Тема 4: Личностный и возрастной аспекты одарённости
Вопросы:
1.Взаимосвязь индивидуального и возрастного в проявлениях одаренности
2.Личностные проблемы одаренных детей
3.Проблемы прогнозирования развития
Литература:
Голубев а Э. А. Способности и индивидуальность.-М., 2003.
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.
-М., 2001.
Кадыров Б.Р. Способности и склонности: Психофизиологические исследования. - Ташкент, 2000.
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М., 1968.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.; Воронеж, 2007.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М., 2005.
1.Некоторые дети развиваются гораздо быстрее других и уже в школьные годы проявляют необыкновенные умственные способности. Одаренный ребенок — это ребенок, который имеет нечто большее, чем другие дети. Он более любопытный, более подвижный, острее жаждущий приключений, более самостоятельный, веселый, может легче устанавливать отношения и т. д. (Э. Ландау). К одаренным относят умных, понятливых, сообразительных детей (Е. С. Белова).
Обстоятельное научное изучение детской одаренности (в первые десятилетия XX в.) началось именно с исследования умственного развития. В этом русле в 20-е гг. выполнены первые отечественные научные работы (А. П. Болтунов, А. А. Люблинский, А. И. Макарова и др.). Признаки одаренности в годы школьного детства наблюдаются (по Н. С. Лейтесу):
§ в повышенной восприимчивости к учению;
§ более быстром темпе продвижения;
§ более выраженных творческих проявлениях .
Е. С. Белова считает, что «отождествление одаренности с высоким уровнем развития мышления искусственно и неправомерно». Интеллект не существует сам по себе, а успешность, достижения часто зависят от эмоционального настроя, чувств, интересов, потребностей, воли, упорства и многого другого, что относится к личностным особенностям человека. Одаренность — это«особый склад личности». «Сильное стремление к познанию способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи. Ребенок развивается с опережением. Эти особенности выделяются как показатели детской одаренности». В подобных случаях можно говорить о сильно выраженной познавательной потребности (потребности в новых знаниях, способах или условиях действий), побуждающей ребенка к активному поиску новых впечатлений, информации, что сопровождается положительными эмоциями (радость познания). Эта потребность «ненасыщаема» (Е. С. Белова): чем больше ребенок знает — тем больше хочет узнавать. У одаренного ребенка познавательная потребность может преобладать над другими потребностями: ради новой книги, занятия, дающего возможность узнать что-то новое и интересное, он готов отказаться от сладостей, прогулки и сна. Благодаря собственной активности ребенок открывает много интересного. Если взрослые не всегда могут объяснять, показывать, учить детей, то ребята сами дополняют недостающую информацию бурной фантазией и воображением.
Психолог B.C. Юркевич утверждает: необычно развит не сам по себе ум человека, а одарена его личность. В силу этого он выделяет особенности человека, наделенного развитыми способностями:
он другой и по характеру, и по восприятию мира;
по-другому строит отношения с окружающими;
по-другому трудится.
Одаренные дети опережают в своем развитии сверстников, необычайно легко усваивают человеческий опыт — это способные дети. Однако есть другая одаренность, гораздо более трудная для родителей, — одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением, восприятием, деятельностью. При этом способности к усвоению могут быть не такими выдающимися и окружающие не могут вовремя определить этот дар. У творчески одаренного ребенка, как правило, менее уживчивый характер, чем у «нормальных» детей, из-за чего у него часто возникают трудности в общении с родителями, воспитателями, учителями. Одаренные дети — особый мир детства.
Исследователь детской одаренности Н. С. Лейтес, изучив особенности жизни и деятельности одаренных детей, пришел к выводу, что детская одаренность проявляется в склонности к труду, в острой потребности таких детей заниматься определенным видом деятельности.
Ранние признаки одаренности могут оказаться только чем-то временным, преходящим. Первостепенное значение имеет своеобразие ума. У каждого ребенка — свое сочетание признаков умственного своеобразия. Индивидуальные различия не сводятся к разному темпу умственного развития. Возможно, дети, которые не проявляют необычных успехов, могут заявить о своих особых способностях на последующих возрастных этапах. Одаренным может оказаться и тот, от кого этого совсем не ожидали. Иногда какое-нибудь обстоятельство может содействовать развивающейся личности или, наоборот, мешать раскрытию умственных возможностей. Н. G. Лейтесввел понятие возрастной одаренности, обозначая предпосылки подъема интеллекта, обусловленные свойствами детских возрастов. Значение этого понятия в том, что незаурядные умственные проявления ребенка зависимы от специфических возможностей детства. Характеризуется ребенок (или подросток), чьи умственные достоинства еще не указывают достаточно определенно на их уровень и своеобразие в будущем. Проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития, так как многое будет зависеть от правильного самоопределения. Возрастные периоды представляют собой необходимые стадии развития каждого ребенка: младший школьный возраст (6 — 10 лет); подростковый, или средний школьный возраст (10 — 15 лет); ранняя юность, или старший школьный возраст (15 — 17 лет). Указанные хронологические границы приблизительны, в определенной мере условны. Принятые наименования периодов указывают, прежде всего, на этапы обучения и умственного развития. Возрастные черты касаются не только умственных свойств, но и эмоционально-волевой сферы, мотивов и т. д.
Возраст | Признак одаренности |
Раннее детство (1—3 года) | Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за событиями; большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая интересна. Способности к рисованию, музыке, счету. Нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия |
Дошкольный период (4 — 7 лет) | Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через «этажи», яркое воображение). Нечеткость в разграничении реальности и фантазии; преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочтение общества старших детей и взрослых. Доброта, открытость, понятливость. Превосходное владение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего. Острое реагирование на несправедливость. |
Школьный период (8-17 лет) | Успех во многих начинаниях, высокие результаты. Потребность в коллекционирования, классификации, принятие сложных и долгосрочных заданий. Великолепное чувство юмора. Развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение задании. Владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем. |
Взрослый период (после 18 лет) | Легкость усвоения новых идей и знании, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действии, социальных ситуациях. Отличная развитость навыков общения, открытость, дружелюбие, умение ценить юмор. Живое и непосредственное воображение. Открытое выражение своих чувств и эмоций. Активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску. Нетерпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложных заданий. Независимость в суждениях и поведении |
В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям (А. И. Доровской). В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.
В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом. Наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий — природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).
Более выраженные творческие проявления наряду с более высокой восприимчивостью к учению в настоящее время признаются основными показателями одаренности ребенка (Е. С. Белова).
С. А. Леднева представляет детскую одаренность как «некий интеллектуальный творческий потенциал, в той или иной степени присутствующий в каждом ребенке». У одаренных детей уровень способностей значительно отличается от среднего. Оценка одаренности не должна основываться только на тестировании: ее степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания при выполнении содержательной деятельности. Ранняя специализация не должна быть преждевременной или чрезмерной. Одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. Главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.