Тема 2:Общая одарённость: понятие и структура

1. Понятие «общая одаренность».

2.Структура общей одаренности.

Литература:

Голубев а Э. А. Способности и индивидуальность.-М., 2003.

Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.

-М., 2001.

Кадыров Б.Р. Способности и склонности: Психофизиологические ис­следования. - Ташкент, 2000.

Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьни­ков.

-М., 2008.

Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия.

- М.; Воронеж, 2007.

Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2005.

1.Общая одаренность - уровень развития общих способностей, который определяет диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.

Предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине 19 в. английский психолог Ф.Гальтон. В 1929г. Ч.Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, которая объясняла высокие корреляции разнородных тестов общим фактором умственной энергии. Множество специальных тестов определяют успешность выполнения конкретного теста. В течение длительного периода времени шла дискуссия сторонников множественности первичных способностей (Э.Торндайк, Л.Терстоун) и сторонников «общего» фактора (Г.Айзенк, С.Берт и др.).

Дети с общей интеллектуальной одаренностью овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Этот вид одаренности, как правило, связывают с высоким уровнем интеллектуального развития (как правило, речь идет о высоком показателе коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта.

2. Мотивация.Любая деятельность человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые раз­ные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерар­хическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие подчиненное положение. Это явление получило наименование — направленность личности.

Направленность— одна из основных характеристик творческой личности, выражена она в иерархической струк­туре мотивационно-потребностной сферы, в которой доми­нируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, комму­никативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влече­ния, желания, склонности, интересы, потребности), непо­средственно связанные с содержанием деятельности.

Важные аспекты этой проблемы вскрыты в исследова­ниях психологов В.Э. Чудновского и B.C. Юркевич. Они отмечают в частности: "...умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть по потреб­ности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций"1. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотинированная таким образом, содействует развитию данных спо­собностей. Эта мысль многократно подчеркивалась многими юрубежными и отечественными исследователями.

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи приняли точку »рения, согласно которой ключевой характеристикой по­тенциала личности следует считать не выдающийся ин­теллект или высокую креативность, как считалось ранее, а ее мотивацию. Так, например, P.M. Грановская и Ю.С. Крижанская пишут: "...люди, изначально менее способ­ные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются, в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее за­интересованные"2.

Креативность (или творческость). В материалах иссле­дований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, характери­зующих это свойство личности. У П. Торренса их четыре (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность), у В. Лоуэнфельда — восемь (умение видеть проблему, бег­лость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей), у A.H. Лука их выделено более десяти.

"Креативность, — пишет П. Торренс, — это значит ко­пать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее"

Есть в его работах и более строгое описание. Так по­нятие — "беглость" он рассматривает как способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, од­нако чем больше идей, тем больше возможностей для выбо­ра из них наиболее оригинальных.

Гибкость — представляет собой способность легко пе­реходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Противопо­ложное качество называют инертностью мышления.

Оригинальность — один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожи­данные идеи, отличающиеся от широко известных, обще­принятых, банальных.

Наши рекомендации