Тема 6. Социокультурные условия формирования и проявления одарённости

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Всё зависит от то-го, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас. «Творческие способности не создаются, а высвобождаются» (Ferguson, 1974). Для понимания того, как развилась творческая деятельность, необходимо иссле-довать личность человека и пути её формирования. Ведь любая система воспи-тания, созданная обществом, основана на конформизме, это самый надёжный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления.

Таким образом, уяснить, в каких случаях мальчик приобретает дополни-тельно ко всем необходимым для творчества «мужским» качествам интуицию и чувственность, а у девочки формируются качества, исторически приписываемые мужчинам, можно только, если разобраться в том, как формируется полоролевая идентичность у одарённых детей, а также как культура исторически относилась к творчеству женщин.

Многие исследователи находят у одарённых детей черты противополож-ного пола. Так, Альтман отмечает, что учителя часто ассоциируют одарённость с рядом «странностей» детей, таких, как социальная изоляция, феминизация у мальчиков, агрессивность у девочек и вообще нервозность и гиперчувствительность тех и других.

Творчески одарённые мальчики обладают многими чертами, стереотип-но считающимися «женскими», например, интроспективностью, чувствительно-стью, ярко выраженным эстетическим началом и т.д.

С другой стороны, творчески одарённые девочки проявляют многие тра-диционно «мужские» качества – независимость, самоутверждение, честолюбие и т.д.

 

Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, отме-чал, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем буду-щей творческой продуктивности. В какой степени творческий импульс ребёнка превратится в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и дру-гих взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творче-ский потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Ряд исследователей отме-чают роль родителя противоположного пола в развитии творческих способно-стей ребёнка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творчество мальчи-ков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых до-черей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их незави-симость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели пове-дения в дочерях. Матери же, занятые деловой или творческой карьерой, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. Учё-ные, изучающие связи между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних, считают, что, когда отцы проявляют больше «жен-ских» экспрессивных свойств, а матери – больше «мужски» инструментальных, то их дети противоположного пола более развиты. К этому можно присоединить данные Д. Ландрама, который отмечает, что женские творческие гении были скорее похожи на своих коллег мужчин, нежели отличались от них, а также что в их воспитании решающее значение имели отцы: «Все женщины прямо пре-клонялись перед своими отцами, а своих матерей большинство ненавидели». В то же время он отмечает, что в случае мужских успехов доминирующее влия-ние оказывала мать. Кроме того, Ландрам отмечает, что у большинства из изу-ченных им женщин было гораздо больше друзей-мужчин, чем подруг. Для них первыми ролевыми моделями с детства были фактически всегда мужчины, а отец был ранним образцом для подражания. Подобные выводы Ландрама под-тверждаются нашими исследованиями художественно одарённых детей, у кото-рых в большинстве процентов случаев выявляется идентификация и у девочек, и у мальчиков с противоположным полом. Это же подтверждает изучение биогра-фии С. Дали, который боготворил свою мать и имел проявления некрофилии, связываемые психоаналитиками со злокачественной инцестуальностью; П. Пи-кассо, воспитанного практически одними женщинами; Е. Дашковой, рано ли-шившейся матери и с четырёх лет воспитывающейся в доме дяди, доказательст-ва идентификации с которым подтверждают воспоминания о ней: «… она жен-щина необычайной силы ума, обладающая мужской отвагой и силой духа, спо-собная преодолевать трудности, кажущиеся непреодолимыми» и др. Для того чтобы лучше разобраться в становлении личности женщин – будущих худож-ниц, мы рассмотрели биографии Зинаиды Серебряковой и Марии Башкирцевой.





Так, на становление таланта Серебряковой повлияла жизнь в доме её де-да – Н.Л. Бенуа, профессора, академика, председателя Петербургского общества архитекторов, а также взаимоотношения с его сыновьями Александром Нико-лаевичем, известным художником и историком искусства, Леонтием Николае-вичем, архитектором, профессором Академии художеств, Альбертом Николае-вичем, художником-акварелистом. И хотя, как писал Александр Николаевич, «… маленькая Зина оказалась обладательницей совершенного дара <…> несо-мненно, что она была взращена атмосферой, царившей» в доме Бенуа, ведь, ко-гда девочке не было ещё и двух лет, умер её отец, известный скульптор Евгений Александрович Лансере. В семье Бенуа более ста пятидесяти лет из поколения в поколение переходила профессия архитектора и художника. «Дети рождаются с карандашом в руке, – говорили у нас в семье, – писала дочь художницы Татьяна Серебрякова, – … страсть к искусству превалирует у неё над всеми чувствами. Искусство – её спасенье от всех невзгод судьбы, поддержка в трудные минуты. Всегда и везде она носит с собой альбом. Живой ум, неуёмный темперамент, остроумие, высокая требовательность к себе, чрезвычайное трудолюбие». Все, вспоминающие о художнице, указывают на то, что она работала много и напря-жённо. Вне всякого сомнения на формирование и развитие будущей художницы, рано потерявшей отца, огромное влияние оказали дед и дяди, все они были по-стоянно заняты творческой работой – рисовали, ходили на этюды. Нельзя ис-ключить идентификацию девочки с этими мужчинами и формирование в её лич-ности значительного потенциала мужественности. Уже в годы юности Зинаиды Евгеньевны создаётся объединение «Мир искусства» (1898), зачинателями кото-рого стали А.А. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов, С.П. Дягилев. В.П. Князева, ис-следователь творчества художницы, отмечает: «Серебрякова – художница осо-бого склада. Её произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реа-гировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. В своём отношении к людям, к важнейшим событиям эпохи Серебрякова была поразительно искренна, на все отзывались живые струны её души. Она любила доброту в людях, восхищалась всем красивым, ненавидела зло, уродство». Но вместе с тонкостью души в ней с ранних лет выявляется огромный потенци-ал трудолюбия, самозабвенной отдачи делу, будь то работа в поле или труд ху-дожницы. Черты мужественности в этой внешне женственной личности ярко прослеживаются в трудные минуты её жизни. В 1919 г. у неё умирает муж. Не-смотря на раннее вдовство, необходимость заботы о четверых маленьких детях и старой больной матери, несмотря на подавленное душевное состояние, другие невзгоды, эта тридцатипятилетняя женщина находит в себе силы и мужество, продолжает творить художественные произведения. Обращает на себя внимание интерес художницы к изображению женщин и обнажённого женского тела. «Се-ребрякова любит красивое тело, и на выставке мы видим несколько прекрасных её этюдов спящих женщин; её увлекает яркое и красочное зрелище балета, и, изображая последний, она не стремится передать динамику танца, а берёт мо-менты отдыха или подготовления танцовщиц к выходу на сцену». Сама худож-ница пишет в письме к А.Н. Савинову: «...что привлекало меня к теме «Баня» и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой «НЮ», и сюжет «Ба-ни» был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это «просто потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело». Конечно, можно таким образом соз-нательно объяснить данную тенденцию художницы, но, как утверждает З. Фрейд, что постоянно повторяется, не является случайным, а становится зако-номерным. Среди картин художницы преобладают изображения портретов жен-щин и обнажённых женских тел, в этом можно проследить также мужественность художницы с мужской влюбленностью в женское тело, тем более что сама она пи-шет дочери: «Странно – ещё ни разу в жизни у меня не «выходили» цветы». Это тоже обращает на себя внимание, т.к. женщины обычно любят изображать цветы. Д.А. Шмаринов, описывая художницу, говорит о ней как о мужчине: «Прекрасный рисовальщик, нас восхитили (с С.В. Герасимовым, 1961 г. Париж) мужественная энергия и уверенность рисунка...».

Хочется сказать и о Марии Башкирцевой всего несколько слов, но доста-точно ярко подтверждающих наши мысли по поводу важности для творческой деятельности как мужской, так и женской половин человеческой личности, а также подтверждающих идентификацию художницы с отцом. Составитель её дневника приводит воспоминания критика Франсуа Коппе о художнице: «Потом появилась и сама Мари – небольшого роста, худая, очень красивая.... источаю-щая обаяние, но производящая впечатление воли, прячущейся за нежностью, энергии, скрытой в грации. Всё обличало в этой очаровательной девушке выс-ший ум. Под женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила, и невольно приходил на память подарок Улисса юному Ахиллу: меч, скрытый между женскими уборами». Важны для понимания идентификации художницы её собственные слова: «Мой папаша прибыл сегодня утром... Я не говорю, что папа скучен, напротив: он похож на меня и духом и телом (это похвала)».

Хесс и Шипман (1965) установили, что для формирования творческой личности в воспитании важен не императивный, а инструктивный стиль. И, как мы уже говорили, исследователи одарённых детей установили опасность в их воспитании стереотипизации по половому признаку, поскольку заметили, что гениальных женщинах силён дух мужественности, они самостоятельно при-нимают решения, причем принимают их «по-мужски». Они показывают черты характера и поведение, более свойственные мужчинам. Почти все они чрезвы-чайно активны, амбициозны, честолюбивы и азартны в рискованных предпри-ятиях. В то же время творчески продуктивных мужчин отличает чувствитель-ность. А в обществе до сих пор бытует мнение, что проявление маскулинности – признак психологически здорового мужчины, а фемининности – признак психо-логически здоровой женщины. Психологами установлено, что развитие в муж-чинах и женщинах качеств, присущих противоположному полу, расширяет для них диапазон общечеловеческого, раздвигает рамки существующих в культуре стереотипов. Андрогинная половая роль способствует проявлению чувствитель-ности к изменяющимся ограничениям в разных ситуациях, предполагает умест-ным любое поведение, которое в данный момент оказывается наиболее эффек-тивным. Установлено, что взрослые обоих полов, сумевшие соединить обе соци-ально-половые роли, отличаются высоким уровнем самооценки, ощущением своей индивидуальности, что даёт им больше возможностей для реализации себя как личности. В 1949 г. М. Мид писала о той «двойной цепи ожиданий», которая процессе воспитания связывает мальчиков и девочек. Мальчика учат с детства добиваться успеха, а девочку – демонстрировать слабость, покорность. До сих пор не принимается агрессивность женщин, в то же время амбициозное, агрес-сивное поведение мужчин расценивается положительно и ведёт к продвижению по службе. А ведь уже сегодня есть мнение психологов о том, что агрессив-ность – это креативное качество, и если мы хотим, чтобы ребёнок любого пола большего достиг в творчестве, то мы должны не подавлять в нём агрессивность, а помогать ребёнку находить пути для её выражения. К сожалению, в патриар-хальной культуре в воспитательных приёмах сложился стереотип необходимого подчинения ребёнка сильному и властному отцу. И если мальчикам ещё давали некоторую свободу, то от девочек ожидалось беспрекословное подчинение. И те молодые женщины, которые добиваются успехов в творчестве, отмечают, что силы и упорство они черпают в поддержке отцов. Родительская поддержка в борьбе против давления социальных стереотипов особенно важна для одарён-ных детей обоих полов, но, по мнению некоторых учёных, особенно для дево-чек. Всех нас формирует общество, в котором мы живём, и многие родители той или иной мере повинны в том, что их одарённые дочери играют, в сущно-сти, чужие роли. Родителям также нужна твёрдость, уверенность в правильности своих подходов, а значит, знания, чтобы не быть ригидными конформистами

своих воспитательных подходах к одарённым детям – как мальчикам, так и девочкам.

М. Хорнер считает, что имеется несколько препятствий на профессио-нальном пути одарённых женщин.

Это боязнь женщин преуспеть из-за опасения, что мужчины не прием-лют превосходства и лидерства женщины. Проявляется это с особой яркостью

том, что девочки вдруг останавливаются в своём прогрессе и даже «возвраща-ются» назад. Это, по мнению Хорнера, происходит в том возрасте, когда дети начинают проявлять интерес к противоположному полу. Существенный регресс достижениях девочек замечен в возрасте 11–14 лет. К этому можно присоеди-нить мнение С. де Бовуар, которая полагает, что комплекс неполноценности у женщин более продолжителен и наблюдается в возрасте 18–30 лет, т.е. в самом активном для профессиональной деятельности возрасте.

Второй фактор, как полагают С. де Бовуар и М. Хорнер, это домашние обязанности. От женщины, с кем бы она ни жила, требуют выполнения домаш-них обязанностей; её свобода при этом ограничивается. К подрастающей девоч-ке в плане домашних обязанностей обычно предъявляется больше требований, чем к мальчику.

Третьим фактором выступает неуверенность в себе, низкий уровень при-тязаний.

Четвёртым препятствием, по мнению М. Хорнер, является отсутствие примера для подражания у одарённых девочек. К этому можно присоединить взгляд философа Линды Сильвермен, считающей, что одарённые девушки нуж-даются в ролевых моделях женщин, которые успешно совмещают брак, воспи-тание детей и карьеру, а также М. Мид, Д. Ландрама, отмечающих значение для творчества обучения девочек в школах «для девочек». Так, М. Мид полагает, что девочки при совместном обучении в школах с мальчиками не преуспевают, не достигают превосходства. Они, скорее, стремятся нравиться мальчикам, чем быть мозгом класса. «Творческие же упрямцы шагают там, где другие бояться ступить». Утверждение Д. Ландрама весьма важно, а также подтверждает наш анализ жизни одарённых художников, что в жизни этих личностей присутству-ют кризисы и травмы (смерть братьев, сестёр или родителей в раннем возрасте) (С. Дали, П. Пикассо, З. Серебрякова и др.). Л. Леонард, Д. Мак Киннон пишут: «Жизненные истории людей, обладающих наиболее экстраординарной эффек-тивностью, отмечены рядом серьёзных крушений, потерь и трагических пере-живаний». Л. Леонард полагает, что кризис и травма могут вызывать одержи-мость работой и творческим достижением. Из внутреннего хаоса и эмоциональ-ной неуравновешенности могут возникать творчество, возбуждение, проница-тельность, которые приносят новую жизнь и личности, и культуре. В этом с ней соглашается Э. Сторр, считающий, что неудовлетворённость поощряет личность к творческому поиску. Кроме того, Ландрам приводит высказывания И. Приго-жина: «Психологическое страдание, беспокойство и упадок сил способны придать новые эмоциональные, интеллектуальные и духовные силы». «Из хаоса, шума и беспорядка возникают более высокие уровни порядка и мудрости». Та-ким образом, можно предположить, что люди, находящиеся в состоянии психо-логического хаоса, будут наиболее активны в творчестве и создании новшеств. Можно найти множество доказательств этому в жизни выдающихся творцов-художников. Это подтверждает также наши высказывания о том, что наиболее страдающий – наиболее творящий. И выявление причин для страданий в душе женственных мужчин, не принимаемых современной социокультурной ситуаци-ей, и мужественных женщин, отвергаемых в любовной жизни, служит доказа-тельством наличия этого страдания, хаоса и беспорядка, который и будет стиму-лом к творчеству как тех, так и других. Более нестабильные создания подготов-лены к изменениям, то есть к развитию. Вместе с тем выявляемая нами в боль-шом проценте случаев самоудовлетворённость женщин, конечно же, станет пре-пятствием к творческой деятельности. Тем более, как считают М. Хорнер, К. Холлинджер, Э. Флеминг, девочки отличаются более низкой самооценкой (мы выявили слабость Я у 53,8 % девочек), более низкими притязаниями в про-фессиональной сфере (61,5% случаев самоудовлетворённости).

Кроме того, Д. Ландрам соглашается с К. Леман и Д.К. Симонсон, что первенцы и единственные дети в семье имеют больше шансов на успех. Но при этом разница в возрасте у детей больше шести лет младших наделяет всеми ка-чествами первенца. Также в аспекте гендерных оппозиций имеет значение взгляд К. Леман на то, что большая активность мальчиков в творчестве связана с тем, что их в семье, особенно с патриархальной культурой, считают за глав-ных. Женщины как воспитанницы цивилизации были приучены за миллионы лет не проявлять расположения к риску. Их защищали, им создавали условия, воспитывали, чтобы они ценили безопасность и избегали сомнительных неожи-данностей. Это воспитание приучило их быть заботливыми, беспокоиться о за-щите семьи от опасности вторжения или разрушения. Женщинам было несвой-ственно начинать рискованные предприятия. В отличие от них мужчины были всегда склонны к риску, особенно во время продовольственного промысла они традиционно использовали новые территории, свободнее действовали в услови-ях неопределённости и опасности. В то же время у женщин потребность в лич-ной безопасности и безопасности детей намного больше, чем у типичного муж-чины. Гениальным женщинам не свойственно стремление к безопасности, они больше склонны, чем «средние» женщины, к риску в своих начинаниях, живя на грани нормального существования. С утверждениями Ландрама согласуется мнение С. де Бовуар, отмечающей, что в наследство «обычным» женщинам дос-талось традиционное послушание.

С. де Бовуар полагает, что, даже становясь экономически независимой от мужчины, женщина не приобретает ни морального, ни социального, ни психоло-гического положения, идентичного положению мужчины. Чтобы состояться в своей социально-культурной роли, женщине надо отречься от своих потребно-стей в качестве полноценного субъекта. Предназначение мужчины как человече-ского существа не вступает в противоречие с его судьбой представителя муж-ского пола. Мужчина для успешности в творческой деятельности должен, со-храняя все качества своего пола, дополнительно приобрести чувственность и ин-туитивность. Женщина, становясь творчески активной, должна во многом отка-заться от особенностей своего пола, т.е. перешагнуть через свою природную данность и вообще как бы саму себя. При этом она, приобретая успешность в профессиональной сфере деятельности, как правило, теряет как мать, а кроме того, не приобретает счастья в семье, поскольку в патриархальной культуре мужчины не принимают таких женщин в качестве жены. Для одарённых жен-щин характерно всё ломать ради иллюзорной высшей цели, например, принесе-ние в жертву материнства. Дихотомию «семья – карьера» они решают одним из трёх способов:

семья следует за карьерой;

параллелизм: и семья, и карьера;

запрет на семью и детей.

Материнство мешает женщине реализоваться в профессиональной сфере. Активным женщинам, как бы они ни были активны, конечно же, трудно соче-тать брак с карьерой. Хотя в современной социокультурной ситуации большин-ство мужчин не возражают, чтобы жена работала, но часто они не хотят этого. Женщины подсознательно ощущают негативное отношение мужей к их работе, это, конечно, мешает полноценной творческой деятельности. Независимая женщина сегодня разрывается между профессиональными интересами и испол-нением материнского и женского долга. Даже если такая женщина имеет семью, вряд ли она будет в ней принимаемой и уважаемой. Значит, несмотря на то, что такие женщины достаточно позитивно принимаются общественным мнением могут чувствовать удовлетворение от своей профессиональной деятельности, в своей женской роли, наиболее вероятно, они будут несчастны или недостаточ-но счастливы. Страдания в душе творчески одарённых женщин, проявляющих активно имеющуюся у них мужественность, будут возникать от неприятия их как женщин. Это послужит стимулом в творческой деятельности подобных женщин. Хотя мы не можем сказать, что их страдания от неприятия в семье бу-дут более выражены, чем страдания женственных мужчин, не принимаемых об-щественным мнением почти в такой же степени, как и в семье. Стремясь жить, как мужчина и как женщина одновременно, творчески одарённые женщины перегру-жены и переутомлены. Сам факт независимости и активности делает сомнитель-ной их женственность, а значит, вызывает в них комплекс неполноценности. Аме-риканский психолог М. Хорнер (1973) сообщает, что для одарённых женщин ха-рактерна боязнь преуспеть, что является одним из факторов, почему одарённые девочки далеко не всегда достигают своих вершин. В аспекте гендерных оппози-ций также важно, что женщинам, как сообщает Д. Ландрам, приходится затра-тить большую часть своего Я или воли на пути к вершине, чем мужчинам. В по-гоне за властью прибегать к воле склонны скорее мужчины, ведь само общество приучает их смотреть на себя как на господствующий пол. В то же время выяв-ляемая нами слабость Я у художественно одарённых женщин будет также пре-пятствием для достижения ими высот в творчестве. Кроме того, в традиционном плане мужчины видятся могущественными, а женщины уступчивыми. Поэтому вызывающее поведение женщин не покоряет, а раздражает мужчин. И хотя мно-гие традиционно приписываемые мужчинам качества не обязательно им свойст-венны, подобные социокультурные стереотипы заранее определяют мужчин как более энергичных, чем женщины, склонных центрироваться больше на себе, в от-личие от женщин, склонных к межличностным связям. А поэтому, как считает С. де Бовуар, интерес женщин к коллективной и совместной работе (стремление к близости) также не сказывается на их индивидуальном росте. «Главное для них – не достижение цели, а личный успех в её достижении. Это мешает великим свер-шениям». Хотя сегодня мы наблюдаем некоторое изменение социокультурных стереотипов и активные, мужественные женщины уже не пренебрегаются обще-ством, что помогает им сохранять и свою женственность, не терять своей при-влекательности, но всё же в патриархальной семье женщина, которая не подчи-няется мужчине и не боится его, внушает ему бессознательный страх, что, есте-ственно, будет вызывать психологическую защиту против неё, а значит, и воз-можное нарастание агрессии. Удачливые в карьере одарённые женщины в числе положительных факторов отмечали сильную поддержку родителей, особенно отцов, громадное желание принять вызов (женщина должна знать и уметь в два раза больше мужчины, чтобы добиться половины того, чего добивается он) (К. Тэкэкс), пример женщин, добившихся успеха, собственный опыт в том, что профессиональный успех женщины совсем не обязательно означает крах в об-щении и личной жизни.

Вместе с тем одарённый мальчик, проявляющий такие, считающиеся женскими черты, как заботливость, чувствительность, пассивность, также нака-зывается тем, что эти черты отвергаются его окружением, в том числе и родите-лями. Учитывая, что для того, чтобы творчество мальчика стало продуктивным, интегрированным (по А. Маслоу), ему надо во многом приобрести черты, при-писываемые стереотипно мужской полоролевой модели. И в этом, полагает У. Штейнберг, очень велика роль отца, поскольку идентификация мальчика с маскулинностью его отца может быть и развивающей, и защитной. Основой развивающей идентификации одарённого ребёнка являются, по нашему мнению, заботливые отношения отца к мальчику, достаточно чувственному и ранимому. Восприятие сыном отцовского авторитета при участии отца в решении семей-ных проблем и установлении ограничений приводит к развивающей идентифи-кации ребёнка с сильной и ценимой им личностью. Защитная идентификация основывается не на любви и нежности, а на агрессии. «Человек может снизить свою тревожность, просто став похожим на того, перед кем он испытывает страх». В свою очередь, не слишком мужественные мальчики – подростки часто вырастают в семьях, где отцу принадлежит традиционно женская роль, при этом имеет значение не участие отца в традиционно женских видах деятельности, проявление им общей пассивности в семейных отношениях и в процессе при-нятия решений. Дети, лишённые мужского воспитания, чаще всего или занима-ют защитную позу жёсткой приверженности культурным ролевым стандартам, или вообще избегают поведения, ожидаемого от их социально-половой роли. Таким образом, и в том, и в другом случаях мальчик не сможет проявить себя как потенциально продуктивная в творчестве личность. Достаточно важно, по нашему мнению, обратить внимание на следующее высказывание У. Штейнбер-га: «Исследования показывают, что при контролирующем и запрещающем отце, наказывающем сына за то, что тот с ним не соглашается, у мальчика снижается про-явление мужского начала». По нашему мнению, это имеет значение для патриар-хальной российской культуры, так как, с одной стороны, может способствовать формированию в нашей культуре более женственных мужчин, что хорошо для творчества. Но, с другой стороны, чрезмерное подавление отцом сына может при-вести к полному прекращению развития у него независимости и компетентности, значит, невозможности реализации себя в интегрированном творчестве. В то же время велика роль отца как главного представителя внешнего мира и для формирования приемлемых социально-половых ролей, помогающих дочерям реализоваться в творческой деятельности. Отец должен найти тот путь, который поможет девочке, с одной стороны, преодолеть полную идентичность с матерью, когда девочка может раствориться в матери, не приобретя свою иден-тичность, а став полной её копией. С другой стороны, отец, способствуя форми-рованию в девочке многих стереотипно мужских качеств, должен помочь ей со-хранить женственность, а значит, чувственность, эмпатичность, эмоциональ-ность, необходимых для творчества. Конечно, при этом велика роль матери, ко-торая не должна отталкивать от себя дочь, особенно в адолесцентном периоде, когда у девочки обостряются Эдиповы чувства и вновь повышается агрессия матери, наблюдавшиеся на фаллической стадии развития. Вместе с тем для формирования продуктивной личности одарённого ребёнка весьма важно не только влияние каждого родителя, но и внутрисемейные отношения. Отношения между родителями оказывают огромное влияние на степень открытости детей по отношению к проявлению внутренней и внешней мужественности и женст-венности и на ценность, которую для них представляют эти проявления. В семь-ях, где подавляется кто-то из родителей, у детей формируется искажённый взгляд на отношения между мужчиной и женщиной. Когда обесценивается жен-ственность, развитие мальчика ограничивается слишком жёсткой мужской соци-ально-половой ролью. Можно предположить, что девочка при этом будет отвер-гать свою женственность точно так же, как она будет отвергать её в случае жё-сткой, авторитарной матери, старающейся унизить мужчин вообще и отца де-вочки в частности. Именно в таком случае, на наш взгляд, будет развиваться со-противление матери и формироваться тип женщины (по Юнгу), у которой раз-вивается выраженная интеллектуализация. В виду того, что это единственный тип женщины, которая идентифицируется с отцом, потеря ею при этом женских качеств и приобретение чрезмерной разумности, как мы уже установили, будут препятствовать творчеству. Отсюда очевидна одна из причин того, что мало ге-ниальных женщин-художниц.

Итак, как отмечалось выше, многие исследователи выявляют у одарён-ных детей психологические проявления противоположного пола и не рекомен-дуют жёсткую полоролевую стереотипизацию. Кроме того, мужчины и женщи-ны, добившиеся успеха, обладают комбинацией мужских и женских «атрибу-тов» характера. Наиболее творческие личности представляют собой сочетание противоречивых проявлений: честолюбия и сострадательности, целеустремлён-ности и стремления к спокойствию, интуиции и осознанного выбора рискован-ных решений. Ординарные и одномерные мужчины и женщины в творчестве менее удачливы. Заботливые родители, уважающие друг друга, позволяют при-обрести детям (как мальчику, так и девочке) широкий спектр ценных адаптив-ных качеств. Ребёнок, гордясь своей базовой сексуально-ролевой ориентацией и ощущая себя достаточно комфортно, демонстрирует относительно гибкие ре-акции, проявляя как здоровую идентификацию, свойственную его социально-половой роли, так и общие андрогинные паттерны социального взаимодействия. Путь к андрогинному мужчине, способному принимать и проявлять характер-ные женские черты, а потому успешному в творчестве, должен лежать не через умаление мужского начала, а через уверенность в себе и спокойное принятие качеств, традиционно ассоциирующихся с женским началом. В то же время путь андрогинной женщине должен лежать отнюдь не через умаление женского на-чала, так как это может привести к её реализации не в художественном творче-стве, а в интеллектуальной деятельности. Чтобы женщина могла стать гениаль-ной в художественном творчестве, она должна идентифицироваться с обоими родителями. При этом её матери следует быть достаточно чувственной, женственной, нежной и в то же время показывать пример успешной реализации в профессиональной деятельности, несмотря на наличие семьи и детей. Отец ода-рённой девочки должен быть достаточно тёплым, проявляя экспрессивность, хорошо относиться к женскому полу вообще и к жене в частности, поддержи-вать в девочке развитие женственности, но вместе с тем поощрять независи-мость и успех.

Итак, проанализировав философские и психологические взгляды на творческую деятельность, на гениальность и талантливость, уяснив своеобразие психической деятельности в творчестве и социокультурные условия формиро-вания и проявления одарённости, можно сказать, что только в единстве и борьбе двух противоположных (неслиянных и нераздельных) начал (мужского и жен-ского) возникает творческая деятельность (К.Г. Юнг, Н.А. Бердяев, С.Н. Булга-ков, Вяч. Иванов, С.Л. Франк, Вл. Соловьёв, В.Ф. Эрн, О. Рябов и др.). При этом необходимы эмоционально-образное мышление (И.П. Павлов, К.Г. Юнг, Б.П. Вышеславцев, Л.С. Выготский), «экстаз мысли и чувств», «игра перели-вающихся через край дионисийских сил» (Н.А. Бердяев), интуиция (А. Шопенгауэр, К.Г. Юнг, Д. Кэппон, Т. Эмбебайл, Д. Ландрам, Г. Уоллес, Я.А. Пономарёв и др.), созерцание первообразов коллективного бессознательно-го (априорный опыт) (И. Кант, К.Г. Юнг, Б.П. Вышеславцев, А. Белый), движе-ние идеи сверху вниз, стремление эмоций подняться к идеальному миру (Б.П. Вышеславцев), использование жизненного опыта (ассоциация по сходству и смежности) (Т. Рибо, Л.С. Выготский, Г. Уоллес, Л.Ш. Леонард, А.Ф. Осборн, К. Патрик, С.Дж. Пэрнс, Э. Де Боно, Я.А. Пономарёв). Только в соединении мышления и чувств (ассоциации по аффекту) возникает творческая фантазия, этот мост между наукой и чувством, между внутренним миром и внешним, меж-ду бессознательным и сознательным. «Просыпается» двуликий Янус, оживает борьба противоположностей внутри личности. При этом женственная сторона личности творца завладевает его мужской частью и пользуется им как орудием для выражения (К.Г. Юнг), природа через гения даёт указания искусству (И. Кант). Аполлоническое и дионисийское начала примиряются бессознатель-ным актом творения из себя без содействия разума и целесообразного намерения как явления роста творящей природы в человеке-творце. По нашему мнению, стирание этих граней и противоположностей возможно только на рубеже бес-сознательного и сознательного, то есть в области предсознательного, куда могут более свободно проникать идеи и образы из бессознательного и где могут ожи-вать во время освобождения вторичных психических процессов от мысленной проверки раннее неосознаваемые содержания, что происходит при свободной игре дионисийских сил.

Чтобы любое творчество было реализованным, необходима интеграция всех граней человеческой личности и соединение воедино фантазии, интуиции, вдохновения, опыта и мысли. Для этого также нужны самоуверенность, склон-ность личности к новаторству, мятежный дух, несгибаемая воля и упорство. Другими словами, условием успешной творческой деятельности как мужчин, так и женщин является наличие у них психофизиологических особенностей про-тивоположного гендера. Для творчества важны яркость представлений, эмоцио-нальность, впечатлительность, тонкая наблюдательность, острота восприятия, его непосредственность и живость, эмоциональная память на ощущения, образ-ная память на чувственные формы, восприимчивость, способность долго удер-живать впечатления, комбинировать их необычным образом и воспроизводить. Как отмечал Б.Г. Ананьев, творческое воображение – это синтез всех умствен-ных способностей человека.

Однако возникают причины, затрудняющие реализацию женщин в твор-честве. Кроме уже прослеженных нами трудностей в формировании у них ак-тивности и независимости при чрезмерной близости с матерью и в сохранении чувственности при идентификации с отцом можно проследить и другие причи-ны. Имеют при этом значение более низкая самооценка, неуверенность в себе многих женщин (М. Хорнер, К. Холлинджер, Э. Флеминг, Д. Ландрам), боязнь преуспеть из-за опасения, что мужчины не приемлют превосходства и лидерства женщин (М. Мид, М. Хорнер, С. де Бовуар и др.), низкий уровень притязаний в профессиональной сфере (М. Мид, И. Сильвермен, М. Хорнер). Нами обнаруже-на в 61,5% случаев самоудовлетворённость женщин. Кроме того, некоторые ис-следователи добавляют к этому списку воспитание, не приучающее женщин к риску, а требующее беспрекословного подчинения (С. де Бовуар, Д. Ландрам, М. Мид), необходимость затрачивать большую часть своего Я или воли на пути к вершине, чем мужчины (Д. Ландрам, К. Тэкэкс, В.В. Розанов, П.А. Флорен-ский, Д.С. Мережковский). Выявляемая нами при исследовании художественно талантливых девушек слабость Я (53,8% случаев) служит препятствием для дос-тижения ими высот в творчестве, так же как и социокультурные стереотипы, которые заранее определяют мужчин как более энергичных, чем женщины, склонных центрироваться на себе, в отличие от женщин, тяготеющих к межлич-ностным связям (С. де Бовуар, К. Джиллиган). К таким препятствиям можно от-нести необходимость во многом отказываться от своего пола, то есть перешаг-нуть через свою природную данность; домашние обязанности (М. Хорнер, С. де Бовуар, М. Мид, Д. Ландрам).

Наши рекомендации