Признаки раннего проявления одаренности
(по программе «Пралеска»)
Сфера психической деятельности | Признак раннего проявления одаренности |
Познавательная активность | Ненасытное любопытство, любознательность, интерес ко всем новому, необычному. Нестандартное видение и понимание функций знакомых объектов, умение найти интересное занятие. Задавание множества вопросов. Вдумчивое отношение к ответам, уточнение, размышление. Преобладание причинных вопросов и вопросов-гипотез. Успешность в преодолении познавательной неопределенности, активное экспериментирование |
Внимание | Способность к длительному и глубокому сосредоточению, наблюдательность. Собранность. Обращение внимания на такие объекты, которые не привлекают внимания других в силу отсутствия броских внешних свойств. Большой объем внимания по сравнению со сверстниками. Легкое и быстрое осуществление переключения внимания при переходе от одного вида деятельности к другому. Высокая работоспособность благодаря устойчивому вниманию |
Сенсорика | Повышенная чувствительность, раннее развитие сенсорных дифференцировок и перцептивных обследовательских действий. Ускоренное накопление сенсорного опыта, появление образных форм познавательной деятельности. Легкая переносимость освоенных перцептивных, обследовательских действий в новые условия, ранний переход к интериоризации приемов моделирования в сенсорной форме, способность создать модели по личному замыслу овладение символическими способами замещения (в игре, продуктивных видах деятельности, творчестве). Развитость чувств гармонии в природе, музыке, поэзии... Проявление интереса к деятельности, требующей тонкой моторики. |
Память | Отличная память. Быстрое и устойчивое запоминание материала значительного объема. Легкое запоминание деталей, отдельных признаков, объемного словесного, наглядного, символического материала, различных требований и правил. Легкое применение усвоенной информации в новых условиях: игровой и познавательно-практической деятельности, продуктивных видах деятельности. Характерны признаки эйдетической памяти (способность к фотографическому запечатлению) |
Мышление | Высокая интуиция, сообразительность, ранняя способность к классификации, сер нации и прослеживанию причинно-следственных связей. Раннее развитие понятийного, рассуждающего мышления, способность доказывать и делать выводы при сохранении специфической детской логики. Нетерпимость к готовым рецептам и ответам на вопросы. Предпочтение вопросов-гипотез. Пытливость, изобретательность, находчивость, высокая гибкость в использовании знаний, легкая вариативность приемов решения интеллектуальных задач. Высокая развитость чувства нового. Создание оригинальных и необычных продуктов умственной деятельности. |
Речь | Свободная и правильная речь, как правило, на втором году жизни. Быстрое накопление активного словаря. Ранняя чувствительность к языковой форме и занятия словотворчеством, что говорит о раннем формировании чувства языка. Легкое продуцирование словесных ассоциаций, смелое и меткое толкование слов. Тяга к словесным играм. Раньше других детей отказ от дословного воспроизведения информации, начало применения слов-синонимов, легкая передача содержания литературного произведения своими словами. Свободное овладение выразительными средствами речи, охотное участие в драматизации. |
Воображение | Отличие образов воображения яркостью, динамичностью, эмоциональной окрашенностью. Раннее проявление оригинальности во всех видах деятельности. Легкое выполнение творческого преобразования исходного материала при решении бытовых, учебных, интеллектуальных задач. Постоянное придумывание чего-то нового, активный поиск новых, оригинальных способов решения любых задач. Диапазон преобразующих действий практически неограничен. |
Проявления творческой одаренности | Высокая продуктивность во многих сферах деятельности. Способность продуцировать оригинальные идеи. Развитое чувство гармонии во всем (природе, музыке, искусстве...). Высокопродуктивное фантазирование. Легкое и быстрое достижение оригинальных результатов. Преобладание установки на творческое выполнение задания. Выход за рамки обыденного, стремление к поиску разных вариантов |
Особенности личности | Сильно развитое чувство справедливости, талант доброты. Повышенная чувствительность в сфере отношений, легкая уязвимость. Эмоциональная зависимость. Нетерпеливость, ранимость. Преувеличенность страхов — вера в созданные ими самими фантастические образы. Недооценившие себя. Эгоцентричность в оценке событий. Склонность к самостоятельности, наделённость высокими социальными идеями, независимость. Нередко страдание от социального неприятия со стороны сверстников. Сопротивление конформизму, дисциплине, нетерпимость к ограничениям. |
Разумеется, ни один одаренный или талантливый ребенок не похож надругого, но приводимые ниже шесть областей или сфер одаренности (таланта) охватывают способности большей части детей. Перечень указанных сфер был составлен в процессе осуществления трехлетней программы по ранней реабилитации и акселерации талантливых детей с сенсорными или физическими недостатками ("RAPYHT").Схема эта доказала свою полезность и применительно к здоровым одаренным детям.
1.Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.
2. Сфера академических достижений. Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают ; понимает и исключительно хорошо запоминает то, что ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенны! интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать. Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике. Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям;проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой;часто задаёт вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.
3.Творчество(креативность).Ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
4.Общение и лидерство. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
5.Сфера художественной деятельности. Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет, какая из двух нот ниже или выше.
6. Двигательная сфера.Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине); прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Суммируя, можно сказать, что в целом одаренные дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития (Abraham, 1976; Clark, 1979; Gallagher, 1975; Newland, 1976). Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, более высокие и здоровые, чем средний ребенок, они легче учатся и лучше усваивают материал. Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются конформизму и зубрежке (или строгой дисциплине), более склонны к соревновательности и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер.