беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану.
Интервьюирование – разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются.
Требования к педагогу-исследователю
Исследование – научный труд.
(С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М., 1957. – С.250).
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых значимых теоретических и методологических для практики знаний.
Любое педагогическое исследование в конечном счёте является вкладом в научное обоснование практической педагогической деятельности.
Именно исследовательский элемент сближает научный поиск и учебно-воспитательный процесс.
Исследовательское начало обогощает практическую педагогическую деятельность, а последняя способствует научному творчеству.
• это значит вести научно-поисковую деятельность. Поиск и открытие – это преодоление какого-то познавательного барьера, встающего на пути понимания сути дела.
• это значит уметь находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности.
• это значит размышлять, проводить мысленный эксперимент, использовать различные виды воображения, учитывать широкий комплекс условий и факторов.
• Важно учитывать всё до мелочей: единичное, всеобщее, особенное, мало значительное или так называемые косвенные факты. Часто случается, что именно незначительные факты могут быть началом научных открытий.
• это значит искать противоречия в существующих, педагогических процессах, фактах и явлениях;
• измерять всё то, что может подлежать измерению, это также возвращаться к уже решённым проблемам и задачам, предлагать их рассмотрение с новых теоретических, методологических и методических позиций.
• Это значит в совершенстве ориентироваться в обширном мире научной литературы (книг, монографий, журналов, пособий и газет);
• глубоко овладеть методикой сложных инструментальных, лабораторных и прочих исследований;
• научиться классифицировать собранный материал, статистически правильно обрабатывать его, научно анализировать и обобщать, а затем выстраивать логически, делать выводы и вырабатывать практические рекомендации
Тебования
Педагогическое исследование предъявляет к человеку повышенные требования. Это не только гибкость и глубина мышления, но и увлеченность, интерес, вдохновение и упорство в поиске.
Сформированный стойкий познавательный интерес к педагогической профессии, науке, желание заниматься научными изысканиями
Профессиональная, мировоззренческая и нравственная подготовка
Воля, упорство в борьбе с консерватизмом, с противодействием.
Настойчивость в отстаивании своей позиции, идеи, суждения.
Целеустремлённость, организованность, трудолюбие и стремление к победе.